Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочный рефлекс. Общие закономерности формирования врожденных форм поведения






Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс. Это рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды . Ориентировочным рефлексом называют безусловно-рефлекторные непроизвольные реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочный рефлекс выражается внешне в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение.

Ориентировочный рефлекс часто называют рефлексом настораживания, тревоги, удивления, а И.П. Павлов назвал его рефлексом «Что такое?». Чаще всего ориентировочный рефлекс возникает при неожиданном раздражении зрительных, слуховых или обонятельных рецепторов. Реакция эта врожденная и не исчезает при полном удалении коры больших полушарий у животных. Ее наблюдают у детей с недоразвитыми полушариями – анэнцефалов. Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро ослабляется и угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от коры больших полушарий.

Ориентировочный рефлекс проявляется целым комплексом реакций. В развитии ориентировочного рефлекса выделяют три фазы. Первая фаза выражается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы. Возникает общее торможение («стоп-реакция») в ответ на появление любого достаточно сильного постороннего раздражителя с неизвестным сигнальным значением.

Вторая фаза начинается, когда состояние «стоп-реакции» переходит в реакцию вздрагивания, или общей активности. В эту фазу весь организм приводится в состояние рефлекторной готовности к возможной встрече с чрезвычайной ситуацией. Мобилизация самозащиты организма при встрече с новым или неожиданным раздражителем выражается в общем повышении тонуса всей скелетной мускулатуры, повороте головы и глаз в направлении раздражителя.

Третья фаза ориентировочного рефлекса начинается с фиксации раздражителя органами чувств. Затем происходит развертывание процесса анализа поступающей от рецепторов информации о раздражителе и принятие решения об ответной реакции организма.

Ориентировочный рефлекс входит в структуру ориентировочного поведения, или ориентировочно-исследовательской деятельности. Исследовательская активность в новой обстановке может быть направлена как на освоение новизны, удовлетворение любопытства, оценку ситуации, так и на поиск раздражителя, способного удовлетворить имеющуюся потребность.

Ориентировочный рефлекс помогает определить значимость раздражителя, в связи с чем повышается чувствительность анализаторов для наилучшего восприятия раздражителя. Таким образом, любой вид анализа раздражителей происходит при активном участии ориентировочного рефлекса.

Осуществление ориентировочного рефлекса является результатом динамического взаимодействия различных структур коры больших полушарий и подкорковых образований головного мозга, что находит отражение в изменении ритма электроэнцефалограммы. Ориентировочная реакция возникает в результате сличения (сопоставления) нового или неожиданного раздражителя со следом («нервной моделью»), оставленным в нервной системе предшествующими раздражителями. Если раздражитель и след совпадают, то ориентировочный рефлекс не возникает. Если же поступающая от органов чувств информация о раздражителе не совпадает с хранящимся в памяти следом («нервной моделью» раздражителя), то ориентировочная реакция возникает и оказывается тем интенсивнее, чем более выражено такое рассогласование.

Формирование врожденных форм поведения характеризуется следующими общими закономерностями.

1) Каждый компонент безусловно-рефлекторной деятельности развертывается на основе внутренней потребности, вызвавшей доминирующую мотивацию, и действия специальных ключевых факторов внешней среды.

2) Генетически обусловленные компоненты поведения характеризуются жестким программированием этапных и конечных результатов поведения, удовлетворяющих главные потребности организма.

3) Обязательным условием удовлетворения ведущей потребности организма при инстинктивной деятельности является достижение всех этапных результатов и сравнение их с генетически запрограммированными. Только после получения полноценной информации о предыдущем этапном результате животные осуществляют деятельность, направленную на достижение следующего результата.

4) Для формирования инстинктивной деятельности необходимы стабильные на протяжении многих поколений условия существования животных организмов.

5) Инстинктивное поведение мало использует механизмы индивидуального обучения. Как правило, инстинктивное поведение более выражено у животных, вырастающих изолированно от родителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.