Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С нарушениями самочувствования






Для работы с подобными нарушениями необходимы упражнения, которые для своего выполнения требуют от клиента повышенного внимания к своему телу.

Упражнение «РЕЗИНОВАЯ КУКЛА»

Упражнение может использоваться как в групповом формате при работе в парах, так и в индивидуальном режиме. В варианте работы «терапевт – клиент» разумнее работать только «в одну сторону» - с клиентом. Разумеется, если психотерапевт абсолютно уверен в своем умении владеть собственным телом, то ничего не мешает ему вначале показать клиенту, как упражнение должно выполняться в идеале.

Инструкция для группы. Разбейтесь на пары и в каждой паре договоритесь об очередности выполнения ролей. Один из вас будет делать вид, что он – огромная резиновая кукла, второй будет «насосом». «Кукла» ляжет на пол – позу желательно выбрать попроще, чтобы не усложнять себе жизнь – и попробует ощутить себя так, как будто из него полностью выпустили воздух. «Насос» устроится рядом и будет «резиновую куклу» «надувать» (фото 65). Совсем отлично, если эти движения будут сопровождаться соответствующими звуками. «Кукла» же должна будет реагировать на «надувание» точно так же, как на них реагирует настоящее резиновое изделие – с каждым движением насоса постепенно и равномерно наполняясь воздухом. Обратите внимание – постепенно и равномерно! Главный смысл этого опыта в том и состоит, чтобы научиться не просто напрягать отдельные мышцы, а согласованно наращивать общий мышечный тонус.

«Насосу» следует быть очень внимательным – как известно, резиновые изделия нельзя надувать до бесконечности, поскольку они обладают обыкновением в какой-то момент лопаться. Когда «кукла» достигнет своего максимального объема – то есть тонуса, - «насос» свою работу заканчивает, дает «кукле» побыть немного в этом состоянии, а затем «отсоединяется» - то есть предоставляет «кукле» возможность так же медленно и равномерно сдуваться до исходного состояния резиновой тряпочки. Повторяется все это до тех пор, пока «кукла» не научится по собственному желанию (ведь «насос» в нашем опыте – только внешнее средство, помогающее совершить необходимое) управлять собственным тонусом.

 

Упражнение «ТАНЕЦ ДЛЯ ЯГОДИЦ»

Упражнение выполняется в групповом режиме под быструю ритмичную музыку.

Инструкция для группы. Разбейтесь на пары, встаньте со своим партнером спина к спине и начинайте очень активно и разнообразно взаимодействовать ягодицами – толкайте друг друга, тритесь друг об друга, танцуйте, прыгайте и бегайте, не отрывая ягодиц друг от друга, ползайте своими ягодицами по партнеру – от колен и до лопаток, позволяйте делать то же самое ему… Через пару минут можно начать меняться партнерами - может, новый партнер предложит вам какой-нибудь новый способ взаимодействия (фото 66).

Общее время взаимодействия – 10-15 минут.

 

Упражнение «СМЕРТЬ МАРИОНЕТКИ»

Упражнение может выполняться и в групповом, и в индивидуальном формате работы.

Инструкция клиенту. Представьте себе кукловода, который отыграл спектакль и снимает марионетку с собственных пальцев. Правда, настоящая марионетка висит не на пальцах, а на специальном приспособлении, которое называется вагой. Но для нас сейчас лучше представить себе, что кукла снимается с пальцев. Сброшена нить с левого большого пальца – и бессильно повисла левая рука марионетки. Упала нить с указательного – и потеряла подвижность нога. Словом, на дальнейшее у вас вполне хватит воображения. Так вот, вы и есть эта марионетка, чьи нити по очереди снимает с пальцев кукловод – и части вашего тела последовательно расслабляются до полной безжизненности. Снята с пальца последняя нить – и марионетка мягко соскальзывает на пол бесформенной кучкой частей тела (фото 67-69).

Варианты выполнения упражнения. Если вам такой опыт покажется увлекательным – экспериментируйте. Представьте обратный процесс, когда кукловод по очереди надевает нити на пальцы. Можно выполнять упражнение с партнером, который будет в совершенно произвольном порядке называть различные части вашего тела – а вы должны беспрекословно слушаться его, напрягая или расслабляя только те мышцы, на которые только что поступила «ориентировка». Будьте внимательны – то, что не удалось, повторяйте без устали, пока все не получится именно так, как вы хотите.

 

Упражнение «БРАЗИЛЬСКИЙ МАССАЖ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуальной терапии, и в парной групповой работе.

Процедура выполнения. Один из партнеров (условно говоря, клиент) ложится на спину и закрывает глаза, второй (терапевт) садится у его ног в очень удобной позе - его руки обязательно должны иметь опору для локтей. Сначала большие пальцы рук терапевта ложатся снизу на мизинцы ног клиента, а мизинцы - сверху на мизинцы клиента (фото 70). В этом положении терапевт остается на три-четыре минуты. Затем его большие пальцы перемещаются под безымянные пальцы ног клиента, а его безымянные пальцы ложатся сверху них – и снова три-четыре минуты неподвижности. Затем большие пальцы терапевта прикасаются снизу к средним пальцам ног, а его средние пальцы – поверх них. Через три-четыре минуты большие пальцы рук терапевта оказываются под «указательными» пальцами ног клиента, а указательные – сверху. И, наконец, большие пальцы терапевта размещаются под большими пальцами клиента, а средние и указательные одновременно – на больших пальцах ног клиента.

После обмена впечатлениями терапевт и клиент меняются ролями в случае парной групповой работы).

 

Упражнение «ПИАНИНО»

Упражнение вполне пригодно для индивидуальной и групповой работы в парах.

Процедура выполнения. Один партнер ложится в любую удобную для него позу, а второй поочередно прикасается пальцем к различным точкам его тела. Задача лежащего – постараться пошевелить именно тем местом, к которой прикоснулся его партнер. Понятно, что есть такие участки тела, пошевелить которыми «изолированно» практически невозможно – тем не менее, нужно стараться, чтобы движение осуществлялось возможно меньшей поверхностью. Прикасающийся партнер может призвать на помощь все свое чувство юмора и пытаться максимально осложнить задачу лежащего, давая ему при этом обратную связь по поводу того, достаточно ли малый участок поверхности тела движется.

Упражнение «РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ»

Упражнение используется только в групповой работе – в качестве самостоятельного задания или как способ выбора партнера для какого-то другого взаимодействия, предполагающего глубокий и интимный контакт. Упражнение можно делать в двух вариантах.

Процедура выполнения.

Первый вариант. Участники группы равномерно распределяются по всему помещению, где происходит работа. В течение пятнадцати-двадцати минут каждый из них медленно и молча перемещается по помещению – так, чтобы поочередно встретиться с каждым участником группы. Когда два участника оказываются друг напротив друга, их задача – быть предельно внимательными ко всему, что происходит в них внутри, не вступая ни в телесный, ни в зрительный контакт. Важны возникающие при этом мысли, чувства, телесные ощущения, воспоминания, микродвижения тела. На каждое такое взаимодействие должно уйти не менее двух-трех минут. Потом пара расстается, и каждый отправляется на поиски нового партнера. По окончании упражнения группа обязательно обсуждает происходившее.

Второй вариант. Участники группы равномерно распределяются по всему помещению и закрывают глаза. В течение двадцати-тридцати минут каждый из них медленно, молча и с закрытыми глазами перемещается по комнате или залу. Когда при таком перемещении будет происходить встреча с другим участником, оба они получают возможность любого телесного (молчаливого!) взаимодействия друг с другом. Разумеется, для каждого из них не менее важным остается контакт с самим собой, со своим чувствами и телесными ощущениями в этом взаимодействии. Каждый сам решает, когда и каким образом ему хочется завершить взаимодействие. По истечении времени упражнения группа обсуждает происходившее.

Упражнение «ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ»

Упражнение вполне может выполняться как в индивидуальном режиме, так и в группе. В последнем случае возможны варианты – работать можно в парах или в группах по три - пять человек.

Инструкция для пары. Разбейтесь на пары (или на группы). Тело одного из вас станет своего рода театром. А актерами в этом театре будут все части тела второго, которые он рискнет включить в контакт. Времени потребуется примерно минут по десять на каждого. Тот, кто становится «сценой», ложится на пол в любую удобную для него позу. А его партнер начинает разыгрывать спектакль – иначе говоря, прикасается к нему всеми частями своего тела и всеми известными способами (фото 71). Самое главное – НЕ СПЕШИТЬ! Каждое прикосновение должно длиться не менее минуты. Очень хорошо, если тот, кто работает, сможет одновременно прикасаться несколькими разными способами – например, касаться рукой груди партнера, пальцем ноги – его бедра, плечом – его плеча и т.д. Постарайтесь менять прикосновения по очереди – одно еще сохраняется, другое меняется, затем добавляется третье и так далее.

В ходе выполнения этого упражнения очень легко попрактиковаться в отслеживании очень точного индикатора «да»- и «нет»-реакций клиента. Речь идет о движениях ресниц. Дело в том, что эти движения почти не поддаются сознательному контролю. Каждый, кто хоть раз пытался уложить ребенка спать, прекрасно знает, что только у действительно спящего малыша ресницы совершенно неподвижны. Любое «изображение сна» всегда выдает себя легкой дрожью ресниц. Связано это, по всей видимости, с тем, что в бодрствующем состоянии человек совершенно неосознанно и даже закрытыми глазами как бы «сканирует» происходящее вокруг него; его глаза совершают все те микродвижения, которые призваны помешать естественной адаптации при формировании зрительных образов – ведь известно, что при неподвижном положении зрачка действие биохимических механизмов адаптации достаточно быстро приводит к исчезновению видимого образа на сетчатке.

Поэтому в любых упражнениях, которые клиент выполняет с закрытыми глазами, у терапевта есть практически безошибочная возможность установить его, клиента, отношение к происходящему. Дрожание ресниц, естественно, понимается как той или иной степени «нет»-реакция – человеку не слишком спокойно, он пытается по мере возможности контролировать ситуацию. Если же ресницы успокаиваются и замирают – можно предположить, что человек успокоился тоже, перестал ощущать ситуацию как небезопасную и требующую контроля.

 

Второй тип упражнений, которые очень эффективно работают с нарушениями первого этапа раннего психомоторного развития, основан на таких воздействиях терапевта, которые помогают телу клиента расслабиться. Ведь совершенно очевидно, что с точки зрения физиологии, для хорошего чувствования той или иной части тела она должна быть минимально напряжена.

 

Упражнение «ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ»

Упражнение намного эффективнее в индивидуальном режиме работы, потому что требует некоторых навыков.

Процедура выполнения. Клиент ложится на спину, а психотерапевт устраивается рядом – в максимально удобной для него позе. Одна его рука должна находиться под спиной клиента пониже лопаток, а вторая – спокойно лежать на его груди. Далее терапевту следует пристроиться к дыханию клиента, а затем очень аккуратно и постепенно начать на вдохе приподнимать грудную клетку клиента снизу, а на выдохе – надавливать сверху (фото 72). Получается, что психотерапевт как бы помогает клиенту на вдохе искусственно чуть-чуть увеличить объем своей грудной клетки, а на выдохе – выдохнуть как можно больше, чтобы «освободить место» для более глубокого следующего вдоха. Упражнение продолжается до тех пор, пока клиент не совершит так называемый биологический вздох – то есть не вздохнет так, чтобы и его грудная клетка, и брюшная полость максимально наполнились бы воздухом. За этим обычно следует столь же долгий и спокойный выдох – и долгая пауза перед следующим вдохом. Чаще всего на этом упражнение стоит завершить. Однако если этот первый по-настоящему полноценный вздох был сопряжен с серьезными трудностями для клиента – то есть был судорожным, прерывистым и т.д., - то упражнение можно продолжать до повторения такого же вздоха, но в спокойном ритме.

Если же в течение примерно десяти минут дыхание клиента не изменяется, и вдох по-прежнему оказывается зажатым, то упражнение все равно стоит закончить и вернуться к нему на последующих сессиях. Это вполне может быть связано с тем, что клиент не ощущает достаточной для него безопасности в ситуации.

 

Упражнение «ПОТЯГУШКИ»

Предлагаемое упражнение можно делать вдвоем или втроем, в индивидуальном или групповом формате. При работе в режиме «терапевт – клиент» работать будет только терапевт.

Инструкция для группы. Разбейтесь на пары. В каждой паре один будет исполнять роль пассивного «тела», другой же будет по-настоящему работать. Тот из вас, кто будет «пассивным телом», ложится на пол навзничь, а тот, кто работает, устраивается в максимально удобном положении для себя за головой у лежащего – слегка в стороне от вертикальной оси тела. Обратите внимание: работающему очень важно позаботиться о собственном комфорте, потому что его неудобное положение неизбежно будет ощутимо для лежащего, и все получится не так, как хотелось бы. Расположившись примерно в сорока сантиметрах от головы лежащего, работающий очень бережно, аккуратно и надежно берет его за одно запястье, плотно обхватывая его обеими руками. Затем работающий очень медленно – не больше, чем на сантиметр за минуту – начинает отклоняться назад, вытягивая руку лежащего только собственным весом, но никак не усилием рук (фото 73). Если в какой-то момент рука перестанет поддаваться вытягиванию – замрите на минуту-две, попытайтесь дождаться, пока сопротивление исчезнет, а потом продолжайте отклоняться назад. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы тело лежащего заскользило по полу вслед за вашими руками! В этом случае стоит немедленно перестать тянуть, замереть на какое-то время, а потом так же постепенно и медленно начать возвращать руку лежащего в исходное положение. Так же следует поступить, если ему вдруг станет больно (в плече или в кисти), или если кисть начнет выскальзывать из рук работающего, или если он уж очень сильно устанет. Во всех этих случаях необходимо бережно и медленно вернуть руку к начальной точке. Не забывайте, что ось вытягивания должна находиться под углом примерно градусов в тридцать к продольной оси тела.

Затем то же самое нужно проделать с другой рукой лежащего и по очереди с его ногами. Можно повторить это упражнение и при положении лежащего лицом вниз.

Вариант работы втроем. Если группа работает в тройках, можно использовать следующий вариант: один из работающих вытягивает, например, правую руку лежащего, а второй – левую ногу, а потом – левую руку и одновременно правую ногу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.