Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частные типы ВНД. Тип нервной системы и индивидуальный стиль деятельности






Кроме 4-х общих для человека и животных типов ВНД И.П. Павлов выделил три частных типа ВНД, которые характерны только для человека. Деление на частные типы ВНД И.П. Павлов произвел в зависимости от взаимодействия и уравновешенности первой и второй сигнальных систем действительности.

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди с таким типом ВНД в процессе мышления широко пользуются чувственными восприятиями и образами окружающего мира, непосредственно воспринимают действительность (наглядно-образное мышление). У них относительно слабее развита склонность к абстрактному мышлению. Среди людей с этим типом ВНД чаще встречаются поэты, писатели, художники, музыканты, композиторы.

2. Мыслительный тип. Характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой, усиленным абстрактным мышлением. В отличие от художественного типа люди с мыслительным типом воспринимают окружающий мир более абстрактно, со склонностью к анализу и синтезу, обобщению сигналов окружающей среды. Среди людей с мыслительным типом ВНД больше математиков, шахматистов, следователей конструкторов.

3. Средний тип. К нему относится большинство людей. Для них характерна уравновешенность деятельности обеих сигнальных систем. Им присущи как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

И.П. Павлов предполагал, что крайним человеческим типам «мыслительному» и «художественному» – должны соответствовать и противоположные типы темпераментов, т.е. меланхолики и холерики. Во время И.П. Павлова наука о мозге еще не располагала достаточным количеством сведений о функциональной специализации полушарий, и классификация людей по частным типам ВНД оставалась без достаточного обоснования. Сегодня накопленные данные о функциональной асимметрии полушарий показывают, что у людей с художественным типом ВНД преобладает «правополушарное» образное мышление, то есть у них более активно правое полушарие. Мыслительный тип – люди с преобладанием «левополушарного» абстрактного мышления, то есть с более активным левым полушарием.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере изменяться под влиянием воспитания благодаря пластичности нервной системы. Преобладание активности одного из полушарий наряду с врожденными факторами может быть обусловлено особенностями воспитания и обучения, то есть тренировкой.

Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По теории И.П. Павлова, предпочтительными для успешности деятельности являются 2-й и 3-й типы ВНД, соответствующие темпераментам сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни 1-й тип ВНД (по темпераменту – холерик) из-за неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует 4-й тип ВНД (меланхолика). Однако Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и вида выполняемой деятельности преимущество могут иметь разные типы ВНД и темперамента, а также индивидуальные качества человека. На этом базируются основные положения науки о профориентации, задача которой оказать помощь человеку в выборе профессии.

В обычных условиях тип ВНД и темперамента человека лишь в незначительной степени определяет результативность его деятельности и проявляется преимущественно в индивидуальных особенностях поведения. В экстремальных же ситуациях влияние типа ВНД и темперамента на эффективность деятельности резко возрастает, так как привычные формы поведения не позволяют достичь желаемой цели: для этого нужны дополнительные волевые и физические усилия. В таких условиях более мобильными проявляют себя люди с 1-м и 2-м типом ВНД, тогда как в обстановке строгой регламентации продуктивность их труда понижается. Регламентация быстро утомляет их, поэтому предпочтительными для них являются действия, которые можно прерывать или чередовать с другими. Такое изменение типа деятельности предохраняет холериков и сангвиников от психической перегрузки и дает возможность работать длительное время без серьезных ошибок. И наоборот, люди с 3-м и 4-м типом ВНД в условиях жесткой регламентации проявляют большую продуктивность и сопротивляемость трудностям.

При взаимоотношениях с носителями различных типов ВНД и темперамента необходимо использовать разный подход. В общении с холериком нельзя допускать резкость, несдержанность, что может моментально вызвать негативную ответную реакцию. В то же время его нужно систематически контролировать, давая жесткую и справедливую оценку проступкам и промахам. При этом отрицательная оценка может высказываться в достаточно энергичной форме и настолько часто, насколько это требует конкретная ситуация. Сангвинику необходимо чаще давать новые, по возможности интересные, задания. Он должен быть постоянно сосредоточен и напряжен, включен в активную деятельность. Его усилия следует периодически поощрять. Флегматика нужно заинтересовать и вовлечь в энергичную деятельность, избегая частого переключения его внимания с одной задачи на другую. При общении с меланхоликом желательно избегать не только грубости и резкости, но даже иронии и повышенного тона. Нужно не забывать вовремя похвалить его за достигнутые успехи, чаще проявлять к нему внимание. Критиковать меланхолика следует как можно осторожнее и, если есть возможность, наедине.

Тип ВНД и темперамент человека достаточно устойчивы. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения типа ВНД в процессе нормальных условий жизни. Однако это может произойти в каких-то чрезвычайно экстремальных условиях, что И.П. Павлов называл «невротическим срывом ВНД».

Наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, приобщение к труду, физкультуре и спорту, рациональное питание, режим труда и отдыха играют очень большую роль в формировании типа ВНД.

Способствует формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД, воспитание детей в условиях чрезмерной и избыточной заботы о них.Ребенок вырастает безвольным и безынициативным, если из его жизни исключены трудности, посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков. Способствует развитию эгоцентричности и себялюбию такое воспитание, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба.

Также непродуктивным для формирования гармоничной личности является чрезмерно суровое и холодное воспитание, требующее неукоснительного выполнения обязанностей и соблюдения правил поведения, диктуемых родителями. Отрицательными методами и средствами воспитания являются применение физических наказаний, запугивание, наказание лишением прогулки или еды. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими особенностями поведения.

Наиболее оптимальным является воспитание, сочетающее в себе теплоту, заботу и внимание к ребенку с поощрением его активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы. Ребенка нужно привлекать к посильной трудовой деятельности, участию в играх, занятиям физической культурой.Воспитание надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. При этом необходимо предъявлять ребенку посильные задачи, обучать преодолению трудностей, что способствует формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Выработанная с детства активная жизненная позиция, увлеченность делом, адекватная умственная и физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.