Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории взаимодействия






Теория действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Социолог Т. Парсонс предложил описание структуры социального действия, которое включает в себя:

а) деятель;

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие;

г) ценности (которые принимает каждый участник);

Д) ситуация (в которой совершается действие).

Данная схема оказалась слишком абстрактной, а потому непригодной для эмпирического анализа.

Теория социального обмена (необихевиоризм) Дж. Хоманса. Хоманс считал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Сформулировал 4 принципа взаимодействия:

Ч ем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться. Е сли вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. Е сли вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. К огда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Таким образом, Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Теория социальной связи Я. Щепаньского. В данной теории описывается развитие взаимодействие. Центральным понятием является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта;

б) психического контакта (взаимная заинтересованность);

в) социального контакта (совместная деятельность);

г) взаимодействия (определяется как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера);

д) социального отношения.

Психоаналитическая теория взаимодействия (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан). З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Семья является прототипом взаимоотношений с внешним миром.

К. Хорни 3 возможные компенсирующие стратегии, которые вырабатываются с детства и определяют характер взаимодействия с окружающими людьми:

Ø движение к людям;

Ø движение против людей;

Ø движение от людей.

Обычно все три стратегии используются достаточно равномерно, преобладании какой-нибудь одной может указывать на невроз.

Теория управления впечатлением Э. Гофман. В основе теории лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которого можно произвести хорошее впечатление на других, люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. Эту концепцию называют также теорией социальной драматургии.

Интеракционистская теория (Г. Блюмер, Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон и др.). Ключевое понятие «взаимодействие» - откуда и название направления, в рамках которого разрабатывались теория символического интеракционизма, ролевая теория.

Теория символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блюмера. Любое взаимодействие людей осуществляется с помощью символов. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Блюмер сформулировал 3 основных положения теории: ч еловеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям; э ти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами; з начения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теория роли (Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани). Чтобы интеракция продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли».

Социальная роль –

1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;

2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;

3. реальное поведение человека в той или иной позиции.

Т Шибутани (1969) различает конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Обучение этим ролям происходит в процессе участия в организованных группах. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

У. Шутц является автором концепции динамики межличностных отношений. Выделил 3 основных этапа межличностных отношений:

включение во взаимодействие; этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека; интимность.

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:

 

1. Область позитивных эмоций: а) солидарность
  б) снятие напряжения
  в) согласие  
2. Область решения проблем: а) предложение, указание
  б) мнение
  в) ориентация других  
3. Область постановки проблем: а) просьба об информации
  б) просьба высказать мнение
  в) просьба об указании  
4. Область негативных эмоций а) несогласие
  б) создание напряженности
  в) демонстрация антагонизма.
   

Теория транзактного анализа Э. Берна.

Э. Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я – субъекта. Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:

Эго-состояние Родитель проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.

Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

Эго-состояние Ребенок связано с эмоциональными переживаниями индивида.

 

Таблица 3. Внешние проявления эго-состояний

Проявления Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения n Все знаю, что… n Ты никогда не должен… n Я не понимаю, как это допускают… и т.п. Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… и т.п. n Я сердит на тебя… n Здорово… n Отлично… n Отвратительно… и т.п.
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п. Связанные с реальностью. Очень эмоциональные.
Характерное состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п. Внимательность, поиск информации. Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.
Выражение лица Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное. Открытые глаза, максимум внимания. Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п.
Характерные позы. Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди. Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним. Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п.

Виды транзакций:

Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.

Пересекающиеся: трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.

Скрытые: те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.

Стандартные цепочки трансакций образуют игры, которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.

Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии. Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование. Ребенок принимает его по следующим причинам:

1) он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось бы выбирать самому;

2) программирование родителей дает ребенку уже готовый вариант структурирования своего времени, тем более что он будет одобрен родителями;

3) ребенку нужно просто объяснить, как делать те или иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях (узнавать все самому интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках).

Следующий шаг транзактного анализа – анализ позиции, которая отражает отношение человека к миру вообще, к своему окружению – друзьям и врагам. Позиции бывают двусторонние и трехсторонние.

Двусторонние позиции базируются на понятиях «хорошо» (+) и «плохо» (-). Выделяют 4 основные позиции:

1. Я (-) – Ты (+). Я – плохой, ты – хороший. Это позиция, с которой человек рождается. С психологической точки зрения она депрессивна, а с точки зрения социальной – это самоуничижение. У взрослого человека может способствовать появлению зависти по отношению к окружающим. А ребенка эта позиция часто побуждает подражать окружающим, учится у них, она может трансформироваться со временем в 3 другие;

2. Я (+) – Ты (-). Я – хороший, ты – плохой. Это точка зрения превосходства, высокомерия, снобизма. Может сформироваться в детоцентрических семьях, когда ребенок видит, что все делается для него и ради него. В транзактной теории эта позиция трактуется как тупиковая: если я – лучше всех, то на кого мне равняться, у кого учиться, к чьим словам прислушиваться?

3. Я (-) – Ты (-). Я – плохой, ты – плохой. Это установка безнадежности, которая может лежать в основе аутоагрессии и быть причиной суицидального поведения. Часто формируется в семьях риска, где ребенок чувствует себя заброшенным, никому не нужным, а поведение родителей не соответствует социальным нормам.

4. Я (+) – Ты (+). Я – хороший, ты – хороший. Это позиция здоровой, социально зрелой личности, которая отражает достойную жизнь, позитивный взгляд на ситуацию, веру в успех.

Трехсторонние позиции включают компоненты Я, Ты и Они.

1. Я (+), Ты (+), Они (+). В демократическом обществе эту позицию могут занимать целые семьи. Ее можно считать идеалом. Лозунг: «Мы любим всех!»

2. Я (+), Ты (+), Они (-). Эта позиция необъективная, как правило, ее занимает болтун, сноб или хулиган. Лозунг: «Мне нет до них дела!»

3. Я (+), Ты (-), Они (+). Это позиция недовольного человека, например, миссионера: «Вы не так хороши, как те».

4. Я (+), Ты (-), Они (-). Это позиция критически настроенного человека, который смотрит на всех свысока: «Все обязаны преклоняться предо мной и быть таким, как я».

5. Я (-), Ты (+), Они (+). Позиция унижающего себя человека, святого или мазохиста. Лозунг: «Я хуже всех в этом мире!»

6. Я (-), Ты (+), Они (-). Позиция подхалима, когда человек делает это не по необходимости, а из снобизма: «Я пресмыкаюсь, и награда ждет меня, а не тех людей».

7. Я (-), Ты (-), Они (+). Позиция угодливой зависти или политической акции: «Она не любят нас, потому что мы хуже их».

8. Я (-), Ты (-), Они (-). Позиция пессимистов и циников, тех, кто уверен: «В наше время нет хороших людей».

Позиции тесно связаны с жизненным сценарием и часто влияют на характер игр.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите структуру взаимодействия.

2. Какие социально-психологические феномены могут возникнуть в процессе интеракции?

3. Какие стратегии взаимодействия описал К. Томас?

4. Назовите функции конфликта?

5. Какие психоаналитические теории взаимодействия вы знаете?

6. Перечислите аспекты социальной роли.

7. Какие Эго – состояния выделил Э.Берн?

8. Назовите виды транзакций.

9. Какие области взаимодействия выделил Р. Бейлз?

10. Перечислите принципы социального взаимодействия, сформулированные Дж. Хомансом?

 

Глава 5. Основы эффективного общения

 

Понятие коммуникативной компетентности

 

Эффективность общения очень часто соотносят с доброжелательным, бесконфликтным, «мягким» взаимодействием людей. Это не совсем так. Эффективность коммуникации определяется, прежде всего тем, насколько вы достигли поставленной перед собой цели. Возможно, вы должны прекратить отношения с человеком или сказать ему то, что давно хотели, но не решались, ваше общение с ним в этом случае трудно будет назвать «гладким». Общаясь грубо, не внимая к его чувствам и эмоциям, вы скорее добьётесь поставленной цели. Такое общение тоже можно назвать эффективным с точки зрения достижения поставленной перед ним цели.

Но всё-таки гораздо больше усилий приходится тратить на то, чтобы наладить конструктивное общение, понять позицию свою и партнёра, чётко подобрать техники и способы бесконфликтного взаимодействия. Более того, есть приёмы, которые стоит довести до автоматизма, и тогда, мы почувствуем реальную пользу от их применения в различных ситуациях общения.

Эффективность общения обычно связывают с разными подходами к изучению:

1. Теория черт (Р. Кэттел, Г.Оллпорт, А.Г. Шмелёв и др.) Представители этой теории выделяют личностные особенности, которые способствуют и препятствуют межличностному общению. К первым относят: общительность, доброжелательность, толерантность, искренность и т.д. Ко вторым – подозрительность, замкнутость, агрессивность, равнодушие и т.д.

В объективном смысле черта – это устойчивая диспозиция индивида к определённому поведению в определённом широком или узком классе ситуаций, сложившаяся в ходе формирования индивидуального опыта на основе взаимодействующих факторов: психофизиологической конституции (темпераментальный аспект, или черты-свойства), социального подкрепления ролевого поведения (характерологический аспект или черты-навыки), эмоционально-ценностного присвоения и конструирования идеальных образцов и целенаправленных стратегий (рефлексивно-личностный аспект или черты-стратегии).

В субъективном смысле это – субъективная категориальная единица опыта, обобщающая для субъекта признаки определённого класса ситуаций и предписаний по поведению в этих ситуациях; это личностный конструкт, позволяющий ускоренно решать (за счёт сокращенного перебора информативных признаков ситуации) задачу выбора стратегии поведения в текущей ситуации и одновременно – задачу переживания целостности «я».

2. Концепция отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Отношения личности становятся регулятором поведения. Именно отношение личности объясняет, почему один и тот же человек терпелив к одним и не терпим к другим людям. Постепенно формируется определенная система отношений каждой отдельно взятой личности. Вместе с тем, общее позитивное отношение человека к миру является доброжелательностью – универсальным ключом к эффективному общению. Выделяют три класса отношений: отношение к себе самому, отношение к другим людям и отношение к миру в целом.

3. Теория альтруистического эгоизма (Р. Докинз, Г. Селье). Каждый человек подсознательно понимает, что ему в межличностном взаимодействии выгоднее, чтобы его любили. Раз это выгодно, этого надо добиться, то есть становиться целью поведения.

4. Ситуационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф). Очень многое в общении зависит от ситуативных факторов: погодных условий, количества участников, места взаимодействия и т.д. Многочисленные эксперименты подтверждают значимость данных- факторов.

5. Когнитивная теория (Дж. Келли, К. Левин, Л. Фестингер). У каждого человека существует своя субъективная картина мира, преломляясь через которую одна и та же ситуация разными людьми оценивается по-разному. Это существенно влияет на поведенческую реакцию в ситуации взаимодействия. Таким образом, в данном подходе интегрируются концепция отношений и ситуативная теория.

Рассматривая особенности эффективного общения, остановимся на двух понятиях, лежащих в основе многих техник: коммуникативность и коммуникабельность. Важно отметить, что данные понятия не являются синонимичными. Под коммуникативностью понимается владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

Коммуникабельность же это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.

Существует и такое понятие, как коммуникативная компетентность, которое различные исследователи трактуют по-разному.

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989).

Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11).

Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10).

Е.В. Сидоренко (2003, с. 60) предлагает следующую схему коммуникативной компетентности:

 

    Коммуникативная компетентность         =   коммуникативная способность коммуникативные умения коммуникативное знание }   адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения

 

Психологические сигналы при вступлении в контакт

 

Вербальные сигналы, располагающие к контакту:

1. Отчетливое приветствие.

2. Обращение к человеку по имени

3. Предложение сесть

Невербальные сигналы, располагающие к контакту:

1. Проксемика

- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)

- угол наклона тела меньше прямого (тупой угол между собеседниками – это провал переговоров)

- дистанция между партнерами соответствует специфике ситуации

- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне

2. Позы

- открытая, а не закрытая (конечности не скрещены, голова и корпус развернуты в сторону собеседника, ладони раскрыты, мышцы расслаблены, контакт глаз)

- асимметричная, а не симметричная

3. Мимика

- улыбка

- живое, естественно изменяющееся выражение лица

4. Взгляд

- продолжительность контакта глаз 3-5 сек

- частота контакта – не реже 1 раза в минуту

- частота моргания – раз в 3-5 сек

5. Такесика – движение собеседников в пространстве

Не допускаются:

- ритмические движения

- движения большой амплитуды

- резкие движения

- неритуализированные прикосновения

6. Паралингвистика

- отчетливость речи

- доброжелательные интонации

- средняя громкость голоса

- низкая высота тона

- умеренная быстрота речи.

Несколько основных правил позитивного общения.

1. Говорить на языке партнёра. Данное правило носит как психологический, так и лингвистический характер. Язык сообщения должен быть понятен всем субъектам общения.

2. Проявлять уважение к партнёру. Это правило является важнейшим принципом конструктивного общения.

3. Демонстрировать общность. Варианты бесчисленны – это может быть общность интересов, целей, задач, привычек (желательно позитивных), каких-то внешних характеристик, имени, наконец. Интересно, что подчёркивание общности не только одно из самых важных правил, но и самое древнее. Вспомним, фразу Маугли из знаменитого произведения Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» В этом предложении содержится ещё один важный нюанс: обращение «Мы», обратите внимание не ты со мной, а мы с тобой.

4. Проявлять интерес к проблемам партнёра. Мы понимаем, что большинство проблем знакомо многим людям: от маленькой ссоры супругов до смерти близкого человека. Но всегда нужно помнить о том, что для конкретного человека это проблема всегда будет индивидуальной, непохожей ни на чью другую. Именно поэтому, и относится к его проблеме нужно уважительно и с большим интересом, показывая, что вам это небезразлично.

5. Представлять партнёру возможности выговориться. Очень часто человеку необходимо дать возможность выговориться, внимательно выслушивая его. Как показывает практика, порой этого бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

Для того чтобы у человека была возможность выговориться, вербализовать мучающую его проблему, эмоциональное состояние в психологии выработаны определённые техники «Активного слушания».

 

Техники активного слушания

 

Одна восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего». С психологической точки зрения слова слушать и слышать носят абсолютно разный смысл. СЛЫШАТЬ означает физически воспринимать звук, а СЛУШАТЬ – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Известно, что в английском языке для обозначения соответствующих оттенков служат разнокоренные глаголы «to hear» и «to listen».

Существует такая поучительная легенда. К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним, несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» - задал вопрос удивлённый ученик. «Потому, - ответил философ, - что мне придётся обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (Панфилова А.П., 2001).

Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнёра.

Активное слушание предполагает владение умениями самовыражения и действия и направлено на формулирование и решение коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание – это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.

 

Таблица 4. Техники активного и пассивного слушания

Активное слушание Пассивное слушание
Попытки побудить партнера к разговору. Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил.
Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия. Ожидание того, когда окажется в состоянии сказать нечто действительно интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.
Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.

 

Техники активного слушания направлены на решение двух основных задач: 1) умение разговарить и 2) умение услышать и понять.

 

Задача 1: умение «разговорить».

Коммуникатив-ные техники Определения Как это сделать?
1. Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинаются со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? Где? Если…, то…? Какой?
2. Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да» или «нет» Когда истекает срок сдачи проекта? Вас зовут…? Ты сможешь это сделать к завтрашнему дню?
3. Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов Ты затрудняешься ответить, руппму что не знаешь ответа, потому что ответ будет неприятным или потому что тебя просили мне пока ничего не сообщать? Сегодня вторник или среда?

 

Задача 2: умение услышать.

Техники Определения Как это сделать?
1. Вербализация, ступень А Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером Дословное повторение последних слов партнера Добавление цитат из высказываний партнера к собственным фразам (Итак, ты считаешь…(далее цитата))
2. Вербализация, ступень Б Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнера Лаконичная формулировка руппаго партнером
3. Вербализация, ступень В Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера а) Уточняющие вопросы: Ты, наверное, имеешь в виду…? Вы, наверное, говорите это потому, что…? Б) пробные вопросы или условные гипотезы А может быть так, что ты считаешься, что…? А может быть так, что вы хотели бы…?

 

Таблица 5. Техники регуляции напряжения.

Снижают напряжение: Повышают напряжение:
1. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, личностных черт и др.) 1. Подчеркивание различий между собой и партнером
2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего б) партнера 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего б) партнера
3. Проявление интереса к проблемам партнера 3. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера
4. Предоставление партнеру возможности выговориться 4. Перебивание партнера
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7. Поиск виноватых и обвинение партнера
8. Обращение к фактам 8. Переход на «личности»
9. Спокойный уверенный темп речи 9. Резкое убыстрение темпа речи
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз

 

Трудности эффективного слушания.

Отключение внимания. Отвлечь внимание может всё, что действует необычно или раздражает.

Высокая скорость умственной деятельности. Общеизвестным является тот факт, что наше мышление опережает речь.

Антипатия к чужим мыслям. Как правило, человек больше ценит свои мысли, легче бывает отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за «ходом мыслей» другого.

Избирательность внимания. Часто в целях самозащиты (от ненужной информации) наш мозг, непроизвольно выбирает то, что представляет для нас наибольший интерес. Поэтому у любого человека есть привычка переводить своё внимание с одного объекта (субъекта) на другой.

Потребность реплики. Очень часто речь другого вызывает у нас сильное желание перебить, ответить, «встрять» в его речь. В этом случае мы перестаём, как правило, слушать другого человека.

Общепризнанный мастер общения знаменитый психотерапевт К. Роджерс пишет, что «Основным препятствием во взаимном межличностном общении является наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять…настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с вниманием. Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чём он говорит» (К.Роджерс, 1994).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.