Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21. Производство по делам об административных правонарушениях






При изучении темы следует повторить тему «Сущность и виды административного процесса», так как производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Особое внимание следует обратить на нормативную регламентацию рассматриваемых вопросов: детально проработать нормы глав 24-26. Студентам необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой, так как многие вопросы производства по делам об административных правонарушениях носят дискуссионный характер, на что будет обращать внимание лектор.

Рассматривая вопрос об участии в производстве защитника, необходимо вспомнить нормативно-правовые акты, которые могут удостоверять полномочия адвоката, иного лица, оказывающего юридическую помощь.

При изучении норм КоАП РФ, связанных с обеспечением доказательств, следует четко обозначить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Качественное усвоение материала позволит студентам успешно решать задачи, предложенные на практических занятиях.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении является начальной, поэтому от качественного исполнения норм ее характеризующих зависит успех дальнейшей деятельности правоохранительных органов. При изучении данной темы следует обратить внимание на правовую регламентацию составления протокола об административном правонарушении. Кроме этого, необходимо изучить нормы, позволяющие назначать наказание без составления протокола.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является центральным элементом производства, что предполагает тщательное изучение соответствующей нормативной базы. Особо следует обратить внимание на такие процессуальные моменты как место рассмотрения дела, сроки его рассмотрения, обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Определенное значение в производстве по делам об административных правонарушениях имеют вопросы подведомственности. Для успешного освоения материала потребуется изучение норм раздела Ι Ι Ι КоАП РФ, где тщательным образом регламентирована компетенция органов исполнительной власти и судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

При изучении темы студентам следует тщательно проработать главы 30-32 КоАП РФ. Следует подчеркнуть, что разработчики Кодекса несколько по-новому подошли к регламентации рассматриваемых процессуальных вопросов. Так, например, изменился порядок подачи жалобы, появилась норма, предусматривающая пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Что же касается постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то они обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством и к предмету изучения темы не относятся.

Стадия исполнения постановлений об административных правонарушениях является заключительной. В этой связи особое внимание студентам следует обратить на элемент производства, который в законе обозначен как «вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу» (ст. 31.1 КоАП РФ). Кроме этого, необходимо четко представлять структуру стадии исполнения постановления, где элементами ее выступают обращение постановления к исполнению, приведение в исполнение постановления, окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Приступая к изучению вопросов студенты должны повторить вопросы административного принуждения, так как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются видом мер административного принуждения. Успех усвоения этой темы возможен при тщательной проработке административно-процессуальных норм главы 27 КоАП РФ.

Рассматривая вопросы классификации мер административно-процессуального обеспечения, необходимо знать, что деление мер на виды носит условный характер. При этом одна и та же мера в различных ситуациях может решать несколько задач. Так, задержание транспортного средства одновременно может быть направлено на пресечение административного правонарушения и получение доказательств.

Вначале необходимо дать понятие соответствующей меры процессуального обеспечения и определить ее цели. Далее следует подробно остановиться на порядке применения меры, обратив внимание на то, кто ее имеет право осуществлять, в каком порядке, есть ли какие-либо ограничения (по срокам, субъекту, месту и т.п.). В заключение следует тщательнейшим образом проработать вопросы процессуального оформления меры.

Принудительный потенциал мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях актуализирует проблему защиты прав и свобод индивидуальных и коллективных субъектов, в отношении которых применяются эти меры. В этой связи студентам следует учитывать, что права и свободы индивидуальных и коллективных могут подвергаться административно-процессуальным правоограничениям лишь в тех пределах, которые определены законом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

2. В чем проявляются особенности производства по делам об административных правонарушениях в отличие от иных видов административно-юрисдикционных производств?

3. Кто из участников данного производства выступает в качестве стороны?

4. Какие права имеет лицо, привлекаемое к административной ответственности?

5. Кто может выступать в качестве законного представителя юридического лица?

6. Перечислите обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении специалиста.

7. Назовите реквизиты определения о назначении экспертизы.

8. Назовите реквизиты протокола об административном правонарушении.

9. В каких случаях проводится административное расследование?

10. Кем подписывается постановление по делу, вынесенное коллегиальным органом?

11. Назовите условия правомочности заседаний коллегиальных органов.

12. В чем выражается общая и специальная административно-процессуальная правосубъектность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и федерального антимонопольного органа?

13. Как правильно определить место рассмотрения дела об административном правонарушении?

14. Что понимается под двойной подведомственностью?

15. Пользуясь компетенционными нормами КоАП РФ, определите подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14. 14, 15. 3, 16. 8, 17. 10, 18. 5, 19. 6.

16. Назовите виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, дела о которых подведомственны органам внутренних дел.

17. Куда следует обжаловать постановление, вынесенное должностным лицом?

18. Назовите сроки обжалования постановления и рассмотрения жалобы.

19. Какие решения могут быть вынесены по результатам рассмотрения жалобы?

20. С какого момента постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению?

21. В каких случаях субъект, принимающий решение по делу об административном правонарушении, может прекратить исполнение постановления?

22. Назовите сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

23. Как исчисляется срок лишения специального права?

24. Чем отличается доставление от привода?

25. Как исчисляется срок административного задержания?

26. Имеются ли отличия по субъектам, которые уполномочены осуществлять административное задержание, доставление?

27. Как соотносятся доставление и административное задержание?

28. Назовите случаи, при которых применение административного задержания не допускается.

29. Назовите цели личного досмотра и досмотра вещей и товаров.

30. Порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей и товаров.

31. Может ли срок административного задержания превышать 48 часов?

32. Какой порядок установлен для обжалования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?

33. Назовите цели изъятия вещей и документов.

34. Кто вправе изымать огнестрельное оружие и боеприпасы?

35. Назовите основания отстранения от управления транспортным средством.

36. Что является достаточным основанием полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения?

37. Как оформляется задержание транспортного средства?

38. В каких случаях производится оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей?

39. Может ли осуществляться арест товаров, транспортных средств и иных вещей в отсутствие их владельца?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.