Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя






Учебно-тематический план изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» включает четыре раздела: общие положения уголовно-процессуальной теории и законодательства, досудебное производство, судебное производство, особые производства в уголовном процессе.

Усвоение положений первого раздела «Общие положения уголовно-процессуальной теории и законодательства» является необходимым условием для понимания и изучения последующих разделов.

При изучении темы №1 «Сущность, основные понятия и принципы уголовного судопроизводства» следует обратить внимание на более глубокое усвоение студентами следующих понятий: уголовный процесс, уголовно-процессуальные отношения, уголовно-процессуальные функции, уголовно-процессуальная форма, уголовно-процессуальные гарантии, уголовно-процессуальные сроки и процессуальные акты. Необходимо, чтобы студентам было ясно, что уголовный процесс состоит из самостоятельных этапов – стадий, и его задачи определены в ст. 6 УПК РФ.

В рамках темы №2 «Участники уголовного судопроизводства» требуется не только дать понятие и классификацию субъектов, но и заострить внимание студентов на их процессуальных полномочиях.

Большое значение имеет усвоение темы №3 «Доказательства и доказывание в уголовном процессе», так как эта деятельность составляет основное содержание предварительного расследования. Поэтому ее изучению следует уделить особое внимание.

Говоря о мерах процессуального принуждения (тема №4), следует отметить, что данные меры ограничивают права и свободы личности, в том числе и конституционные. Поэтому необходимо уделить внимание соблюдению законности при их применении, т.е. четкому усвоению оснований, порядка. Особое внимание следует уделить мерам пресечения, применяемым по судебному решению, процессуальным срокам, регламентируемым данным разделом.

Для освоения данного раздела наиболее эффективно использование конспектов лекций и рекомендаций к проведению семинарских занятий по темам №№1-4 из Учебно-методического комплекса по данной учебной дисциплине, а также практикума по уголовно-процессуальному праву РФ, изд. Москва, Юрист, 2005 г. под редакцией доктора юридических наук, профессора П.А.Лупинской и имеющиеся на кафедре разработанные тесты.

При изучении раздела №2 «Досудебное производство» необходимо особое внимание уделить не только обучению студентов процессуальному порядку возбуждения уголовного дела, производству следственных и других процессуальных действий, но и приобретению навыка по составлению процессуальных документов.

Для освоения данного раздела целесообразно использование выше указанного Учебно-методического комплекса (рекомендации к т.т.5-10), приложения к УПК РФ с образцами процессуальных документов, учебных уголовных дел и непосредственное составление протоколов следственных действий, постановлений о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении производства по делу, о приостановлении и возобновлении производства по делу и др, а также обвинительных заключений и обвинительных актов. Учитывая, что положения УПК РФ, регламентирующие досудебное производство, наиболее часто подвергаются изменениям и дополнениям, необходимо следить за текущим законодательством, пользоваться информацией «Консультанта Плюс».

При изучении раздела №3 необходимо уделить внимание теме 12 «Судебное разбирательство», для усвоения которой рекомендуется в рамках семинарского занятия провести деловую игру, разработка которой имеется в УМК. Определенную сложность у студентов вызывает изучение таких тем, как: «Производство в суде присяжных», «Апелляционное и кассационное производство», «Производство в надзорной инстанции». Эффективным для освоения данных тем является выполнение домашних заданий по составлению алгоритмов деятельности указанных судебных инстанций. Возможно использование лекционного материала из УМК и тестов, разработанных к данным темам.

Определенную сложность представляет изучение раздела №4 «Особые производства в уголовном процессе». Для освоения тем №№19-22 необходимо изучение не только рекомендуемой учебной литературы и норм УПК РФ, но и дополнительного материала: по теме «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» - Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 29.Х1-1985 г. (Пекинские правила) и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». По теме «Производство по применению принудительных мер медицинского характера» - Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». По теме «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» - Постановление Конституционного суда от 20 февраля 1996 г. №5-п «По делу о проверки конституционности положений ч.1 и 2 ст.20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Рекомендуется также использовать соответствующие разделы УМК, тесты к перечисленным темам.

Изучение учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право» предусмотрено в форме лекций и семинарских занятий.

Рекомендуется осуществлять чтение лекций с применением конспекта. Начало лекции должно быть традиционным. Лектор объявляет номер и наименование темы, показывает ее значение для подготовки специалистов, говорит о месте темы среди других учебных дисциплин, знакомит студентов с бюджетом времени и его распределением по видам учебных занятий. После этого записываются вопросы лекции.

В процессе лекции необходимо создать атмосферу «активного восприятия» лектора, усиление диалогового характера лекции. У преподавателя появляется возможность обратиться к аудитории не только с риторическими или облегченными вопросами, но и выяснить отношение к более глубоким проблемам.

Необходимо повысить проблемность в изложении материала. За счет фиксированной подачи учебной, научной или практической проблемы по этапам «постановка проблемы», «подходы к решению проблемы», «решение проблемы» привить студентам умение самостоятельно «открывать» проблемные ситуации и решать их, овладевать процессом освоения знаний.

Следует обратить внимание на то, чтобы студенты справлялись с задачей следить за лектором и вести записи в тетради.

Семинар – это развитие материала лекции. Качество семинарского занятия определяется не только степенью готовности группы, но и мастерством преподавателя, который выполняет организующую функцию.

Семинарское занятие имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать им помощь в самостоятельном усвоении овладении материалом, а также привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Целесообразно иметь рабочий план проведения семинарского занятия, в котором отражено содержание вступительного слова, примерное распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов, перечень дополнительных вопросов.

Рекомендуется следующий порядок проведения семинарского занятия: проконтролировать количество присутствующих на занятии, объявить тему и выяснить, кто не готов к занятию и по какой причине, показать связь темы с ранее пройденным материалом и осветить важность рассматриваемых вопросов, провести опрос.

Поправлять студентов в ходе изложения материала следует в крайних случаях, когда ими допущено неправильное толкование закона, искажающее последующее изложение, или грубые ошибки в произнесении слов. Для повышения активности группы следует предоставить студентам возможность задать вопросы отвечающему и сделать дополнение.

Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия. Для закрепления материала можно предложить группе решить несколько задач.

По окончании выступлений преподаватель подводит итог по опросу в целом. Подведение итогов не должно быть многословным, недопустимо превращать семинарские занятия в повторные лекции.

На семинарском занятии допускается заслушивание одного-двух рефератов по наиболее интересным вопросам.

По окончании семинара преподаватель подводит итог занятия в целом, дает оценку готовности группы, знаниям отдельных студентов, рекомендует литературные или иные источники для дополнительной самостоятельной работы, дает рекомендации по подготовке к следующему занятию.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

 

Семинарские занятия являются важной частью учебного процесса. На семинарских занятиях рассматриваются наиболее сложные теоретические вопросы уголовного права и практическое применение норм Уголовного закона.

Семинарское занятие по уголовному праву обычно складывает­ся из двух частей:

1) обсуждение теоретических вопросов;

решение задач.

 

При обсуждении теоретических вопросов студентам необходимо ознакомиться с нормами УПК РФ, постановлениями пленумов Верхов­ных Судов РФ, РСФСР и СССР (последние в части не противореча­щей действующему законодательству), а также с рекомендованной учебной и научной литературой.

Важно уметь самостоятельно отслеживать из­менения закона, используя официальные издания («Российскую га­зету», «Парламентскую газету», «Собрание законодательства»). Це­лесообразно использовать и электронные правовые базы данных. Необходимо регулярно знакомиться с судебной практикой, опубли­кованной в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», читать юридическую периодику («Государство и право», «Закон­ность», «Российскую юстицию», «Российский судья», «Судья» и другие издания).

Решение задач должно быть юридически грамотно аргументиро­вано. Особое внимание следует уделять выработке навыков составления процессуальных документов

Отдельные задачи могут быть решены двояко по причине отсутствия в ней детализации некоторых моментов. При решении таких задач умение юри­дически грамотно аргументировать свою точку зрения имеет прин­ципиальное значение. При наличии по рассматриваемому вопросу разъяснений пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР или СССР следует привести эти разъяснения, что не освобождает студентов от обязан­ности самостоятельно обосновать решение.

При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо использовать УПК РФ со всеми изменениями и дополнениями, комментарии к УПК РФ; учебники уголовного-процессуального права; постановления пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР и СССР (сборник постановлений или нужный номер Бюллетеня Верховного Суда РФ); а также другие рекомендованные преподавателем материалы (научные статьи, монографии, и др.).

Помощь в усвоении материала и подготовке к семинарским занятиям окажет решение тестов по соответствующим темам, которые находятся в приложении к учебно-методическому комплексу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.