Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия и классификация






Внешнеэкономическая деятельность

· Л.Е.Стровкий «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

· Прокушев Е.ЕФ «Внешнеэкономическая деятельность»

· Баринов В.А. «Внешнеэкономическая деятельность»

ТЕМА 1: ВАЛЮТА И ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ

1. «Валюта» и «валютные ценности»: понятия и классификация

2. Курс и котировка валют

3. Валютные рынки

4. Валютные операции и конвертируемость валют

ВОПРОС 1: «ВАЛЮТА» И «ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ»:

ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Валюта – это денежная единица, которая исп-я для измерения величины стоимости товаров, работ и услуг в международ.сделках.

Классификация валют по признаку происхождения:

· Национальная валюта – это находящаяся в обращении нац.денеж.знаки данной страны, которые яв-ся законным платежным средством в рамках нац.эк-ки, а так же денеж.сред-вав нац.валюте находящиеся на счетах и во вкладах в банковских учреждениях.

· Иностранная валюта – это иностран.денеж.знаки, которые яв-ся законным платеж.сред-м на территории соотв.иностран.гос-ва, а так же денеж.сред-ва в денеж.единицах иностран.гос-в и международных денеж.единицах на счетахи во вкладах банковских учреждениях.

· Международная (коллективная) валюта – это денеж.единицы, создаваемые в результате соглашений стран-участниц международ.эк.орг-ий или валютных союзов:

ü Традиционные – это условный масштаб для соизмерения международ.требований и обязательств, который исп-ся для безналич.расчетов путем записей на спец.банковских счетах.

v Специальные права заимствования (SDR или СДР): с 1 июя 1974г по 1 января 1981 г – 16, до 1 января 1999 г – 5 валют, после 1 января 1999- 4 валюты.

- Американский доллар

- Немецкая марка

- Французкий франк до 1999г

- Японская ена

- Английский фунт стерлинга

 

- Американский доллар

- Японская ена

- Английский фунт стерлинга после 1999г

- Евро

 

v Европейская валютная единица (ECU или ЭКЮ) до 1999г трансформирована в Евро

Сравнительный анализ международных валют:

Параметры сравнения Традиционные Современные
Причина создания Соглашение стран
Физическая форма Отсутствует Купюры, монеты
Сфера применения Безналичные расчеты Безналичный и наличный расчет
Курс Валютная корзина Свободные сделки

 

ü Современные – это реальный масштаб для соизмерения медународ.требований и обязательств, который исп-ся как в наличных, таки в безналич.международ.расчетах.

Любая валюта может получить статус резервной валюты. Официально этот статус присвает-ся международ.валют.фондом. кроме того к резервным относятся кредитно-денеж.сред-ва накапливаемые банковскими учреждениями, государственными и частными в качве резервов для осуществления валют.опер-ий в будущем, а так же для опред-я паритетных цен на Т и У (доллар, евро, марка, английский фунт, швецарский франк)

Предпосылки для получения статуса резервной валюты:

1. Ведущие позиции валюты в мир.произ-ве Т и У, экспорте и импорте Т и капиталов, в золотовалютных резервах;

2. Развитая сеть банковских учреждений в стране и за рубежом, испол-х валюту в своих операц-х;

3. Ёмкий рынок ссудных капиталов в этой валюте;

4. Свободная конвертируемость валюты

Любая валюта может приобрести статус клиринговой валюты. Клиринговая валюта – это расчетные валютные единицы в которых ведутся банковские счета и произ-ся различ.валют.операции между странами заключившими соглашения клирингового типа. Клиринг – это системабезналич.международ.расчетов, которая предполагает конечное сбалансирование сумма взаим.поставок, Т и У на основе зачета взаимных требований и обязательств без их сальдирования с помощью золота или валют.

Валютные ценности –это ценности в отношении которых валют.законодательством страны устанавливаются соот.режимы обращения.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

№3625 от 9.01.1992г №173 от 10.12.2003(редакция)
- Иностранные валюты - Ценные бумаги в иностр.валюте (том числе платежные документы) - Драг.металлы в любом виде, кроме ювелирных изделий и лома - Натуральные драг.камни в сыром и обработаном виде, кроме ювелирных и бытовых изделий - Иностранная валюта - Ценные бумаги - В иностранной валюте (в том числе платежные документы)

 

Вопрос 2: Курс и котировка валют

Валютный курс – это кол-во единиц одной валюты, которое требуется для приобретения единицы валюты др.страны.

Валютный курс – это цена денеж.единицы одной страны выраженная в денеж.единицы другой страны.

Валютный курс – это коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валют.рынке

Котировка валют – это процесс установления валютного курса.

Если котировка произв-ся национальным (гос-м) банком страны по итогам торгов на офицальнопризнаных (уполномоченных) валютных площадках, то курс носит название официального.

Примечание: официальный курс исп-ся для:

- определения кросс-курсов

- пересчета валюты цены в валюту платежа во внеш.торг.контрактах

- пересчета валюты платежа при проведении таможенной очистки товара (для опред-я стоимости таможенных платежей)

- оценки активов предприятия

- целей налогообложения

Официальный курс валют устанавливается государственным банком ежедневно.

Источники информации о курса иностранных валют:

· агентство Reuter

· агентство Bloomberg

· агентство Financial Times

В зависимости степени вмешательства гос-ва в котировку различают несколько режимов гос.регулирования:

- режим фиксированного курса: курс устанавливается ЦБ или гос.банком страны, который берет на себя обязательства покупать и продавать любое кол-во иностранной валюты по установленному курсу, в т.ч. на основе какого либо паритета, например золотого. Данный курс может быть достаточно гибким или жестко-установленным на длительный промежуток времени

- режим колеблющегося курса: курс опред-ся в свободных сделках купли-продажи валют на бирже, однако правительство официально ограничивает пределы его изменения путем проведения валютных операций предотвращающих нежелательных отклонений. В этом случае устанавливается валютный коридор, который может быть либо постоянным, либо расширяющимся. Коридор устанавливается либо в денежных единицах, либо в %м отношении к опред.уровню курса.

- режим плавающего курса: определяется в свободных сделках купли-продажи валют на бирже, при этом правительство не устанавливает ни каких ограничений на изменение валютного курса в процессе торгов.

Методы котировки валют:

· Прямой – за единицу принимается иностранная денежная единица, курс которой опред-ся в некотором кол-ве нац.денеж.единиц

· Косвенный – за единицу принимается национальная денежная единица, курс которой устанавливается в опред.кол-ве иностранных денеж.единиц

· Кросс-курс – это соотношение между 2мя валютами, которая опред-ся из курса каждой из этих валют по отношению какой то одной 3ей валюте

Факторы, определяющие уровень валютного курса:

Kv=F(S, P)

Спрос и предложение в свою очередь так же зависят от многочисленных ……..

Все влияющие на курс факторы можно разделить на 2 группы:

- Контролируемые (технические, объективные) факторы к которым относятся процессы и явления подверженные кол.измерению

- Неконтролируемые (субъективные) фактор: это процессы, объекты и явления состояние и поведение которых невозможно формально оценить количественно. Для таких оценок исп-ся экспертные оценки.

Контролируемы факторы оказывающие влияние на спрос и предложение:

- Уровень и темпы инфляции: ­Инф ® ¯ Кн.д.е.

- Разница между %м ставками по банковским кредитам: ­%ст ® ­Кн.д.е

- Состояние платежеспособности баланса страны:

· если Э из страны > Им и расчеты по контрактам производятся в валюте экспортера, то это способствует Кн.д.е..

· если Э из страны < Им, то ¯ Кн.д.е.

Неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение:

- Состояние валютного рынка и поведение валютных спекулянтов

- Степень государственного регулирования валютного рынка

- Степень доверия на мировых валютных рынках: в опред.степени оценивается структурой валютных резервов

ВОПРОС 3: ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ

Валютный рынок – это офциал.центр в котором совершаются сделки по покупке и продаже обращающихся на нем валют и который представляет собой совокупность субъектов занимающихся продажей и покупкой валют.

Участники валютного рынка:

- Валютные и фондовые биржи

- Коммерческие банки

- Брокерские компании

- Фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность

- Инвестиционные фонды

- Частные лица

Валютные рынки можно классифицировать:

1. По характеру валютных операций:

· Наличный валютный рынок: при обмене валют они переходят из одних рук в другие в виде реальных денежных знаков (монеты и купюры)

· Безналичный валютный рынок: операции по обмену валютами фиксируются на счетах банковских учреждений и для их получения необходимо провести ряд операций связанных со снятием денег с банковского счета или с переводом их со одного счета на другой

2. По масштабу валютных операций:

· Мировой валютный рынок – это совокупность размещенных в различных частях света мировых финансовых центрах деятельность которых распределена во времени таким образом, что обеспечивает доступ на торговые валютные площадки в любой текущий момент времени

Биржа – это регулярно действующий по опред.правилам оптовый рынок на котором происходит торговля товарами, драг.металлами, валютой, ценными бумагами и др.фин.иструментами.

Крупнейшие мировые биржи:

- Лондонская

- Нью-Йорская

- Токийская

Масштаб торгов:

Развитие информационных технологий приводит к возникновению глобального не биржевого валютного рынка функционирующего круглосуточно и носящего название «Forex».

Межбанковские валютные биржи – это специализированные валютные биржи имеющие лицензию банка России на организацию операций по покупке-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделках.

Российские валютные биржи:

- ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа)

- Санкт-Петербуржская валютная биржа

- Нижегородская валютно-фондовая биржа

- Сибирская межбанковская валютная биржа

· Региональный валютный рынок - осущест-т котировку валют имеющих вхождение в опред.районе

· Локальный валютный рынок – отдельно взятые валютные площадки уполномоченных банков

Уполномоченный банк – это банковское учреждение, получившее гос.лицензию (в РФ лицензию ЦБ) на проведение валют.операций.

3. По составу валютных операций

· Клиентский валютный рынок. Валют.торги проводятся на фонд.бирже среди представителей коммерческого и гос.банка. коммерч.банки приобретают валюту по закону своих клиентов или собств.целей. гос.банк совершает операции на этом рынке направленные на поддержание валют.курса. по итогам торгов фиксируется валюткурс (официальный), который служит ореинтиром для всего валют.рынка страны.

· Межбанковский валютный рынок. Валютная операция осущ-ся непосредственно между банками. Этот рынок может быть:

- Прямым. В его рамках банки находят своих клиентов (партнеров) самостоятельно и валют.сделки осущ-ся непосредственно между ними. Валют.операции проводят служащие банка (валют.диллеры)

- Брокерским. В его рамках при проведении валют.опер-ий банки пользуются услугами посредника (брокерск.конторы). валют.операции проводят брокеры

e [3201]" strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt">

ЗАПРОС
Технология совершения валютных сделок:

БАНК «А» - КЛИЕНТ
КОТИРОВКИ
БАНК «Б»
КУРС ПОКУПКИ
КУРС ПРОДАЖ

 


Банк – клиент посылает запрос банку продавцу, который предлагает валюту к продаже. Банк – продавец в ответ на запросы дает котировки валют, указывая курс покупки и курс продажи.

  Курс покупки Курс продажи
Банк «Б» Покупает Продает
Банк «А» Продает Покупает

Разница между курсом продажи и курсом покупки носит название валютной маржи.

Валютная маржа – это чистая валютная прибыль банка от операции покупки-продажи валют.

На ряду с валют.маржей банк может взимать за проведение валют.операций, в т.ч обменных опред.сумму комиссионных. Размер комиссионных как правило устанавливается в % от объема совершенной сделки.

Валютная маржа может быть определена:

1. В денежных единицах: М= Кпрод – Кпок (1)

2. В коэффициентной форме: М=(Кпрод/Кпок) – 1 (2)

3. В процентной форме: М=(Кпрод/Кпок*100) – 100 (3)

При определении сост-х данных формул в коэф-х и %-х формах за базу или за единицу принимается курс покупки.

Определение курса валют:

1. Если известно значение валют.маржи, то курс продажи определяют по формуле (3), то

Кпрод = Кпок+М (4) Кпок = Кпрод – М (5)

2. Если маржа установлена в %, то

Кпрод = Кпок*(100+М)/100 (6) Кпок = (Кпок*100)/(100+Мп) (7)

3. Если маржа дана в коэф.форме, то

Кпрод = Кпок*(1+м) (8) Кпок = Кпрод*(1+м) (9)

· Биржевой валютный рынок. Торговля валютой осущ-ся на валют.сессии срочных, товарных и фондовых бирж. Участники валют.торгов: банковские учреждения (коммерч и гос) и биржевые брокеры

ВОПРОС 4: ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ ВАЛЮТ

Валютная операция – это любые операции по покупке, продаже, обмену или перемещению валют через границу.

Классификация валют:

1. Текущие:

- Платежи за поставленный товар

- Краткосрочные кредиты

- Суммы в форме % и дивидендов

- Платежи соц.хар-ра (алименты, наследство и т.п)

2. Связанные с движением капитала:

- Инвестиции в производтво

- Инвестиции в цен.бумаги

- Инвестиции в недвижимость за рубежом

- Долгосрочные кредиты

Примечание: если законодательство устанв-ся ограничения на проведение какого-либо вида валют.операций, то говорят о частичной или полной неконвертируемости валют.

Конвертируемость – это способность валюты обмениваться на проч.валюты по любым видам операций включая торговые, неторговые переводы капитала и др как для резидентов, так и для нерезидентов.

Если ограничения на валют.операции отсутствуют для резидентов, то конвертируемость называется внутренней, а если только для нерезидентов, то конвертируемость яв-ся внешней.

Режимы конвертации валют:

1. Полная конвертируемость – это отсутствие ограничений как по текущ.валют.опер-м, так и по повторным операциям связанным с движением капитала

2. Частичная конвертируемость – подразумевает разделение на все или часть ограничений по обмену или перемещению иностранной и/или нац.валюты

3. Полная конвертируемость – предполагает запрет по всем видам валют.операций как для резидентов, так и нерезидентов

Классификация валют по степени конвертируемости:

1. Свободно-конвертируемая:

- Английский фунт стерлинг

- Японская Ена

- Евро

- Канадский доллар

- Гонконгский доллар

- Шведская крона

- Австрийский доллар

- Норвежская крона

- Датская крона

- Южно-корейская вона

- Новозеландский доллар

- Израильский шекер

- Шведский франк

- Южно-африканский рэнд

- Мексиканский песо

- Сингапурский доллар

2. Частично-конвертируемые

3. Неконвертируемые (замкнутые)

Классификация валютных операций по времени реального исполнения сделки купли-продажи валют:

1. Наличные – валюта поступает покупателю не позднее чем через 2 раб.дня после заключения сделки

2. Срочные – валюта поступает покупателю через определенный контрактом период времени более 2 раб.дней после заключения

Сравнительный анализ валютных операций:

Признак Наличные (спот) Срочные
форвард фьючер
Срок поставки Не более 2 раб.дн Любой более 2х раб.дн 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 12 месяцев
Объем поставки любой Лот 1000$ или 10 кратная сумма
Курс Действующий на момент сделки Действующий +/-переменная (дисконт) Свободные сделки купли-продажи с учетом прогноза

Цели совершения валютных операций покупки-продажи валют:

- Немедленные расчеты по др.контрактам

- Расчеты по др.контрактам в будущем

- Предотвращение валютных убытков

- Получение валютной прибыли

- Получение доп.валютного дохода (данная цель реализуется в рамках операций, которые носят название валютного арбитража)

Валютный арбитраж – это валютная операция в рамках которой валюта приобретается с целью её дальнейшей перепродажи.

Типы валютного арбитража:

1. Пространственный – валюта приобретается на одной валют.площадке с целью её перепродажи на др.валют.площадке практически в один и тот же момент времени

2. Временной – валюта приобретается на рынке СПОТ или продается на той же валют.площадке, но через опред.промежуток времени

3. Пространственно-временной – валюта приобретается на одной ввалют.площадке с целью её дальнейшей перепродажи на др.валют.площадке через опред.промежуток времени

 

 

ТЕМА 2: ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА: ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

1. Среда международного маркетинга

2. Конкурентоспособность товара (КСП) на внешних рынках

3. Конкурентоспособность предприятия на внешних рынках

4. Конкурентоспособность рынка

 

ВОПРОС 1: СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА

Факторы среды международного маркетинга:

- Контролируемые (управляемые): качество, цена, собственные каналы сбыта, реклама, репутация, фин.надежность

- Неконтролируемые (неуправляемые): конкуренты, поставщики и покупатели, правительство и его политика, экономика, культурная среда, каналы сбыта за рубежом, географическая среда

ВОПРОС 2: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА (КСП) НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ

Конкурентоспособность товара – это способность товара удовлетворять потребность потребителя более полно, чем товар-конкурент при наименьших затратах на его потребление.

Факторы конкурентоспособность товара:

- Качество товара

- Цена товара

К = (Качество/Цена потребления) ® max

Методика оценки КСП товара:

1. Выбор товаров конкурентов: для выбора исп-ся так называемый классификационный параметр

Классификационный параметр – это потребительская характеристика, которая удовлетворяет осн.потребность покупателя приобретающего данный товар.

! Данный параметр исп-ся только для выбора товаров-конкурентов и в дальнейших расчетах не учувствует.

Уровень (значение) данного параметра у всех товаров-конкурентов должен быть одинаков или находится в допустимых для потребителя пределах.

2. Оценка КСП анализируемого товара по нормативным параметрам.

К нормативным параметрам относятся потребительские характеристики товара значение которых регулируются нормативными документами (гос-ми или международ.стандартами (ИСО 9000) качества).

Кн.п. = , qi = , где

qi - показатель соответствия или несоответствия i-го норматив.параметра действующего стандарта

Примечание: если хотябы один из норм.параметров несоотв-ет стандарту, то Кн.п = 0 в этом случае дальнейшие расчеты бессмысленные, ненужные.

3. Оценка КСП по техническим параметрам.

К техническим параметрам относятся потребительские характеристики важные для потребителя и не вошедшие в состав классификационного и нормативного параметров. Данные параметры могут быть:

- Жесткими (их хар-ки имеют кол.оценки уровня проявления)

- Мягкими (оцениваются экспертным путем)

Кт.п. = , где

Ра, Рк - значение тех.параметров соответственно анализируемого товара и товара – конкурента

Ро – значение j-го тех.параметра которое принимается за образец

аj – значимость j-го тех.параметра для потребителя

4. Оценка КСП по экономическим параметрам

Кэ.п. = , где

Ца и Цк - цены анализируемого и товара-конкурента

В качестве цен могут быть приняты:

- Цена предложения

- Цена покупки

- Цена потребления

- Расчетная цена (опред-ся на основе внешнеторговой статистики)

5. Оценка конкурентоспособности товара

К = Кн.п. * Кт.п/Кэ.п

 

Табл. Возможные значения показателей конкурентоспособности:

Показатели Значения
    > 1 < 1
Кн.п + +    
Кт.п + - + +
Кэ.п + - + +
К + + + +

Примечание:

- Если К = 1, то сравниваемые товары равноконкурентноспособны.

- Если К = 0, то анализируемы товар неконкурентоспособен.

- Если К > 1, то анализируемый товар более конкурентоспособен.

- Если К < 1, то анализируемый товар менее конкурентоспособен.

ВОПРОС 3: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ

При оценке конкурентоспособности конкурента в состав объектов оценки включаются:

- Организации-потребители

- Поставщики

- Конкуренты

При этом проводится сравнение самого предприятия с предприятиями-конкурентами.

Направления анализа конкурентоспособности предприятий-партеров:

I. Правовая форма предприятий – позволяет получить информацию о том кто управляет предприятием, а соответственно кто принимает решение и подписывает контракты и то в каком объеме несет ответственность по долгам предприятия.

Основные правовые формы зарубежных предприятий:

1. Индивидуальное предприятие – это предприятие по ед.фирмой, которое принадлежит одному лицу. Собственник управляет предприятием единолично под полную и неограниченную ответственность по долгам предприятия.

Примечание: под термином фирма понимается фирменное название предприятия.

В зарубежных странах обычно фирма индив.пред-я содержит имя владельца и указывает на сферу его деятельности.

 

2. Товарищество (партнерство):

Полное товарищество – это объединение лиц предприятия по ед.фирмой. участники носят название партнеров. Каждый из них обязан принимать участие в упр-ии фирмы и несет полную и неогран.ответственность по долгам предприятия. Фирма полного товарищества содержит имена всех партнеров (1, 2, 3).

Коммандитное товарищество – это объединение лиц пред-я под ед.фирмой. При этом по крайне мере одно лицо (полный партнер) управляет компанией под полную и неограниченную ответственность по её долгам. И по крайне мере одно лицо (коммандитист) не принимая участия в управлении несет огран.ответственность по долгам предприятия в пределах своего вклада в УК. Фирма коммандитного товарищества содержит имена полных партнеров и аббревиатуру LP

3. Общество:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это объединение капиталов предприятия по ед.фирмой в УК, формируется за счет вкладов участников, которые в пределах этих вкладов несут ответственность по долгам предприятия.

Управление ООО по стратегическим вопросам – собрание участников; по оперативным вопросам – директор, который может быть участником, так и наемным менеджером.

Фирма ООО в соответствии с законодательством должна содержать указания на данную правовую форму:

- Англия, Ирладия: LTD

- Германия, Австрия: GmBH

- Франция: SARL

- Италия: SRL

- США: IntCorp

Акционерное общество – это объединение капиталов с собственным правовым статусом. УК формируется за счет вклада участников, что подтверждается выдачей акции, т.е цен.бумаг имеющих свободное обращение на фондовом рынке.

Управление АО по стратегическим вопросам – собрание акционеров и совет директоров; оперативное управление – управляющий АО, который может быть акционером или наемным менеджером.

Акционеры несут ограниченную ответственность по долгам предприятия.

Особенность АО от ОО – вклад в УК подтверждается выдачей свидетельства, которое не может быть передано 3му лицу без согласия всех остальных участников.

Фирма АО должна содержать указания на данную правовую форму – аббревиатуру:

- Англия, Ирладия: PLS

- Германия, Австрия: AG

- Франция, Испания, Бельгия, Швейцария: SA

- Голландия: NV

- США: PHComp

 

II. Финансовое состояние.

Источники информации о финансовой надежности предприятия-партнера:

1. Баланс

2. Отчет о прибылях и убытках

3. Отчет о движении капитала

Актив баланса – А:
Активы оборотные – Аобор: - днеж.средства - высоколиквид.цен.бумаги (акции, облигации) - дебиторская задолженность - материальные запасы – МЗ   Активы необоротные – Ан.о - Основной капитал - Инвестиции - Нематериальные активы – Ан.м  
Пассив баланса – П:
1. Краткосрочные долги – Дт 2. Долгосрочные долги - Дд - Облигации – Собл 3. Акционерный капитал – Ак - Привилегированные акции – Спа - Обычные акции – Соа

Методика финансовой экспресс оценки:

1. Размер чистых текущих активов – показывает возможность компании по расчетам по краткосрочным долгам. Желательная тенденция – рост показателя. Показатель абсолютный. Ач = Аоб – Дт.

2. Коэффициент покрытия текущих обязательств по оборотным активам.. Показатель относительный. Кдт = Аоб/Дт

3. Размер быстрооборачиваемых активов – показывает возможность размаха операционной деятельности компании. Желательная тенденция – рост. Або = Аоб – МЗ

4. Размер чистых быстрооборачиваемых активов. Ачбо = Або – Дт

5. Коэффициент покрытия текущей задолженности по быстрооборачиваемым активам. Желательный уровень – рост, т.е. больше 1. КдтБО=Або/Дт

6. Коэффициент покрытия заемного капитала – отражает возможность компании рассчитаться по своим долгам. Желательный уровень – меньше 1. Кз = Дт+Дд/Ак

7. Скорость оборота товарно-материальных запасов. О = В/МЗ, где В – объем выручки.

8. Коэффициент покрытия облигаций – показывает может ли предприятие расплатится по долгам облигационного займа. Кобл = Ам – Дт/Собл, где Ам – активы материальные. Ам = А – Анм

9. Коэффициент покрытия привилегированных акций. Кпа = Ам-Дт-Дд/Спа

10. Коэффициент покрытия акций. Коа = Ам-Дт-Дд-Спа/Соа.

При расчете данного коэф-та в знаменателе может использоваться число акций выпущенных в оборот.

11. Рентабельность продаж. Re = ПРв/В, где ПРв – валовая прибыль.

Примечание: 1) Доп.источник Крылова Т.Б «Анализ отчетности капиталистичеких предприятий».- М., изд.«Финансы и статистики» 2) При работе с фин.источниками возникают след.проблемы:

- Отсутствие универсальности данных документов

- Использование различных методик по оценке активов

- Адекватность перевода с одного языка на другой

 

Источники информации о зарубежных компаниях:

1. Специализированные СМИ

2. Информационные источники компании

3. Торговые представительства сран

4. Кредитно-справочное бюро

5. Фирменные досье партнеров по бизнесу

6. Специализированные источники (справочники):

- Товарофирменные

- Общефирменные

- Справочники по АО

- Отраслевые

- Адресные

- По финансовым связям

- По персональным связям (информация о представительстве в совете директоров)

- Биографические

III. Конкурентоспособность товара

ВОПРОС 4: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЫНКА

Неконтролируемый фактор внешней среды: правительство и его политика

Для характеристики данного фактора исп-ся:

1. Отношение к закупкам из-за рубежа – в частности наличие или отсутствие таможенных барьеров.

Отношение правительства к закупкам из-а рубежа определяет степень открытости экономики. Для оценки этой степени сущ-т показатель: Оэ = (V/ВВп)*100, где V – объем внешнеторгового оборота (сумма Э и И).

 

Таможенные барьеры – это различного рода преграды для внешней торговли.:

ü Тарифные – это система Э и И пошлин на товар, перемещаемый через границу с коммерч.целями, устанавливаемая законодательно и контролируемая в рамках таможенной очистки товара. Сумма пошлины определяется по установленной ставке, которая может быть выражена либо в % от таможенной стоимости товара (1), либо в денежных единицах за установленную ед.товара (2).

Ставка n (%) - П = (Ст*n)/100 (1), где

П – сумма пошлины в денеж.ед,

Ст – таможен.стоим-ть товара определяемая по контракту может изменять по решению тамож.органа, если возникает подозрение о том что эта стоимость занижена:

Ставка n (д.е) – П = V*n (2)

Пошлина оплачивается по выбору декларанта таможенной стоимости либо в валюте платежа по контракту, либо в нац.валюте декларанта. Если валюта платежа по контракту и валюта платежа пошлины не совпадают, то пересчет проводится по официальному курсу на день декларирования таможенной стоимости.

ü Нетарифные – это различного рода платежи и ограничения, связанные с перемещением товара через государственную границу с коммерческими и иными целями.

2. Степень валютного контроля, регулирования и вмешательства правительства в процесс установления валютного курса (котировка);

3. Уровень бюрократизации государственного аппарата;

4. Уровень полит.стабильности в стране.

Нетарифные таможенные барьеры делятся на:

1. Экономические – различные виды платежей осуществляемые на таможне:

· Таможенный сбор:

- За совершение действий, связанных с выпуском товаров (за таможенные операции). Величина этого сбора определяется в зависимости от таможенной стоимости товара в абсолют.величине в рублях и не может быть меньше 500 руб и более 100 000 руб

- За таможенное сопровождение

- За хранение товара

· Акциз (В РФ только для импортируемых товаров). Перечень подакцизных товаров устанавливается законодательно и при ставке акциза в % (а) сумма акциза:

А = [(Ст+П)*а]/100

· Налог на добавленную стоимость (В РФ только для импортируемых товаров) уплачиваемый на таможне. Ставка НДС устанавливается в % и = внутренней действующей ставке для соотв.товара:

НДСт = (Ст+П+А)*ндс/100

Примечание: оплата акциза и НДС осуществляется в рублях.

2. Неэкономические – запреты и различного рода ограничения:

· Эмбарго – это полный запрет на ввоз или вывоз чего-либо (опред.вида товаров, технологий, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты …)

· Квотирование – это ограничение на объем ввозимого или вывозимого товара опред.кол-м или опред.суммой на опред.промежуток времени.

Квоты по масштабу распределение:

- Глобальная: определяется по товара без определения конкретных стран в которые он экспортируется или из которых он импортируется

- Групповая: устанавливается по товару с определением конкретной страны или стран экспорта или импорта

Квоты по назначению:

- Антидемпинговые: в том случае если товар яв-ся объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мероприятий

- Компенсационные: устанавливаются на период антисубсидийного расследования по соотв.товару или/и компенсационных мероприятий

- Специальные: товар яв-ся объектом спец.расследования и /или спец.мероприятий

· Лицензирование – это требование получения разрешения на ввоз или вывоз товара в компетентных гос.органах.

· Стандартизация – проверка товара на соответствие требования стандарта безопасности.

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ФАКТОР ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Оценивая этот фактор можно исп-ть различные показатели или воспользоваться данными рейтинговых агентств международ.орг-ий и спец.орг-ий.

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ФАКТОР ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ЭКОНОМИКА

Основные параметры сравнения:

1. Тип хозяйства:

· Натуральное -это страны в экономике которых преобладает с/х продукция которого идет на внутр.потребление, ВЭД страны минимальна, установление внешнеторговых связей может быть проблематичным

· Экспортеры сырья – это страны где обладают запасами опред.видов природ ресурсов, которые поставляют на экспорт. В данных странах целесообразен импорт добывающего оборудования, погрузочно-разгрузочного, инструментаи грузовых автомобилей, т.к в этих странах опред-ся опред.прослойка сверхбогатых людей, отсюда эффективность экспорта предметов роскоши

· Промышленно-развивающиеся страны – это страны в которых обрабатывающая промышленность занимает 10-12% ВНП, в экспорте преобладают готовые тек.изделия и автомобиле, а в импорте – текст.сырье, сталь, оборудование

· Развитые страны – ведущие экспортеры и импортеры в мировом товарообороте

 

2. Тип экономики – определяется в зависимости от объема ВВП, приходящегося на душу населения:

· Низкодоходные страны – меньше или равно 875 $

· Ниже-среднедоходные страны – от 876 до 3465 $

· Выше-среднедоходные страны – 3465 до 10725 $

· Высокодоходные страны – больше или равно 10725 $

 

3. Уровень семейных доходов

 

4. Состояние внешнеэкономических расчетов страны - рассчитывается по внешнеторговому платежному балансу и внешней задолженности страны.

 

5. Инвестиционный климат в стране – это условия для осуществления инвестиций в данной стране.

Условия, формирующие инвестиционный климат:

· Степень развития предпринимательской среды

· Степень бюрократизации общества

· Условия правового регулирования

· Система защиты прав собственности

· Степень развития общественных институтов

· Совершенство налоговой системы

· Наличие административных барьеров

· Ёмкость внутреннего рынка

 

6. Степень влияния зарубежного воздействия на экономику страны воздействуют:

- Транснациональные корпорации

- Внешняя политика гос-в

- Международные политические орг-ии

- Международные экономические орг-ии

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ФАКТОР ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА (СОЦИОСРЕДА)

1. Система права:

· Традиционное право – решение по искам принимаются на основе обычаев, традиций, прецедента. Данная система действует в Великобритании, ее бывших колониях и США.

· Гражданское право – идущая от римского права, предполагает разработку детальной системы законов, т.е. кодексов, в соотв-ии с которыми принимаются решения по судебным рискам. Действует в Западно-европейских странах, РФ более чем в 70 странах

· Теократическое право – в основе принятия судебных решений лежат заповеди ислама. Действует в 27 мусульманских странах.

 

2. Уровень развития технологии и инфраструктуры

 

3. Социальная орг-я общества оценивается по 3м основным направлениям:

· Врожденное членство в группе:

- Пол

- Семья

- Возраст

- Каста

- Раса

- Национальность

· Приобретенное членство в группе:

- Религиозные

- Политические

- Профессиональные

 

· Социальная стратификация:

- Классовое положение

- Общественное положение

 

4. Уровень и направленность образования характеризуется:

- Направленностью изучаемых предметов

- Уровнем образования

 

5. Государственные и другие языки.

Гос.язык – это язык на котором ведется официальная и деловая переписка.

В международной практике наиболее распространённым языком яв-ся английский (44 страны), но при этом есть страны – Франция (27 страны) и Испания (20 стран), которые предпочитают в междунар.общении свой язык. Арабский – 24 страны, Русский – 16 стран, Немецкий – 9 стран.

6. Религия:

· Индуизм (900 млн)

· Ислам (1, 3 млрд)

· Христианство (2, 1 млрд)

· Китайская традиционная (394 мл)

 

7. Национальные особенности.

· Ценности – их определяют как неосознанные чувства, в соотв-ии с которыми человек отдает предпочтение тому или иному поведению в опред.ситуации.

Отношения с точки зрения бизнеса в системе ценностей важным яв-ся отношение партнеров ко:

- Времени. По отношению ко времени нац.культуры разделятся на:

§ Моноактивные (имеет место на тчательное планирование времени)

§ Полиактивные (поведение опред-ся сиюминутными предпочтениями)

§ Реактивные (в которых время рассматривают как некий цикл, который повторяется)

- Достижениям (результат, некий успех)

- Богатству

Алгоритм снятия становых культурных барьеров:

1. Разработка перечня или схемы возможных культурных барьеров

2. Сортировка барьеров

3. Разработка и апробация предложений по снятию барьеров

4. Поиск местных гарантов для продвижения товара

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ФАКТОР ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ЗАРУБЕЖНЫЕ КАНАЛЫ СБЫТА

1. Количество каналов и порядок их формирования

2. Характер собственности

3. Возможность контроля над каналом

4. Степень доступности

 

ТЕМА 3: ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

1. Целесообразность выхода на внешний рынок

2. Выбор предпочтительного рынка

3. Методы выхода на зарубежный рынок

4. Структура комплекса маркетинга

5. Структура службы маркетинга

ВОПРОС 1: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

Решение о целесообразности экспорта:

1. Экономический эффект: ЭЭэкс = Вв+Вр-Зэкс,

2. Экономическая эффективность экспорта: Ээкс = (Вв+Вр)/Зэкс,

Вв – рублевый эквивалент экспортной выручки по курсу на дату поступления валюты

Вр – выручка от продажи валюты

Зэкс – затраты на экспорт (производство+реализация)

Целесообразность экспорта во многом определяется типом экспортных продаж. Отнесение к тому или иному типу зависит от объемов экспорта конкретного хоз.субъета, которые связаны с поведением субъекта на рынке.

Рисунок

 

 

Пробный экспорт – это когда большая часть производимой продукции предлагается на нац.рынке. на экспорт поставляется огран.кол-во товара 1-2 импортерам. Прибыль находится в зоне дефицита

Экстенсивный экспорт – товар предлагается на многих зарубежных рынках одновременно без учета их своеобразия. За счет роста объема продаж достигается точка баланса или окупаемости внешне-торговых операций.

Интенсивный экспорт - данный тип продаж хар-ся тем, что товар предлагается на нескольких рынках, которые ранжируются на: основные, дополнительные и вспомогательные. На каждый рынок поставляется товар обладающий наибольшей конкурентоспособностью и приносящий макс.возможную норму прибыли. Данное ранжирование яв-ся результатом маркетинговых исследований. Такое поведение предприятия позволяет получать нераспределенную прибыль. В этой зоне объем продаж и объем прибыли увеличиваются за счет 2х факторов: 1) рост цен при высоком уровне конкурентоспособности товара 2) росте объемов продаж, при установлении скидок или обеспечении специфических потребностей потребителей.

Глобальный маркетинг (глобальных экспортных продаж) – основная прибыль получается предприятием за счет внешнеторговой деятельности. На этом этапе предприятие большую часть свои операций, а иногда и все, переносит на внешние рынки, при этом не только активно исследует предпочтения покупателей, но и активно их формирует

Решение о целесообразности импорта:

1. Экономический эффект: ЭЭимп = Зи – Цпимп

2. Экономическая эффективность: Эимп = Зи / ЦПимп,

Зи – полные затраты на изготовление или приобретение и пользование продукции, которое альтернативно импортируемой

ЦПимп – цена потребления импортного товара






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.