Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система Прокуратуры РФ






06.02.2012

СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА:

понятие, функции, основные направления деятельности, отрасли, основные понятия курса, правовые основы деятельности

прокурорский надзор (несколько смыслов): как учебная дисциплина, как отрасль права, как основная функция органов прокуратуры, как вид гос деятельности.

1) Прокурорский надзор как учебная дисциплина – система знаний о деятельности прокуратуры, о целях, задачах, принципах организации деятельности, соц, материальных гарантиях прокурорских работниках и др.

Данная система знаний обладает признаками комплексности, целостности, единством и единообразием.

Делится на общую и особенную часть. Общая часть: понятия, принципы деят-ти, система, компетенция, вопросы прохождения службы, организация работы органов прокуратуры.

Особенная часть: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов (общий надзор – термин уже не содержится, но был в советском законодательстве), надзор за ОРД, дознанием и следствием, надзор за судебными приставами, надзор за законностью исполнения наказаний,

ф-ия содействия правосудию: участие в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и участие в КС РФ;

организационная функция: участие прокуратуры в правотворческой деят-ти, междун. сотрудничество ГенПрокуратуры, координацию деят-ти правоохранит. органов по борьбе с преступностью, организация работы в органах Прокуратуры (лектор не считает, что это можно включать в организац.функцию).

2) Прокурорский надзор как отрасль права: дискуссионная т.зр. Компромиссная: прокурорский надзор – комплексная отрасль права, поскольку нормы об организации деят-ти прокуратуры содержатся не только в ФЗ «О Прокуратуре», но и в иных кодексах и ФЗ.

3) Прокурорский надзор как вид гос. деят-ти: особый вид гос. деят-ти, в кот. кроме органов прокуратуры не вправе осуществлять иные гос. органы, ОМСУ, коммерч./некоммерч. организации. Данный вид деят-ти осущ. от имени РФ в целом, означает, что прокуроры не имеют права руководствоваться в своей деят-ти частноправовыми интересами, интересами гос. органов S РФ, ОМСУ, конкретного гос. органа или должн. лица и т.д.

Содержанием данного вида гос.деят-ти явл. выявление нарушений закона и реагирование на выявленные нарушения закона методами и способами, присущими искл.органам прокуратуры.

Понятия «выявление» и «реагирование» ¾ комплексные понятия. В термин «выявление» входят прокурорские проверки (все виды), рассмотрение заявлений и жалоб от органов должн.лиц, организаций и граждан, самостоятельное изучение прокурорским работником документов, получение иной информации, использование инф-ии, полученной из СМИ, материалов гражданских, арбитражных, уголовных дел и т.д.

В понятие «реагирование» входят полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона, правовые средства, акты прокурорского реагирования (протест, представление, предостережение) и т.д.

4) Прокурорский надзор как основная функция прокуратуры подразумевает под собой осуществление надзора за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ всеми поднадзорными органами, организациями и должностными лицами.

Поднадзорные субъекты: федеральные министерства, ведомства, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ, органы контроля, органы военного управления, органы, осущ. ОРД, дознание и предварительное следствие, служба судебных приставов, администрации и учреждения, исполняющие наказание и принудит. меры мед. характера. Должностные лица всех вышеперечисленных органов, руководители коммерч. и некоммерч. организаций.

Исключ. (прокурорский надзор не осущ.): за президентом РФ, за Федеральным Собранием, за судами, за гражданами.

В ограниченном/усечённом виде: за Правительством РФ.

ст. 21 ФЗ «О Прокуратуре» – перечисление органов, ч.3 ст.24 – в случае выявления незаконных актов Правительством РФ, Генпрокурор сообщает об этом Президенту.

 

Место прокуратуры в системе гос.органов:

Место не определено, продолжаются дискуссии:

Основная точка зрения: Прокуратуры не входит ни в одну из систем власти, является элементом сдержек и противовесов, обладая при этом признаками всех трёх ветвей власти.

2 точка зрения: пример с пирогом.

3 точка зрения: Прокуратуру следует отнести к законодательной ветви власти. Раз основная функция прокуратуры – надзор, то законодат. орган – законы принимает, а как эти законы исполняются – неизвестно, поэтому возникает необходимость надзора.

4 точка зрения: Прокуратуру следует отнести к исполнительной ветви власти.

5 точка зрения: Прокуратуру следует отнести к судебной ветви власти, при этом функцию надзора передать Министерству Юстиции.

 

Правовые основы деятельности Прокуратуры:

ст. 3 ФЗ «О Прокуратуре»:

ФЗ;

межд.-правовые акты в части межд. сотрудничества Генпрокуратуры;

НПА Генпрокурора.

К РФ – ст.129 (раздел 7): Прокуратура – единая централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ ¾ изложены только принципы построения прокурорской системы. Ни о каких функциях не говорится.

ч.2 ст.129: порядок назначения Генпрокурора на должность: назначается на должность СФ ФС РФ по представлению Президента РФ.

ч.3 ст.129: прокурор субъекта РФ назначается на должность Генпрокурором по согласованию с субъектами.

ч.4 ст.129: все иные прокурора назначаются на должность Генпрокурором РФ.

ч.5 ст.129: все иные вопросы регулируются путём принятия ФЗ.

Основным ФЗ, кот. рег-т вопросы организации и деятельности Прокуратуры, явл. ФЗ «О Прокуратуре» № 2202-1 от 17.01.1992. Регулирует вопросы организации деятельности Прокуратуры, определяет функцию Прокуратуры, ст.1 – цели деятельности Прокуратуры, выстраивается система органов Прокуратуры (за искл.ряда специализированных Прокуратур, организация деят-ти кот., вопросы их создания регулируются НПА Генпрокурора. Также закрепляются полномочия прокуроров, социальные и материальные гарантии их независимости и ряд иных вопросов.

Эволюция закона: первоначальная редакция 1992 год, затем изменения в 1995 году. 1992 – предусмотрел соблюдение прав и свобод человека и гражданина, 1995 – надзор за судебными приставами, также прокурору предоставлено право осуществлять надзор за соблюдением К РФ, 2007 – был создан Следственный Комитет при Прокуратуре (фактически: у Прокуратуры не было никаких полномочий), 2010 – Следственный Комитет в полном объёме был выделен из состава Прокуратуры и стал полностью независимым ведомством. Функция уголовного преследования и следствия – отсутствует у Прокуратуры теперь.

ФЗ «Об ОРД», «О ФСБ», «О полиции», «О противодействии экстремистской деятельности» и т.д.

Ряд норм содержится в кодексах (АПК, УПК, ГПК).

Указы Президента: У П от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»: Прокурору отведена ведущая роль в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Постановления Правительства: напрямую не регулируют, но решают частные вопросы, связанные в основном со службами в органах Прокуратуры, порядком ношения и выдачи служебного оружия.

НПА Генпрокурора: Генпрокурор вправе издавать приказы, указания, распоряжения, инструкции по вопросам, связанным со службой в органах Прокуратуры, определением структуры, штатной численности нижестоящих органов, вправе давать методические рекомендации по отдельным вопросам компетенции органов Прокуратуры и т.д.

Международно-правовые акты: Генпрокуратура сама может участвовать в подписании МД о взаимной помощи (например). На сегодняшний день – более 30 подобных договоров. В МД может делаться ссылка на Прокуратуру как на орган, ответственный за исполнение мероприятий, зафиксированных в межд. соглашениях. Минская Конвенция 1993 года «О правовой помощи по семейным, гражданским, уголовным делам».

 

Цели и задачи органов Прокуратуры:

Цели – ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре»: 4 цели:

1 цель: обеспечение верховенства закона;

2 цель: обеспечение единства и укрепления законности;

3 цель: защита прав, свобод человека и гражданина;

4 цель: защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

Задачи, посредством достижения кот. мы приближаемся к достижению поставленных целей.

Общие: наиболее приближены к целям. Решаются в каждом виде деятельности Прокуратуры:

ü защита политических/трудовых и иных прав граждан.

Специальные: решаются применительно к каждому направлению деятельности органов Прокуратуры:

ü Права заключённых максимально были соблюдены и обеспечены – надзор за исполнением наказаний.

Частные: решаются прокурорскими работниками в своей повседневной деятельности:

ü вовремя рассмотреть жалобу гражданина;

ü вовремя дать ответ и т.д.

 

Функции, направления и отрасли:

Функции – работа, выполняемая органом. Применительно к органам Прокуратуры: «функция» – сложное понятие.

Функция – обусловленная государством целями, стоящими перед конкретным органом, т.е. обусловленная социальной функцией данного органа, деятельность органов Прокуратуры по укреплению законности, правопорядка, решению иных целей, стоящих перед органами Прокуратуры присущими способами и методами от имени государства в целом.

надзорная функция (ст.1)

иные функции:

 

функции: надзорная: функция содействия правосудию: организационная:
направления: ü общенадзорное; ü уголовно-процессуальное; ü исполнительная ü участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами; ü … уголовных дел судами; ü … арбитражных дел; ü участие в конституционном судопроизводстве ü участие в правотворческой деятельности; ü международное сотрудничество Генпрокуратуры; ü координация дет-ти правоохранит.органов по борьбе с преступностью; ü организация работы Прокуратуры.
отрасли: ü надзор за исполнением законов – общий надзор; ü за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уголовное: ü надзор за ОРД; ü надзор за дознанием; ü надзор за предварительным следствием. Исполнительное: ü надзор за судебными приставами; за исполнением наказаний ü участие в суде первой инстанции; ü в апелляционной инстанции; ü в надзорной инстанции. ü координационное совещание; ü создание совместных следственно-оперативных групп; ü обмен информацией и т.д.

 

Концепция прокурорского надзора на современном этапе:

Генпрокурор в своих приказах, исходя из социально-экономической обстановки в стране, уровня и характера преступности, формулируются приоритетные направления деятельности органов Прокуратуры, кот. после изменения обстановки в стране могут корректироваться, изменяться, вводиться новые и т.д.

Приказ № 195 от 07.12.2007 «О прокурорском надзоре за исполнением законов, соблюдении прав и свобод человека и гражданина».

Приказ № 185, № 189 – уголовное преследование, № 137.

Приоритетные направления:

ü осуществление надзора за антикоррупционным законодательством, в т.ч. проведение экспертизы НПА, проектов НПА на предмет их коррупциогенности (ст. 9.1 – антикоррупционная экспертиза проектов НПА: проверяет на признаки коррупциогенности);

ü борьба с экстремистскими проявлениями, терроризмом средствами прокурорского надзора;

ü правозащитная деятельность Прокуратуры;

ü защита прав малого и среднего бизнеса;

ü надзор за приоритетными национальными проектами;

ü надзор за природоохранным законодательством;

ü надзор за законодательством о приватизации;

ü за предприятиями угольной промышленности в части обеспечения безопасности рабочих и служащих данных предприятий

ü защита трудовых, жилищных прав граждан, прав граждан на безопасные условия труда

ü защита социально незащищённых слоёв населения

ü координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

ü поддержание государственного обвинения по всем делам публичного и частно-публичного обвинения

ü надзор за законностью в сфере банкротств, градообразующих и иных крупных предприятий

ü в период избирательных кампаний надзор за соблюдением избирательного законодательства и соблюдением политических прав граждан со стороны поднадзорных субъектов

Приоритетные направления важны тем, что под них выделяются человеческие ресурсы, иногда в виду особой важности, сложности, могут создаваться специализированные прокуратуры (транспортная прокуратура, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением наказаний, за исполнением законодательства в сфере угольной промышленности и т.д.). Если не создаётся отдельная прокуратура, то создаётся отдел или управление, которое возглавляется конкретным человеком, отвечающим за исполнение задач.

 

Основные понятия курса:

Прокурор – в законодательстве встречается как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле: руководители территориальных и специализированных прокуратур всех звеньев. В широком смысле: помимо руководителей прокуратур к прокурорам относятся заместители руководителей, советники, советники по особым поручениям, прокуроры управлений и отделов, старшие помощники и помощники прокуроров. Данное разграничение имеет непосредственное правоприменительное значение (ст. 54 Закона о прокуратуре: перечисляются статьи, в которых термин «прокурор» понимается в широком смысле слова; во всех остальных статьях – в узком. В статьях, касающихся полномочий и т.д. – в широком смысле. В узком – в статье об актах прокурорского реагирования).

Прокурорский работник – должностное лицо органов Прокуратуры, имеющее классный чин или воинское звание (если военная прокуратура). Научные сотрудники Академии Генеральной Прокуратуры.

Объект надзора(поднадзорный субъект) – органы, должностные лица, коммерческие/некоммерческие организации, за которыми со стороны Прокуратуры осуществляется надзор.

Субъект надзора – прокурор, участник прокурорско-надзорных правоотношений. Также иногда именуют прокурора, который в данный момент проводит прокурорскую проверку.

Методика прокурорского надзора – общие указания, закреплённые, как правило, в НПА генпрокурора по осуществлению надзора в конкретной сфере правового поля, либо общие указания в иных видах деятельности прокуратуры (не надзорных).

Тактика прокурорской деятельности – последовательность действий и решений прокурорского работника в конкретной сфере правоотношений/надзора (Методика – издаются методические рекомендации, где перечисляются все возможные действия для полного выявления признаков правонарушения. Тактика – порядок действий конкретного прокурора).

 

Система Прокуратуры РФ

 

 

Генеральная Прокуратура:

Высшее звено прокурорской системы. Её возглавляет генпрокурор, Назначаемый на должность и освобождаемый от неё СФ ФС РФ по представлению Президента РФ. Назначается сроком на 5 лет, может переизбираться на новый срок, количество сроков переизбрания не ограничено. Генпрокурор считается назначенным на свою должность, если за него проголосовало простое большинство членов СФ ФС РФ. Процедура голосования тайная. Если за кандидата на должность генпрокурора проголосовало менее половины членов СФ, то в течение 30 дней Президент представляет СФ новую кандидатуру.

После оглашения результатов голосования, если кандидат набрал нужное количество голосов, то он приводится к присяге, после произнесения которой считается вступившим в должность генпрокурора.

Генпрокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность СФ по представлению генпрокурора.

Генпрокурор имеет советников, советников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, главных управлений генпрокуратуры.

Также в штате генпрокуратуры имеются прокуроры главных управлений, управлений и отделов, старшие прокуроры и прокуроры, старшие помощники и помощники прокуроров.

В генпрокуратуре создаются главные управления, управления и отделы, при этом отделы бывают на правах управлений и в составе управлений.

Обособленные от генпрокуратуры. Данные управления возглавляют заместители генпрокурора.

Далее в структуре генпрокуратуры имеется Коллегия. Коллегия – совещательный орган. Рассматривает наиболее важные вопросы прокурорского надзора, заслушивает доклады начальников главных управлений и управлений и отделов генпрокуратуры, доклады прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, а также решает иные наиболее важные вопросы повестки дня. Возглавляет Коллегию председатель (т.е. генпрокурор), в состав Коллегии входят его заместители, начальники главных управлений и управлений и отделов и иные работники прокуратуры, назначаемые генпрокурором.

Решения Коллегии принимаются простым большинством голосов при наличии кворума. Решения Коллегии приводятся в жизнь приказами генпрокурора.

Коллегии могут проводиться в расширенном составе с участием руководителей других правоохранительных органов, а по наиболее важным вопросам повестки дня – президентом РФ.

Научно-консультативный совет. Возглавляет генпрокурор. В состав совета входят наиболее опытные сотрудники прокуратуры, а также видные учёные, специализирующиеся на проблемах прокурорской деятельности. НКС создан в целях научного обоснования, организации деятельности Прокуратуры в отдельных сферах деятельности, подготовки методических указаний, проектов НПА, обсуждению проблем прокурорской деятельности в целях научно-обоснованного их решения.

Члены НКС назначаются генпрокурором сроком на 5 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.