Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей национальной экономики






 

 

Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство.

Внешнеэкономическая деятельность – широкое понятие, которое включает в себя несколько аспектов межгосударственного сотрудничества. Одним из них является внешняя торговля, которая имеет большое значение для национальной экономики, для экономического роста и развития государства в целом.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Торгово-экономические связи постепенно приобретали новые черты, и сейчас, в современном мире технологий, внешняя торговля находится на новом эволюционном этапе, который выражается в процессах всеобщей информатизации, интенсивного инновационного развития, упрощения торговых и таможенных процедур.

Внешнеторговая деятельность – динамический процесс, который требует постоянного регулирования со стороны государства. Государственное регулирование внешней торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики, продвижения отечественных производителей на мировой рынок.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности было и остается актуальным вопросом для России. Главная задача нашего государства на данное время – это интеграция в мировое хозяйство как независимого участника рыночных отношений.

Широкомасштабный и активный экспорт природных ресурсов сегодня уже не в состоянии обеспечить нашей стране выгодное положение на мировой экономической арене. Именно поэтому новым аспектом внешнеторговой политики России является пересмотр существующих инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, которые создадут условия для результативного развития отечественных производителей на мировом рынке.

Внешнеторговая политика должна быть направлена на развитие национальной экономики, на содействие отдельным отраслям производства и защиту так называемых чувствительных отраслей экономики. Только грамотные, продуманные и адекватные меры государственного регулирования могут существенно облегчить модернизацию и найти выход из кризиса для многих отраслей отечественной экономики.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ (Глава 5).

 

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя его структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Еще в начале XX века существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3, 5%, в Египте - 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) появляются и сложные (многоколонные) тарифы.

Основные цели таможенного тарифа определены в п. 1 ст. 1 Закона РФ " О таможенном тарифе". В качестве таких целей названы:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, то есть повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;

- содействие прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение экономической безопасности России;

- обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Теперь более подробно остановимся на структурных элементах таможенного тарифа, о которых говорилось ранее: товарной номенклатуре и ставке таможенных пошлин.

Особое место в механизме таможенно-тарифного регулирования занимает товарная номенклатура таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

Группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В " старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов. Процедура нахождения для товара места в товарной номенклатуре таможенного тарифа (или, как принято говорить, классификация товара) имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. его товарной позиции, зависит уровень его таможенного обложения. Во-вторых, поскольку товарная номенклатура тарифа часто имеет универсальное значение, от тарифной классификации зависит и возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используются для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики. При выделении каких-либо товаров в отдельные позиции создается возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, детализация товарной номенклатуры тарифа дает известные преимущества при ведении торговых переговоров с другими странами, поскольку создает возможности выбора и маневрирования при предоставлении тарифных уступок и льгот, позволяя свести до минимума последствия нежелательных для национальной экономики уступок при взаимном снижении общего уровня таможенного обложения товаров.

Ставки таможенных пошлин систематизированы в таможенном тарифе. Таможенный тариф ТС - это свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим российским законодательством.

Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:

1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);

3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);

4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут устанавливаться через квотирование (контингентирование) и лицензирование внешней торговли.

Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал). Ограничение внешнеторговых поставок без определения периода времени осуществляется с помощью неконкретизированных квот.

Наиболее распространенными видами квотирования являются глобальные и индивидуальные квоты.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени и оставляет за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента.

В отличие от глобальной квоты размер индивидуальной квоты распределяется по странам. В международной практике используется два типа индивидуальных импортных квот, индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период времени. Иногда при подобном распределении предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам. От квот, устанавливающих количество или стоимость товаров, разрешаемых к ввозу в страну или вывозу из страны (то есть квот, являющихся способом количественных ограничений внешнеторгового оборота), следует отличать тарифные квоты (контингенты). Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров беспошлинно или по пониженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. В Российской Федерации тарифные квоты устанавливаются в отношении товаров, ввозимых, например, в Особую экономическую зону в Калининградской области.

Другим способом установления ограничений внешнеторговых поставок является система лицензирования.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием (контингентированием), при этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике, являются генеральная и индивидуальная лицензия.

Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугода или года.

В нормативном правовом акте, устанавливающем порядок осуществления внешнеторговых операций, могут содержаться уточняющие определения индивидуальной (разовой) и генеральной лицензий.

Так, в Федеральном законе от 8 января 1998 года N 5-ФЗ " О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (ст. 3) предусмотрено, что разовая лицензия на экспорт (импорт) выдается на поставку этилового спирта, спиртосодержащих растворов или алкогольной продукции, таможенная стоимость которой не превышает 10000 минимальных размеров оплаты труда или объем которой в пересчете на абсолютный спирт не превышает 2 тысяч декалитров, на срок не свыше двух месяцев. Под генеральной лицензией на экспорт (импорт) понимается лицензия на внешнеторговую поставку этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в течение одного года с даты получения указанной лицензии.

В период нормального развития государств с рыночной экономикой на первый план должны выступать экономические меры государственного регулирования внешнеторгового оборота: происходит расширение сферы использования таможенно-тарифных, финансовых, денежно-кредитных средств регулирования экспорта и импорта при одновременном сокращении случаев применения мер прямого административного регулирования (в том числе количественных ограничений).

Количественные ограничения экспорта и импорта - это прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Количественные ограничения, в какой бы форме они ни применялись, представляют собой способ непосредственного регламентирования условий выхода предприятия на внешний рынок (определяется количество и номенклатура товаров, разрешенных к ввозу, ограничивается круг стран, откуда эти товары могут быть ввезены, и т.д.).

Прямое административное регулирование внешнеторговой деятельности вполне оправданно и даже необходимо в период чрезвычайных ситуаций (война, глубокие экономические кризисы и т.д.), когда необходимо централизовать расходование и поступление валютных ресурсов, обеспечить сырьем и дефицитными материалами наиболее важные отрасли экономики.

Международная практика регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшая свое отражение в нормах ГАТТ, предполагает общую отмену количественных ограничений. В статье XI ГАТТ закрепляется: " Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой Договаривающейся Стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой Договаривающейся Стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".

Статья XII ГАТТ разрешает использовать ограничения количества и стоимости импорта с целью преодоления тяжелого внешнего финансового положения страны, обеспечения равновесия платежного баланса и в некоторых других исключительных случаях. Допускается применение этих ограничений только на недискриминационной основе (статья XIII ГАТТ).

Российское законодательство, взявшее курс на максимальное соответствие нормам ГАТТ-ВТО, воспроизводит принцип общего запрета количественных ограничений. В соответствии со ст. XIII ГАТТ принцип недискриминационного применения количественных ограничений означает следующее: " Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна применять никаких запрещений или ограничений импорта любого товара с территории любой другой Договаривающейся Стороны или экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию любой другой Договаривающейся Стороны, если только импорт подобного товара из всех третьих стран или экспорт подобного товара во все третьи страны не будет подобным образом запрещен или ограничен".

Положения ст. XIII ГАТТ распространяются как на импортные, так и на экспортные ограничения.

Принцип недискриминационного применения количественных ограничений, так, как он сформулирован в комментируемой статье, означает, что в случае установления количественных ограничений импорта и (или) экспорта товара (в соответствии со ст. 21 Федерального закона " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") такие ограничения применяются независимо от страны происхождения товара.

Принцип недискриминационного применения количественных ограничений может не применяться в отдельных случаях.

Исключениям из правила о недискриминации посвящена ст. XIV ГАТТ. Такие исключения предусмотрены и комментируемым Законом. Ст. 37 (запреты и ограничения внешней торговли в целях участия Российской Федерации в международных санкциях), ст. 38 (ограничение внешней торговли в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации), ст. 40 (ответные меры) непосредственно предусматривают возможность отступать от положений комментируемой статьи.

В п. 2 комментируемой статьи предусматривается, что, если при установлении количественных ограничений импорта проводится распределение долей импорта между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

Данную норму следует рассматривать в связи с положениями ст. XIII ГАТТ, в которой установлено, что " при применении импортных ограничений к любому товару Договаривающиеся Стороны должны стремиться к такому распределению торговли таким товаром, чтобы возможно точнее отразить доли участия в торговле, которые различные Договаривающиеся Страны, как можно было бы ожидать, имели бы при отсутствии таких ограничений".

При этом как сам принцип недискриминационного применения количественных ограничений, так и положение об учете предыдущего импорта при установлении количественных ограничений могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.