Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосексуальное развитие подростка.




Психосексуальное развитие - один из важнейших аспектов подросткового и юношеского возраста. Первая психологическая задача, которую ставит перед подростком половое созревание, - это окончательное осознание им своей половой принадлежности и выработка соответствующих ей психосексуальных ориентаций. Современная наука твердо установила, что биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, подросток должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую ей мужскую или женскую половую роль.

Психосексуальная идентификация, составляющая важный аспект формирования личности, начинается буквально с момента рождения, когда определяют пол новорожденного и затем соответствующим образом его воспитывают. Осознание своей половой принадлежности во всех возрастах является одним из наиболее важных и устойчивых стержневых элементов самосознания. Однако оно не снимает вопроса: а насколько я хороший, полноценный, " настоящий" мальчик (или девочка)? Ребенок задает этот вопрос не по своей инициативе, а под влиянием окружающих, взрослых и сверстников, оценивающих его и под этим углом зрения. Особенно остро стоит этот вопрос у тех детей, внешний облик или поведение которых не вполне соответствуют стереотипным представлениям (например, хилый или изнеженный мальчик, которого товарищи дразнят " девчонкой", или девочка, которая больше похожа на мальчишку). Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно важны. Стать взрослым - значит, в частности, стать мужчиной или женщиной. Дифференциация вторичных половых признаков дополняется параллельным процессом психологической дифференциации (способностей, интересов, стиля поведения и т.п.). Ни в каком другом возрасте психологические различия между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском. Подростка очень волнует, насколько его наружность, характер и поведение соответствуют стереотипным представлениям о " мужественности" и " женственности", принятым в обществе в целом или в его непосредственном окружении. Изменения в строении тела и вторичные половые признаки играют роль чрезвычайно важного социального символа: они обозначают одновременно взрослость и пол. Отсюда - повышенная чувствительность и интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников и одновременно застенчивость, стыдливость. Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Подростки и юноши - настоящие рабы " нормы". Они убеждены в том, что на все случаи жизни существуют или должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников. Но их представления о " сексуально соответствующей" внешности часто нереалистичны и завышены. Сравнивая себя со знаменитыми спортсменами или киноактрисами, они нередко склонны недооценивать собственную внешность. На период полового созревания приходится наибольшее количество случаев так называемого синдрома дисморфофобии (боязнь физического недостатка), который с возрастом обычно проходит, но может оставить такие психологические последствия, как застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.