Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С нарушением процессуальности






Для коррекции подобных нарушений имеет смысл использовать упражнения, создающие максимально безопасные условия для деятельности, не имеющей определенной цели и критериев правильности выполнения.

Упражнение «ТАРАБАРСКИЙ ЯЗЫК»

Лучше всего это упражнение проводить в группе, хотя возможен и вариант, при котором терапевт на том же «тарабарском языке» разговаривает с клиентом.

Инструкция для группы. Вам нужно в течение не менее чем пятнадцати минут НЕПРЕРЫВНО говорить на «тарабарском» языке, то есть произносить какие-то звуки и звукосочетания, не имеющие никакого реального смысла. Понятно, что это не должны быть слова на иностранном, пусть даже самом экзотическом, языке. Не стоит также подобно попугаю повторять постоянно одни и те же звуки. Постарайтесь не заменять слова жестами и всякими мимическими ужимками. Смиритесь с тем, что ничто из того, что имеется в вашем привычном лексиконе, вам не пригодится. Не пытайтесь заранее придумать то, что вы сейчас произнесете - дайте волю вашему языку. В данном случае это абсолютно безопасно. Ничего лишнего вы сейчас ляпнуть явно не сможете – в том, что мы вам предлагаем, нет критериев «правильно» и «допустимо».

Варианты для индивидуальной работы. Вполне допустимо задать некое – достаточно долгое – время, в течение которого терапевт общается с клиентом на «тарабарском языке». Совершенно понятно, что у терапевта все проблемы, которые могли бы породить затруднения говорить таким образом, должны быть отработаны. Вполне возможно предложить клиенту на этом «языке» изложить все, что он хотел бы обсудить в течение этой сессии. Неплохо, если и терапевт в ходе «обсуждения» отвечать будет таким же образом.

Упражнение «ТАНЕЦ ТОЧКИ»

Упражнение прекрасно работает и при использовании в парах на группе, и в индивидуальном приеме. В упражнении с самого его начала звучит музыка – она должна быть очень медленной, спокойной, не слишком знакомой или вовсе незнакомой - и желательно негромкой.

Процедура выполнения. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии примерно одной вытянутой руки и закрывают глаза. Ведущий проходит между парами и соединяет партнерам руки единственной точкой – когда один палец одного человека самым крохотным своим участком соприкасается с одним пальцем другого (фото 54).

Инструкция для участников: «Будьте предельно внимательны к точке вашего контакта. Она обладает совершенно уникальными свойствами. Все прочие точки обоих ваших тел принадлежат только одному из вас, а она принадлежит одновременно вам обоим. Вполне естественно предположить, что законы ее существования окажутся совершенно особыми. В какой-то момент она, возможно, захочет начать двигаться. Внимание: вы не заставляете ее двигаться, а следуете ее желаниям! Но для этого вам необходимо сконцентрировать все свои чувства на ней. Как она будет двигаться, не знает никто – у нее своя внутренняя жизнь. Как, впрочем, и у любого настоящего контакта. Просто идите за ней – и все. Если ее движение потребует включения в движение ваших тел – на здоровье. Только не надо спешить! Предсказать, сколько продлится ваше взаимодействие, невозможно – да и не нужно. Любая истинная близость живет ровно столько, сколько ей суждено – не больше и не меньше.

Помните, ни при каких условиях вы не должны разрывать контакт и переставать чувствовать эту точку. Не можете вы ни увеличивать площадь контакта, ни разговаривать, ни открывать глаз. Все это может только помешать. Пусть точка танцует, сколько ей заблагорассудится. Постарайтесь почувствовать тот момент, когда ваш контакт приблизится к своему завершению. Не забывайте: прерывание и завершение – совершенно разные действия! Когда танец точки вашего контакта будет окончен, и вы найдете желанный для точки способ завершения контакта, можете открывать глаза».

 

Упражнение «ТРЕНИНГ ИНТУИЦИИ»

Упражнение в равной степени может использоваться в индивидуальной и в групповой работе в парном режиме.

Процедура выполнения. После получения инструкции само действие происходит в молчании. Один из партнеров – назовем его «первый» -принимает любую удобную для него позу, а второй на протяжении десяти-двадцати минут пытается угадывать, какое прикосновение первому хотелось бы получить в каждый конкретный миг их телесного общения. Разумеется, речь не идет о внутренних командах по типу «принеси мне чаю». Второму нужно просто понять, какое именно прикосновение в каждый момент было бы приятно его партнеру – причем уловить все это без каких бы то ни было подсказок, только с помощью предельной концентрации внимания и наблюдательности.

Вполне могут быть моменты, когда первому вообще не захочется, чтобы к нему прикасались. Да и любое поначалу желанное прикосновение может в один миг стать не слишком приятным и даже докучливым. Все это тоже нужно постараться почувствовать. Второй может пытаться отслеживать самые малейшие проявления «да» и «нет»-реакций партнера на все, что он делает, а может целиком отдаться собственному чувствованию в каждый конкретный момент.

Упражнение «СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ»

Упражнение крайне редко используется в индивидуальной работе – в основном оно предназначено для группы. Его можно предложить клиенту для самостоятельной «домашней работы» - дома в одиночку или в компании. Для его выполнения нужно подобрать незнакомую, ненавязчивую, можно даже совсем не танцевальную музыку. Упражнение носит чисто процессуальный характер, поэтому при использовании его в группе необходимо давать довольно много времени, в течение которого музыка может несколько раз смениться – важно только, чтобы первый музыкальный отрывок был достаточно длинным: это поможет участникам расслабиться.

Инструкция участнику (клиенту). Забудьте все танцевальные движения, которые вы видели и совершали в своей жизни. Пусть вас ведет только ваше тело и внутреннее состояние – именно они и подскажут, когда оставаться неподвижными, а когда двигаться – и как именно двигаться. Ваши движения могут оказаться неритмичными и на взгляд стороннего наблюдателя – совершенно неэстетичными. Это абсолютно не важно. Главное при выборе движений – желания вашего тела.

Скорее всего, вам не сразу это удастся. Может даже случиться так, что вам будет казаться: вот сейчас вы совершенно свободны. Но это будет обозначать лишь, что вы легко выполняете привычные танцевальные па. Однако когда вы сможете «поймать» веления собственного тела и им последовать, вы поймете, что это – совершенно разные вещи. Вы сами почувствуете момент, когда ваш танец должен быть завершен – это произойдет не раньше, чем ваше тело насытится своим свободным движением.

 

Упражнение «ГУБКА»

Упражнение имеет смысл применять только в индивидуальной работе, потому что оно требует значительных технических навыков и опыта телесной работы. Есть некоторые противопоказания для его применения: не стоит, например, использовать его по отношению к женщинам во второй половине беременности, а при гипертонусе матки – во все время беременности, к людям, страдающим эпилепсией или имеющим в анамнезе эпилептические припадки (даже при долгом периоде ремиссии), к эксплозивным психопатам и душевнобольным с психотическими расстройствами и т.д.

Существует много разных вариантов выполнения этого упражнения. Конечным итогом всех этих вариаций становится прохождение по телу той самой обозначенной В.Райхом оргонной энергии, выраженное в виде спонтанных, плохо контролируемых мышечных вибраций, охватывающих все тело. Мы предложим один из этих вариантов – самый сложный, но, на наш взгляд, и самый эффективный.

Процедура выполнения. Процедура включает в себя пять различных действий терапевта, каждое из которых имеет свой смысл. Все они объединены одной целью – помочь клиенту расслабиться и отпустить себя в процесс свободного пропускания оргонной энергии по всему телу.

Клиент ложится на спину и ставит ноги на пол. Терапевту необходимо проследить за правильным их положением: ноги должны быть согнуты не менее, чем под прямым углом, ступни должны стоять очень близко друг к другу, но не соприкасаться, колени разведены так, чтобы их положение было максимально НЕУДОБНЫМ для клиента (фото 55). Важно также, чтобы глаза клиента были закрыты, нижняя челюсть расслаблена (при необходимости во время упражнения клиенту об этом можно негромко напоминать). Совсем хорошо, если клиент постарается звучать на каждом своем выдохе.

Эффективным будет сначала провести предварительное упражнение, имеющее своей целью утомить мышцы ног клиента. Для этого терапевт располагается у стоящих на полу ног клиента и кладет руки ему на колени. Сначала на вдохе клиента терапевт изо всех сил старается свести колени клиента, а клиент – также изо всех сил – сопротивляется (фото 56). Это повторяется раз десять-пятнадцать. Во время следующих десяти-пятнадцати вдохов терапевт пытается, наоборот, не жалея сил, развести колени клиента, а тот опять-таки ему сопротивляется (фото 57). Обратите внимание: если клиент – женщина, и терапевту известно, что в ее жизненной истории имело место сексуальное насилие, вторую серию проводить не следует! Когда клиент достаточно устал, можно переходить к основному упражнению.

Для грамотного его выполнения терапевту необходимо понимать, какой цели служит каждое из совершаемых действий, поэтому мы сначала опишем каждое из них, а затем постараемся сформулировать общие принципы их предъявления.

Первое. Терапевт располагается за головой клиента, очень аккуратно кладет руки на виски (не забудьте позаботиться о том, чтобы ваши руки были достаточно теплыми!) и начинает чрезвычайно осторожно, с минимальной амплитудой покачивать его голову справа налево и обратно (фото 58). Очень важно, во-первых, чтобы голова покачивалась совсем чуть-чуть, во-вторых, чтобы направления движений терапевта все время варьировались, не давая клиенту возможности «просчитать» последовательность предлагаемых ему движений. Вполне можно прекращать покачивания на какое-то время, изредка значительно увеличивать амплитуду одного из покачиваний, делать несколько движений в одну сторону и т.д.

Смысл этого действия состоит в том, чтобы максимально утомить сверхконтроль клиента и в конечном итоге довести его до запредельного торможения. Из-за непредсказуемости действий терапевта клиент вынужден будет все свое внимание направлять именно на собственную голову, прочие части тела останутся «без надзора», что позволит значительно облегчить расслабление тела. А поскольку ноги клиента, и без того очень уставшие, в этот момент находятся в весьма неудобном положении, то в них легко может возникнуть дрожь, которая в дальнейшем спровоцирует появление спонтанных вибраций всего тела.

Второе. Продолжая сидеть за головой клиента, терапевт все так же аккуратно перемещает свои ладони на грудь клиента - чуть выше солнечного сплетения. В этом прикосновении используется контакт «земля», причем руки ни в коем случае не должны давить - они просто четко и определенно прикасаются к груди (фото 59).

Смысл этого действия состоит в том, чтобы «заземлить» область чувств клиента – в данном случае подразумевается чисто физическое понятие заземления. Это дает клиенту возможность обратить внимание на собственные чувства, не теряя при этом контакта с реальностью.

Третье. Оставаясь в прежнем положении, терапевт подкладывает ладони под плечи клиента – опять-таки в режиме контакта «земля» (фото 60).

Смысл этого прикосновения состоит в том, чтобы обратить внимание клиента на область, где «живет» очень много привычных мышечных напряжений. Именно они обычно мешают прохождению оргонной энергии в руки. Чаще всего наибольшие сложности вызывает необходимость включить руки в процесс спонтанных мышечных сокращений.

Четвертое. Терапевт садится сбоку от клиента на уровне его таза и кладет ладони на его подвздошные кости. Здесь тоже используется контакт «земля», причем прикосновение должно быть очень легким, чтобы не причинить боли клиенту (фото 61).

Смысл этого действия – в том, чтобы сымитировать сопротивление дрожи в теле клиента, воспроизводя таким образом типичную «янскую» стратегию усиления некоего действия через сопротивление ему.

Пятое. Терапевт снова садится за головой клиента и все так же аккуратно кладет подушечки у оснований своих больших пальцев на глаза клиенту. Нужно быть очень внимательным, чтобы у клиента не возникло при этом неприятных ощущений (фото 62).

Смысл этого действия – еще один сокрушительный удар по сверхконтролю клиента.

Упражнение начинается с первого действия терапевта. Терапевт все время внимательно наблюдает за коленями клиента, ловя в них малейшие признаки появляющейся дрожи. Как только эта дрожь возникнет, стоит попросить клиента постараться провести эту дрожь по всему телу. Когда этот процесс станет хоть сколько-нибудь устойчивым, необходимо будет заземлить чувства, которые могут при этом возникнуть у клиента, и перейти ко второму действию. Если на протяжении упражнения в какой-то момент дрожь пропадет – имеет смысл вернуться к первому или второму действию. При этом все время необходимо наблюдать за положением нижней челюсти и коленей клиента. Если их положение станет более удобным для клиента, стоит негромко попросить его сдвинуть или, наоборот, раздвинуть их, возвращая к исходному положению.

Если терапевт замечает, что в мышечные сокращения (они могут быть самой разной амплитуды – от очень крупных, напоминающих судороги, до едва заметного тремора) включено все тело за исключением рук – следует перейти к третьему действию.

Когда дрожь уже достаточно сильна, можно постараться еще усилить ее за счет выполнения четвертого действия. Если на этом этапе дрожь начинает затихать, то имеет смысл не возвращаться к первому, а перейти к пятому действию. В некоторых случаях, когда клиент к моменту начала четвертого действия полностью включен в процесс, пятое вообще оказывается излишним.

Во время упражнения очень важно позаботиться о физическом комфорте и безопасности клиента. Иногда мышечные сокращения оказываются настолько сильными, что его голова начинает ударяться об пол. На этот случай нужно иметь под рукой небольшую подушку или свернутое одеяло, чтобы подложить ему под голову.

Когда процесс уже «запущен», и все тело клиента включено в спонтанные вибрации, терапевту стоит довериться собственной интуиции. Не стоит в это время настойчиво добиваться правильного положения ног или нижней челюсти – тело клиента уже само безошибочно найдет нужные варианты поведения.

Иногда по движениям тела клиента становится очевидной необходимость каких-то дополнительных действий – и тогда можно, например, положить руку ему на руку, на голову, подложить руку под спину, поправить волосы и т.д. Если терапевт действительно находится в хорошем контакте с клиентом, не стоит бояться совершить нечто «несанкционированное»: в крайнем случае, всегда можно очень быстро понять или почувствовать по «нет»-реакциям клиента, что какое-то действие оказалось излишним или нежелательным.

Когда процесс продолжается уже достаточно длительное время, стоит тихо сказать клиенту, что, когда он устанет, он сможет просто вытянуть ноги, и дрожь постепенно успокоится.

Нередко, несмотря на все усилия терапевта, дрожь в теле клиента так и не возникает или, едва появившись, безвозвратно угасает. Не стоит тревожиться или полагать, что вы сделали что-то не так. Вполне возможно, что сейчас еще просто не время. Вам ничто не мешает повторить упражнение на следующей сессии или спустя некоторое время.

Стоит иметь в виду, что обычно в этом упражнении возникают очень сильные чувства, бурные вегетативные реакции и весьма неожиданные поведенческие реакции. Этого также не стоит пугаться – просто нужно быть к этому готовым.

 

Другой тип упражнений для работы с нарушениями процессуальности может иметь очень яркую сюжетную организацию или использовать возможности ролевого замещения, когда их участнику предлагается побыть как бы не собой, а кем-то другим, кому позволительно вести себя свободно и естественно.

 

Упражнение «РЫЧАЛКИ»

Упражнение может быть использовано в любом формате работы, но следует учесть, что в индивидуальном режиме оно потребует от терапевта полной естественности и убедительности – ведь он окажется единственным примером для клиента.

Процедура выполнения. Группа делится на пары, и каждый участник решает, какой он будет собакой, точно определив для себя породу, размер и прочие собачьи характеристики. Затем все участники становятся на четвереньки и начинают «собачиться» - рычать и лаять друг на друга (фото 63). Нападать и защищаться можно всеми доступными собаке способами – но нельзя разговаривать, подниматься с четверенек и использовать прочие чисто человеческие варианты поведения. Если в какой-то момент парное общение перейдет в общегрупповой процесс – так тому и быть. На упражнение должно быть отведено не менее пятнадцати минут. После завершения процесса очень важно обсудить полученный опыт.

Упражнение «КОШАЧИЙ БОЙ»

Упражнение выполняется в парах и может быть использовано в групповом и индивидуальном режиме.

Инструкция для пары. Встаньте на четвереньки друг против друга и начните, глядя друг другу в глаза, изо всех сил стучать кулаками в пол – правым, левым, правым, левым, - постепенно наращивая темп и силу ударов (фото 64). Одновременно с этим вы начинаете звучать – как угодно: можно рычать, можно стонать, можно гудеть – кому как понравится. Сначала можете поэкспериментировать с производимым звуком – какой больше подойдет к сложившейся ситуации. Не отводите взгляда – он сейчас является еще одним вашим оружием. Продолжаться все это может либо до того момента, когда кто-нибудь из вас не почувствует себя побежденным и не прекратит «сопротивление», либо до той точки, когда вы оба выдохнетесь.

Упражнение «ШЕСТЬ ШАГОВ»

Упражнение может быть использовано как в индивидуальной, так и в групповой работе в парах. Для выполнения необходимо не менее часа и довольно много пространства.

Процедура выполнения. Один из партнеровбудет «ребенком», а второй - «родителем» (его задача – оберегать «ребенка» от встречающихся на его пути опасностей, чтобы сам он мог об этом не заботиться).

«Ребенку» предстоит – правда, в несколько ускоренном темпе – заново прожить шесть очень важных этапов, которые он уже проходил в своей жизни до годовалого возраста. Начнет он свое путешествие с детства с того, что ляжет ничком на пол - ведь младенец запросто утыкается носиком в то, что под ним находится – до тех пор, пока не научится как следует держать головку (это и будет первым этапом). Затем «ребенок» постарается научиться переворачиваться на животик (второй этап), потом освоит умение садиться самостоятельно (третий этап). Следом за этим попытается встать на четвереньки (четвертый этап) и научиться ползать. И уже потом рискнет встать (пятый этап) и сделать первый шаг (шестой этап).

Главное – «ребенок» не должен забывать, что ничего этого делать он абсолютно не умеет! Каждое движение нужно еще научиться делать. Поскольку все мы в соответствующем возрасте думать решительно не умели, соображало за нас тело. Вот ему «ребенок» и должен довериться – пусть оно само находит способы сделать то, чего оно хочет. Но важно помнить: телу «ребенка» всего от роду – сначала примерно полтора месяца, потом оно становится старше – но совсем чуть-чуть… Нужно быть очень внимательным в отслеживании и пресечении попыток сделать хоть что-то, опираясь на «взрослые» знания и умения.

 

Упражнение «СТРАНА НЕМЫХ»

Это упражнение может быть использовано только в группе и требует очень много времени для проведения – не менее четырех часов непрерывной работы.

Процедура выполнения. На протяжении всего времени, отведенного для упражнения и оговоренного заранее, каждый член группы, заявивший свое согласие на участие в подобном процессе, не имеет права прервать молчание, но зато в любой момент может покинуть группу - как окончательно, так и (по предварительному соглашению с группой) на некоторое время. Если кто-то из участников во время упражнения должен выйти (в туалет, покурить и т.д.), во все время отсутствия он также обязуется не произносить ни слова. При этом не разрешается также пользоваться какими бы то ни было иными знаковыми системами – участники группы не могут переписываться, обмениваться рисунками, использовать азбуку глухонемых и т.д. Однако голосовые проявления отнюдь не запрещены – лишь бы они не носили знакового характера.

У каждого участника есть право на совершение любых действий – за исключением причиняющих физическую боль другому человеку. Каждый может проявлять инициативу в телесном и любом другом доступном в данном режиме работы общении, может отвечать на чужую инициативу или игнорировать ее, быть активным или пассивным – словом, быть полностью свободным в своем поведении.

Чаще всего ведущий принимает участие в упражнении на равных с членами группы. Перед ним в этом случае стоит задача почти запредельной сложности – точно отслеживать и пытаться понять состояние каждого из членов группы, находить нужные действия для поддержки и помощи каждому. Чаще всего это самые что ни на есть простые, «точечные» способы взаимодействия – вовремя дотронуться, просто посидеть рядом, придумать какое-то занятие… В некоторых случаях наилучшей стратегией может оказаться отказ терапевта от какой бы то ни было собственной активности. Однако независимо от планов терапевта его активность не должна превышать активность других участников группы, а в первые полчаса-час – и вовсе отсутствовать.

Вообще говоря, это не столько упражнение, сколько отдельный режим работы – назовем его режимом «активного молчания». Полное описание терапевтических стратегий при такой работе заслуживает отдельной книги.

Для работы с процессуальными нарушениями вполне пригодно также упражнение «ЗООПАРК» в любых его вариантах. Он прекрасно воплощает идею ролевого замещения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.