Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии формирования двигательного навыка. Автоматизация движений и устойчивость навыков






Формирование двигательного навыка, как правило, проходит через три стадии, или фазы. В первой (начальной) стадии наблюдаются иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций, вовлекающей в работу лишние мышцы. В эту стадию происходит объединение отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наступает концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и высокая степень стереотипности движений. В третьей стадии происходит стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и тяжестью мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, уровнем квалификации человека и др. Новые сложные движения всегда формируются на фоне прежде сложившихся координаций. Поэтому если новый формируемый навык включает много ранее освоенных элементов, то первая стадия может практически не появляться, и формирование навыка начнется со второй стадии. Развитие новых навыков протекает быстрее всего у людей высококвалифицированных в этой области движений, медленнее – у людей средней квалификации и значительно дольше у новичков. Совершенно по-разному будет формироваться навык, требующий значительных мышечных усилий, у лиц с различным развитием опорно-двигательного аппарата.

Значительно ускоряют формирование двигательного навыка словесное объяснение особенностей выполнения его элементов, показ его правильного выполнения, просмотр видеозаписей выполнения навыка (например, спортсменом) и разбор неточностей в его выполнении.

Многие, а в ряде случаев и все составные элементы двигательных навыков автоматизируются, т.е. выполняются без их осознавания. В организме осуществляются так называемые первичные автоматизмы, связанные с различными безусловнорефлекторными реакциями, регулирующими вегетативные и некоторые двигательные функции. Первичные автоматизмы протекают всегда непроизвольно и неосознанно. Наряду с ними имеются и вторичные автоматизмы т.е. реакции, которые ранее протекали с осознаванием их и лишь потом стали осуществляться автоматически. К вторичным автоматизмам относятся и двигательные навыки.

Сформировавшиеся двигательные навыки характеризуются хорошо закрепленными временными связями между нервными центрами. Вследствие этого в тех случаях, когда навыки осуществляются в условиях оптимального возбуждения соответствующих нервных центров, они осознаются. Если же они осуществляются в условиях несколько пониженного возбуждения нервных центров, то выполнение их происходит автоматизировано. Вместе с тем, действия человека при внезапно изменившейся ситуации, выполненные автоматизировано, могут затем им полностью осознаваться после окончания соответствующих действий.

Деятельность мелких мышечных структур, как и отдельных нейромоторных единиц или их небольших групп не осознается человеком. Хорошо осознаются движения различных крупных звеньев тела и всего тела в целом. Весьма слабо отражаются в сознании вегетативные компоненты навыков.

В нервной системе процессы, связанные с управлением автоматизированными и неавтоматизированными компонентами двигательного навыка, тесно сочетаются друг с другом. При обучении и тренировке сознательный контроль над движениями имеет очень важное значение. В обучении двигательным навыкам важнейшая роль принадлежит сознательному формулированию предстоящих задач, в частности связанных с общей структурой движения. Доведение до сознания особенностей выполнения движений, характера совершаемых ошибок имеет большое значение для быстрейшего формирования правильного двигательного навыка.

Двигательные навыки, как и другие условные рефлексы, недостаточно постоянны в начале своего образования, но в дальнейшем становятся все более и более стойкими. Чем проще навыки по своей структуре, тем они прочнее. Сложнейшие координационные отношения, которыми характеризуется выполнение навыка на особенно высоком уровне, менее стойки. Вследствие этого трудно при повторениях каждый раз показывать свои лучшие результаты.

Снижают устойчивость навыков утомление нервной системы и всего организма, недостаток в организме кислорода, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неуверенность в своих результатах и др. Существенное значение имеет темперамент человека, тип нервной системы, его устойчивость при действии неблагоприятных факторов.

После прекращения систематического повторения или специальной тренировки навык начинает ухудшаться. Наиболее сложные двигательные навыки могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при перерывах длительностью в недели и месяцы. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, ездить на велосипеде, писать и т.п., сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов.

Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией деятельности кровообращения, дыхания и др., при кратковременной смене одного вида деятельности другим перестраиваются медленнее, чем двигательные компоненты. При длительных перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от двигательных компонентов, угасают полностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.