Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения развития. Механизмы формирования запретного нарушения






Механизмы формирования запретного нарушения. На четвертом этапе приобретенная функция рефлексии позволяет человеку к любому событию отнестись принципиально критически – по типу «а так ли это?». Посему запрет, возникший на этом этапе, уже не является не только психотравмой, но и причиной значительного нарушения естественного функционирования – человек имеет возможность осознать его причины, выстроить свое отношение к ним и в результате либо с ним согласиться (тогда это будет уже не запрет, а осознанный, самостоятельный, ответственный отказ), либо его отвергнуть и поступать в состоянии с собственным решением. Однако в полном объеме это возможно, разумеется, только в том случае, когда развитие на предыдущих этапах не было серьезно нарушено. Тем не менее, определенные патогенные воздействия запретного типа все-таки могут иметь место.

Поскольку основной деятельностью, обеспечивающей освоение базового умения осмысления, является конструирование и проверка подростком различных точек зрения, то запретные нарушения являются, в сущности, результатом реакции значимых людей на предъявление этих точек зрения. И тогда принципиально неадекватными можно считать два вида такой реакции. Одна состоит в очень активном, негативно окрашенном неприятии какой-либо идеи или точки зрения подростка без предложения убедительной альтернативы – «что за ерунду ты говоришь!». Вторую в ее крайней форме можно сформулировать как запрет вообще на формирование собственных представлений и взглядов – «не надо думать, делай как сказано!», «я лучше знаю, как тебе жить» и т.п.

Понятно, что на четвертом этапе для реального запретного нарушения его негативное эмоциональное подкрепление должно быть значительно сильнее, нежели, скажем, на первом этапе. Это, опять же, связано с тем, что энергия расширения жизненного пространства неизбежно снижается по мере удаления от момента рождения, и для того, чтобы серьезно воспрепятствовать подростку в освоении значимых личностных умений, необходимо намного более сильное внешнее воздействие. Например, родительское недовольство – даже очень сильное - вряд ли способно так уж значительно помешать подростку думать так, как ему нравится, а вот угроза суицидом или имитация сердечного приступа со стороны матери таким мощным воздействием вполне может оказаться.

Формы проявления запретного нарушения. Если в результате подобных внешних воздействий самостоятельный мыслительный процесс стал небезопасным – или даже невозможным – для подростка, то его интегративное представление о себе, окружающем мире и своем месте в нем оказывается неполным или искаженным. Поскольку его возможности к анализу и пониманию оказываются ограниченными извне, то ему становится трудно понимать мотивы собственных действий, предвидеть их возможные последствия, делать конструктивные выводы из собственных ошибок и даже порой замечать таковые. Его картина мира тоже, скорее всего, окажется однобокой, искаженной или неполной – ведь какие-то конкретные возможности ее осмысления стали в позднем пубертате недоступными. Соответственно, сложным окажется и понимание мотивов поступков окружающих, а также выстраивание осознанной и осмысленной стратегии во взаимодействии с ними.

Механизмы формирования долгового нарушения. Так же сложно осуществимыми, как и запретные, оказываются и патогенные долговые воздействия на этом этапе. Они тоже, естественно, могут относиться только к самостоятельно формируемым и предъявляемым окружающим взглядам и идеям подростка. Такие долговые воздействия тоже могут иметь две принципиально возможные формы. Один вариант подразумевает попытки заставить подростка думать каким-то определенным образом – «я точно знаю, что это правильно», например. Другой выглядит как принуждение подростка думать постоянно – «взрослый человек всегда может подчинить эмоции разуму» и т.п.

Снова заметим, что и в этом случае подобные формы родительского – или чьего-то еще из значимых взрослых – поведения способны стать патогенным долговым воздействием только при очень весомом негативном эмоциональном подкреплении и при последовательном проведении именно такой позиции в воспитании.

Нужно сказать, что оба вида патогенных воздействий на четвертом этапе неизбежно оказываются серьезным препятствием для необходимой социальной сепарации и осознания себя как самостоятельной личности с ее правом на ошибки, заблуждения и огромные отличия от окружающих. Ведь и запретное, и долговое действие со стороны родителей предполагают существование у них права на контроль и даже формирование позиции подростка вместо него самого.

Надо сказать, что изолированные нарушения четвертого этапа раннего развития человека при отсутствии нарушений на предыдущих этапах встречаются крайне редко. В самом деле, трудно предположить, что родители, достаточно мудрые для того, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка в первые шесть лет его жизни, вдруг сделали все, чтобы не дать ему освоить умение понимать переносные значения слов, осмыслять ситуацию, оценивать результаты своих усилий и, наконец, умение рефлексировать собственное поведение.

Формы проявления долгового нарушения. Результатом подобных внешних воздействий может стать развитие перфекционизма, постоянный страх совершить ошибку – поскольку у человека в таком случае отсутствуют собственные критерии при проверке истинности своих взглядов и убеждений. Отсутствие таких критериев порождает стремление максимально обезопасить себя и каждое свое действие от возможной ошибки, неправильного понимания окружающими и т.д. Искаженным окажется и его представление о мире – оно, скорее всего, сформируется как иллюзорное, идеализированное. Человек с таким представлением обычно ожидает – и порой даже требует – от окружающих его людей и мира в целом, чтобы они соответствовали этой иллюзорной картине, порожденной его собственным воображением на основе воображения его родителей. Ему будет крайне трудно считаться с интересами окружающих – куда легче и привлекательнее окажется попытаться навязать им собственное мнение. В целом жизненная стратегия такого человека неизбежно станет стереотипной, поскольку будет основана не на реальном отражении внешних условий, а на искусственно сконструированном представлении о них.

Если говорить о тех конкретных формах нарушений развития на этапе осмысления, с которыми человек может оказаться на приеме у психотерапевта, то их можно разделить на три большие группы.

Одна из них связана с неспособностью понимать смысл собственных действий, отношений и проявлений – иначе говоря, читать метафоры, содержащиеся в каждом из них. Для работы с подобными проблемами очень хорошо подходят упражнения, имеющие демонстрационно-диагностический смысл или используемые как таковые.

Другая проблематика основана на неспособности анализировать совершенные ошибки и находить в них важный для себя ресурс – равно как и на неспособности находить ресурс в любом внешнем событии. Для работы с такими сложностями хорошо использовать ресурсные упражнения.

И, наконец, возможны затруднения, связанные с неумением конструировать эффективные способы поведения и представления или трансформировать уже имеющиеся в зависимости от меняющихся внешних условий. И в этом случае как нельзя лучше подходят трансформационные метафорические упражнения.

Таблица 4. НАРУШЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ

  Характерные личностные паттерны Поведенческие паттерны Телесные паттерны
З А П Р Е Т Отношение к себе: неспособность предви-деть последствия собст-венных действий, про-анализировать и учесть совершенные ошибки - Повышенная активность, чередую-щаяся с периодами замирания; - Импульсивность, частая смена на-строения от восторга до разочарова-ния, некоторая наивность, бурные проявления чувств, внушаемость, непоследовательность и пр.; - Избегание рутинной работы и под-чиненного положения, ориентация на получение быстрых результатов и внешний эффект, небрежность и пр.; - Стремление к ярким, бурным отно-шениям, непостоянство, конфликт-ность в близких отношениях, частая смена позиции – от доверчивости до подозрительности и пр. Быстрые, широкие, размашистые движе-ния, пластичность вплоть до излишней гибкости, некоторая театральность жестов и поз, взгляд откры-тый, ищущий зри-тельного контакта, речь очень экспресс-сивная – до аффекти-рованности и пр.
Отношение к окружающему миру: отсутствие целостной картины мира
Отношение к взаимодействиям: неумение понимать мотивы действий окру-жающих и адекватно строить взаимодейст-вия, отсутствие страте-гии в построении взаимодействия
Д О Л Г Отношение к себе: перфекционизм, стрем-ление максимально обезопасить себя - Узко направленная активность с сужением поля внимания; - Ригидность, педантичность, скепти-цизм, сдержанность эмоциональных проявлений, склонность к эмоцио-нальному застреванию, стойкость аффекта и пр.; - Предпочтение четко структуриро-ванных, сложных видов деятельно-сти, стремление к максимальной сис-тематизации действий, скрупулез-ность, консерватизм и пр.; - Ограниченный круг общения, требо-вательность, ритуальность, закры-тость в социальном общении при глубинной эмоциональной зависи-мости от близких людей и пр. Некоторая скован-ность и напряжен-ность, сдержанные, четкие движения, мелкая моторика пре-валирует над круп-ной, скупость жести-куляции, редкая сме-на поз, пристальный пронизывающий взгляд, обстоятель-ная, изобилующая подробностями, не-ярко интонированная речь, четкая артику-ляция и пр.
Отношение к окружающему миру: иллюзорное представ-ление о мире и ожида-ние, что мир этой кар-тине будет соответст-вовать
Отношение к взаимодействиям: неумение считаться с интересами окружаю-щих, стремление навя-зывать собственное мнение, стереотипная стратегия действий

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.