Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания






Особенностью процессуального положения начальника органа дознания в службе судебных приставов является то, что уголовно-процессуальная функция, как и для любого другого органа дознания, является для него производной от основной функции – организации исполнения судебных решений и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Из этого следует, что предоставленные указанным лицам уголовно-процессуальные полномочия являются одним из средств обеспечения вышеуказанных основных видов деятельности службы.

Должностные лица службы судебных приставов, названные в законе органами дознания и, соответственно, являющиеся начальниками органа дознания, непосредственно, как правило, полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 40 УПК, не осуществляют, а выполняют несколько иные функции: осуществляют процессуальный контроль и организуют работу в подчиненном подразделении, направленную на реализацию предоставленной органу исполнительной власти функции производства расследования в форме дознания.

Старший судебный пристав, являющийся органом дознания, может самостоятельно осуществлять предоставленные ему законом полномочия, а может и возложить указанные полномочия на находящегося у него в подчинении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (если совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311) или судебного пристава-исполнителя (при совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 312 и 315 УК РФ).

Непосредственное руководство отделом дознания осуществляет его начальник, который назначается руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Он поручает производство дознания конкретному дознавателю, проверяет уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных дознавателей, дает им указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий. К сожалению, УПК РФ не предусматривает такого участника уголовного судопроизводства как начальник отдела дознания, что является пробелом в законодательстве.

Деятельность дознавателей службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в арсенале которых имеется огромное количество полномочий, предоставленных им Федеральным законом «О судебных приставах». К примеру, судебные приставы по обеспечению УПДС уполномочены обеспечивать безопасность судей и других участников процесса, обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверять подготовку судебных помещений к заседанию, поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей.[14] Административная деятельность органов службы судебных приставов обеспечивает осуществление уголовно-процессуальных полномочий, предоставленных должностным лицам ФССП России.

Исследование практики деятельности службы судебных приставов показывает, что имеющихся штатных дознавателей не хватает для того, чтобы эффективно выявлять и расследовать преступления против правосудия во всех территориальных подразделениях службы. Дознаватели есть далеко не во всех районах, что значительно усложняет деятельность по реализации полномочий, предоставленных службе уголовно-процессуальным законодательством.

Кроме того, по мнению Герасимова А.П., серьезной проблемой является отсутствие оперативного сопровождения уголовных дел при расследовании в Федеральной службе судебных приставов.[15] Включив судебных приставов в перечень органов дознания, законодатель не предоставил им права производства оперативно-розыскных мероприятий. Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может потребоваться при расследовании уголовных дел, предусмотренных ч.1 ст.294 УК РФ, ст.315 УК РФ, а при выявлении и расследовании преступления, предусмотренного ч.1 ст.311 УК РФ, без нее обойтись крайне затруднительно. Внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило бы более эффективно решать задачи по борьбе с преступлениями против правосудия, возложенные на службу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.