Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация пространства выступления






Существует довольно большое разнообразие форм организации пространства выступления. Рассмотрим самые основные.

Учебные классы (ряды). Использование аудитории с расположенными рядами слушателей ассоциируется с традиционными формами обучения. Внимание участников в данном случае целиком направлено на выступающего, т.е. меняется коммуникативная структура группы: связи каждого с каждым опосредуется докладчиком. Эта форма организации пространства приводит к появлению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т.п.). В этом случае необходимо специально наблюдать за «выявлением» пассивных участников.

Подкова. Участники рассаживаются неполным кругом с открытой стороной, откуда демонстрируют наглядный материал. Подкова задает возможность диалога по поводу предмета (схемы). Сильная сторона подковы состоит в том, что она снимает момент противостояния группы и докладчика. Инструктор и группа вместе переориентируют свое внимание на третий предмет. Распространенная ошибка выступающих – невыгодный выбор ориентации: например, вставать спиной к аудитории и лицом к собственным наглядным материалам и читать по ним.

Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство различий, обеспечивая всем одинаковые места. поэтому он очень выгоден для активизации аудитории. Основной принцип – круг должен быть плотным и исключать разрывы. Разомкнутость пространства (пустые места)создает дискомфорт и ощущение «утекания энергии».

Кластер (работа в подгруппах). Участников делят на подгруппы (пары, тройки), размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями представителей. Необходимо соблюсти баланс в выборе дистанции между подгруппами. Чем ближе одна из них находится к другим, тем больше динамическая и содержательная интерференция, чем дальше, тем сильнее внутригрупповые процессы. Основная сложность заключается в провоцировании разговоров во время выступления, может произойти распад большой группы.

Аквариум. Используется в случае публичной полемики или дебатов. Активные участники вступают в коммуникацию по заданному вопросу в присутствии аудитории. Остальные наблюдают за коммуникацией выделенной пары или группы докладчиков, после чего имеет возможность задать вопросы. Работа в режиме аквариума экономна во времени и вместе с тем позволяет создать разделяемый опыт. Важно обеспечить всем наблюдателям хорошую видимость и слышимость, чтобы избежать их выпадение.

Не всегда возможна эффективная организация пространства. Желательно знать заранее место, что позволяет учитывать его сильные и слабые стороны. Оптимально регулярно менять пространственную организацию и дистанции. Этот инструмент управления динамикой и темпом, фиксации перехода от одной темы к другой, обеспечения активности участников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.