Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бодинамика Л.Марчер






Еще один динамический подход к категоризации телесной проблематики, существующий в современной телесно-ориентированной психотерапии, связан с именем Лисбет Марчер, создателем школы бодинамики (само слово является своеобразным гибридом из «body» и «dynamic», то есть в переводе на русский обозначает что-то вроде «динамики тела»).

В вегетотерапии В.Райха было введено понятие «мышечного блока» - мышечного напряжения, которое блокирует эмоции. Школой бодинамики активно используется также представление о противоположной тенденции мышц - становиться расслабленными или гипореактивными. В соматическом развивающем подходе норвежского психотерапевта Л.Янсена была создана теория развития ребенка, в основе которой лежит эволюция типов гипо- и гипернапряженных мышечных паттернов. Л.Марчер развила эти идеи, исследуя специфически психологическое содержание мышечных реакций и наблюдая, в каких случаях мышцы активируются в процессе развития ребенка. На базе этих исследований Л.Марчер разработала теорию структуры характера и уникальный диагностический инструмент – «телесную карту», - где отмечаются основные мышцы тела, протестированные на степень гипо- или гиперреактивности. Данный тест обычно проводится на предварительном этапе процесса долгосрочной терапии и используется для анализа проблем развития пациента в период младенчества и детства, включая рождение.

В бодинамике разработана собственная классификация структур характера, основывающаяся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг онтогенетического возникновения отдельных потребностей и импульсов. В целом рассматриваются два принципиально различных варианта каждой из характерологических структур. В первом – так называемом «раннем» - варианте структура образуется за счет раннего блокирования импульсов. В этом случае соматические ресурсы утрачивают возможность нормального развития, и типичной реакцией становится отказ от реализации этих импульсов. Во втором – «позднем» - варианте побуждающие импульсы уже имеют некоторые соматические ресурсы и могут оказывать сопротивление попыткам окружающей среды блокировать их.

Диагностика психологической проблематики в бодинамике существует в двух вариантах. Один из них основан на составлении полной «телесной карты» и является чрезвычайно трудоемким, требующим досконального знания анатомии и длительной практики в тестировании состояния большого количества мышц тела. Второй – упрощенный – ориентирован на выявление определенных внешних особенностей тела клиента, характерных для той или иной структуры.

Деление на стадии в бодинамике связано с представлением о существовании системы основных потребностей человека, являющихся одновременно и базовыми его правами. Таким образом, получается, что на каждой стадии человек осваивает умения, необходимые для осуществления соответствующего базового права - потребности. Л.Марчер формулирует эти права в порядке их развития у человека:

· право на существование

· право иметь потребности

· право быть автономным

· право иметь намерения и быть прямым и своенравным

· право переживать любовные и сексуальные чувства

· право иметь свое собственное мнение

· право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать.

Каждая из этих потребнос­тей (или прав) социальна по природе, т.е. реализуется в отношениях человека с миром. Когда родители или значимая социальная группа не способны принимать что-либо в характере ребенка или его поведении, то это мешает удовлетворению соответствующей потребности. В результате формируется специфическая защита характера. Ребенок становится перед выбором – продолжать делать то, что встретило отвержение со стороны окружающего мира и, следовательно, пойти на разрыв контакта с миром, или согласиться на компромисс, отказаться от удовлетворения своих потребностей и, значит, пойти на разрыв контакта с собой.

В первой структуре - структуре существования - ранний ответ называется ментальной структурой, а поздний – эмоциональной. Эта структура формируется на основе опыта внутриутробного существования, рождения и первых трех месяцев после рождения. При благоприятных обстоятельствах человек чувствует, что мир приглашает и ждет его, ощущает себя желанным и имеющим право на существование. При наличии ранней физической или эмоциональной травмы - особенно во внутриутробном периоде - ребенок чувствует отвержение со стороны окружающего мира и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя или отказа от чувствования своего тела. Такой опыт формирует ментальную структуру существования. Человек, чья структура существования сформировалась таким образом, обычно избегает телесного и эмоционального контакта с другими, идентифицирует самого себя с мыслями и осознаванием.

Иначе складывается ситуация, когда уже сформировавшееся - в некоторой степени - ощущение своего безопасного существования внезапно ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. У него возникает страх небытия в том случае, когда он не находится в тесном эмоциональном контакте с кем-то – то есть, по сути дела, всегда, когда он остается один. Подобный внутренний опыт бодинамика описывает следующим образом: «Я существую только тогда, когда испытываю сильные эмоции»; называется этот более поздно формирующийся вариант реагирования эмоциональной структурой существования. Такой человек обычно цепляется за эмоциональные контакты и любые яркие проявления чувств, отделяет себя от собственного разума и идентифицирует себя со своим телом и чувствами.

Для диагностики нарушений в формировании этой структуры значимым является различие энергетической наполненности головы и тела и соответствующее расщепление между головой и телом. У человека с ментальной структурой при внимательном наблюдении можно заметить, что в голове скапливается большое количество энергии, а тело как бы остается за пределами его внимания и энергетического обеспечения. Для эмоциональной структуры характерно, напротив, избыточное количество энергии в теле и лице.

Вторая структура - структура потребности - формируется в возрасте от одного месяца до полутора лет. В это время основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включающей кормление и физический контакт, и развитие базового чувства доверия к миру. Если базовые физиологические потребности ребенка на этом этапе не удовлетворяются, ребенок становится отчаявшимся и покорным («ранний» вариант) или резким и недоверчивым («поздний» вариант).

Основой для формирования раннего варианта структуры потребностей – варианта отчаяния – становится ситуация, когда родители не умеют распознавать и адекватно удовлетворять потребности ребенка, либо когда у него складывается ощущение того, что его могут покинуть или лишить любви за предъявление его потребностей. Состояние ребенка, получившего такой опыт в этом возрасте, можно передать фразой «Я покинут в беде». Такой человек испытывает трудности с тем, чтобы принимать предлагаемое ему, но при этом продолжает нетерпеливо ждать, что желаемое поступит немедленно. При этом его желание самому отдавать что бы то ни было не блокировано, но у него недостаточно энергии для этого.

Поздний вариант структуры потребностей – вариант недоверия – базируется на неверном понимании родителями потребностей ребенка, когда он оказывается вынужденным «брать то, что дают» - независимо от того, нуждается ли он в этом или нет. Внутренний опыт ребенка в этом случае можно описать так: «Не имеет значения, что я делаю – я никогда не получаю того, чего хочу. У других есть то, в чем они нуждаются, и только я вынужден обходиться без этого». Для такого человека характерна невозможность четко описать или выразить свои потребности; он отвергает то, что ему дают, как неправильное и недостаточно хорошее, легко отдает, но при этом испытывает горечь из-за того, что сам не получает желаемого.

При диагностике нарушений в формировании этой структуры психотерапевт обращает внимание на коллапсированную энергию и S-образный изгиб позвоночника. Для структуры отчаяния характерен выраженный энергетический коллапс, расслабленные губы и ищущий взгляд, полный надежды. В структуре недоверия коллапс меньше выражен, взгляд проникающий, недоверчивый, челюсти сжаты.

В периоде от восьми месяцев до двух с половиной лет формируется третья личностная структура человека - структура автономии. В этом возрасте моторные умения ребенка и, следовательно, его способность исследовать мир резко расширяются. Ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей. От ползания он переходит к стоянию и ходьбе, он начинает хватать, поднимать предметы и играть в «дай-возьми». В то же время ребенок учится отходить от матери, и у него развивается ощущение его собственных границ. Ребенок в это время нуждается в таких отношениях, когда ему не только помогают в случае необходимости, но также позволяют исследовать мир самостоятельно. Ребенку нужен кто-то, чтобы поделиться радостью и возбуждением от своего исследования, не чувствуя при этом, что его контролируют или ожидают от него большего, чем он в состоянии сделать.

Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным («ранний» вариант, называющийся невербальной структурой), неспособным чувствовать, чего он хочет: «Я вынужден подавлять свои желания, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть» или «Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь». Такой человек чаще всего ощущает себя беспомощным, когда другие контролируют его действия, избегает неприятных для него чувств и действий, оставаясь пассивно недовольным тем, что происходит, ждет, когда ситуация изменится усилиями других.

Если же основа автономных импульсов ребенка уже в достаточной степени сформирована, то он будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира – «Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться, мне необходимо быть независимым; мне не нужна помощь, помощь опасна», - проявляя таким образом «поздний», вербальный вариант структуры автономии. В этом случае человек проявляет много инициативы, нередко вступает в борьбу за власть, избегает неприятных чувств и ситуаций, активно стремясь изменить ситуацию в соответствии со своими предпочтениями.

Диагностика нарушений на этой стадии основана на поиске «треугольников» в структуре тела человека. Тело человека невербальной структуры автономии напоминает треугольник, расположенный основанием вниз; ходит такой человек чаще всего на плоской ступне. Абрис тела человека с вербальной структурой автономии похож на треугольник основанием вверх; при ходьбе такой человек опирается в основном на пальцы ног.

На следующей – четвертой - стадии, ко­торую Л.Марчер называет структурой воли, формирующейся в возрасте от двух до четырех лет, ребенок учится целенаправленно делать что-либо, переживать свою способность быть сильным в окружающем мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать «нет» и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно. Когда ребенок, действуя спонтанно, предъявляя тем самым свой собственный выбор и полагаясь на собственную силу, получает опыт подавления со стороны родителей, то формируется «ранний» вариант структуры воли – приносящий себя в жертву. Типичное самоощущение человека с таким вариантом структуры воли – «Я ничего не могу сделать правильно. Если я захочу что-то сделать по-своему, я буду раздавлен окружающим миром». Он контролирует свои действия, отказываясь от желаемого во избежание конфликтов, взваливает на себя бремя забот даже тогда, когда от него этого никто не требует.

Если же ребенок, проявляя свою волю и силу, испытывает не подавление, а отвержение и изоляцию со стороны родителей, то формируется «поздний» вариант структуры воли – осуждающий. Ощущения ребенка в этом случае хорошо передаются фразой «Если я буду действовать по-своему, я буду одинок». Такой человек постоянно контролирует свои действия для того, чтобы избежать потери чувства единения со значимыми для него людьми; только находясь в одиночестве, он способен действовать согласно своей воле, и это вызывает у него постоянное и тщательно скрываемое чувство гнева.

Диагностика нарушений нормального развития этой структуры основана на поиске сжатия, компрессии в теле – особенно в плечах и торсе. Если при взгляде на человека складывается впечатление, что он постоянно носит на плечах тяжелый груз, то это является ярким признаком такого нарушения. Структура приносящего себя в жертву на телесном уровне проявляется в тяжело опущенных плечах, плоской спине с энергией, коллапсированной в солнечном сплетении, и сильно поджатым тазом. Для осуждающей структуры также характерны тяжелые плечи, но спина при этом прямая, а солнечное сплетение выглядит энергичным, «непробиваемым».

Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами в бодинамике связывается с пятой структурой – структурой любви и сексуальности. Развивается эта структура у детей в период от трех до шести лет. Как утверждает Л.Марчер, если ребенок ощущает, что родители отрицают сексуальные компоненты его любви, то у него формируется «ранний» вариант этой структуры – романтичный. Ключевая фраза для описания этого варианта – «Моя любовь чиста и непорочна. Когда-нибудь я найду того, кому смогу отдать свое сердце». Человек, чья структура любви и сексуальности сформировалась по «раннему» своему варианту, ждет, что кто-то другой станет инициатором контакта, создавая при этом атмосферу романтического флирта в любом общении. Сексуальный контакт для него является единственным способом добиться любви.

Если же, напротив, ребенок получает опыт чрезмерной сфокусированности на сексуальных компонентах его любви к ним, то его структура любви и сексуальности развивается по «позднему» варианту – соблазнительному. Для такого человека очевидно, что «любовь есть сексуальность»; он активно ищет сексуальных контактов, ощущает сильную сексуальную потребность и часто ведет себя неразборчиво. Он, в отличие от «раннего» варианта этой структуры, скорее готов изобразить любовь, чтобы добиться сексуальной близости.

Для диагностики нарушений в формировании этой структуры необходимо обращать внимание на паттерны сексуально-ролевых движений и положение таза. Для романтической структуры характерна тонкая талия, тенденция к движениям в «скромной» манере, причем в основном в грудном отделе при неподвижной нижней части тела, и сладко-приятное выражение лица. У человека с соблазняющей структурой любви и сексуальности талия прямая, походка «тигриная», движения осуществляется в основном генитальным отделом тела, а выражение лица игриво-соблазнительное.

В возрасте от шести до восьми лет ребенок начинает осмыслять существующие в разных ситуациях правила, формировать свои мнения, а затем сравнивать их с мнениями окружающих и противопоставлять одно другому. Для него подобные противопоставления становятся основной формой установления взаимоотношений и проявления своего отношения к чему бы то ни было. Эти действия в бодинамике соответствуют шестой структуре – структуре формирования мнений. В своем «раннем» варианте – замкнутом и угрюмом – она возникает на основе неприятия родителями самого факта возникновения у ребенка собственного мнения, в результате чего он начинает испытывать трудности в формировании и отстаивании собственного мнения, пассивно противопоставляя себя другим. Ему кажется, что «если у него будет собственное мнение, то оно все равно будет неправильным». Такой человек в общении обычно не может открыто выразить свою точку зрения, по большей части просто пассивно намекая другим, что их мнение неверно.

Если же ребенок ощущает, что родители отвергают его, когда он не может объяснить или аргументировать свое мнение, то формируется «поздний» вариант структуры мнений – упрямый и чрезмерно самоуверенный. Для такого человека очевидно, что «если он окажется неправ, то он не сможет общаться, потому что его загонят в угол». Он отстаивает свою точку зрения независимо от ее логичности и правильности, активно ищет конфронтации с другими, не способен по-настоящему услышать и принять точку зрения других, сколь убедительно она бы ни была аргументирована. Когда он не может доказать свою правоту, то приводит огромное количество аргументов, подавляя своего оппонента.

Диагностика нарушений формирования этой структуры основана на анализе преобладающего направления движений позвоночника – вперед-назад или из стороны в сторону. «Замкнутые и угрюмые» преимущественно наклоняют голову вперед, а позвоночник у них в основном движется из стороны в сторону; движения таких людей обычно плохо скоординированы, в них отсутствует четкое направление. «Чрезмерно самоуверенные», наоборот, имеют жесткий позвоночник, слегка наклоненный вперед и часто выдвинутую вперед челюсть; их движения в основном сфокусированы и детерминированы с преобладанием направления вперед.

И, наконец, в возрасте от семи до двенадцати лет формируется последняя, седьмая структура – структура солидарности и представления своих интересов. Основной задачей этого возраста, по мнению Л.Марчер, является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы. Ребенок хочет знать, достаточно ли он хорош, чтобы быть членом группы и может ли он конкурировать, выигрывать и вместе с тем оставаться членом группы.

В случае развития этой структуры по ее «раннему» варианту человек стремится ощущать себя равным со всеми. Происходит это тогда, когда ребенок ощущает, что его отталкивают, как только он начинает выигрывать и гордиться своими достижениями, что его успехи не получают должной оценки. Он понимает - ему нельзя показывать, что его возможности и способности выше, чем у других, «если другие не могут сделать чего-то, то он тоже не имеет права делать это». Ему становится трудно совершить что-то для себя, потому что он начинает бояться возвыситься над другими. Он делает все ради единения с группой – преуменьшает собственные возможности и строго соблюдает все групповые нормы.

Если же ребенку кажется, что группа приемлет его лишь тогда, когда он совершает что-то значимое, достигает больших успехов, то его структура солидарности развивается по своему «позднему» - конкурирующему – варианту. И здесь ключевой фразой становится «Я должен быть первым» - в другом, широко известном варианте «Если быть, так быть лучшим». Такой человек убежден – если он не сделает все наилучшим образом, с ним просто не будут общаться. Он добивается любви и единения с группой через постоянное стремление к успеху и состязание с другими. Он всегда считает, что его заслуги недооценивают, и добивается «реалистичной», то есть наивысшей их оценки.

При диагностике нарушений этой структуры следует смотреть на тонкий контроль микро- и макродвижений – являются ли движения свободными и развязными или же, наоборот, скупыми и сдержанными. «Равный со всеми» движется обычно свободно, пластично, возможно, даже расхлябанно; голова чаще всего наклонена вперед. «Конкурирующий» контролирует каждое свое движение – как спортсмен или танцор.

Анализ предлагаемого подхода. Неоценимым вкладом бодинамики в телесно-ориентированную психотерапию является введение в поле ее внимания представления о гипоответе – иначе говоря, мышечном гипоблоке. В принципе, о возможности существования такого гипоблока говорил еще В.Райх, но в своих теоретических работах и практической деятельности основной упор он делал все-таки на гиперблоки. Л.Марчер, вслед за своими теоретическими предшественниками, уделила большое внимание разработке представления о гипореагировании, что значительно расширило возможности психотерапевтической работы с проблемами, обусловленными низким энергетическим уровнем – человека в целом или той или иной его потребности.

Другим огромным достоинством бодинамического подхода является подробнейшее описание каждого этапа раннего психомоторного развития ребенка. Разумеется, само по себе такое описание издавна существовало в педиатрии, но в школе Л.Марчер впервые каждое двигательное новоприобретение было встроено в целостное представление о личностном развитии, а отклонения в нормальном психомоторном развитии получили свои точные психологические проекции.

Наряду с этим, на наш взгляд, бодинамике могут быть предъявлены и весьма серьезные претензии. Во-первых, описания нарушенных структур, как нам кажется, не вытекают из целостного представления о личностном устройстве человека, а являются в большей степени эмпирическими и эклектичными, зачастую даже чисто лирическими. В сущности, все описанные структуры дают представление только о способах взаимоотношений человека с миром, то есть лежат на границе между «Я» и «не-Я». Само же представление о внутреннем устройстве человека в своей строгой форме просто-напросто отсутствует. Из имеющихся на русском языке текстов и материалов семинаров по бодинамике, проводившихся в России, очень сложно понять, на какой, собственно говоря, модели личности построена бодинамика.

Кроме того, нарушения нормального протекания каждого из этапов психомоторного развития описываются в основном как изолированные, вне их связи с нарушениями на «соседних» этапах. Особенно сложным оказывается понимание изолированности нарушений с учетом того, что по времени возникновения структуры накладываются друг на друга, то есть одновременно происходит формирование двух структур.

Свои недостатки, на наш взгляд, есть и у диагностической системы бодинамического подхода. Использование «телесной карты» оказывается чрезвычайно сложным, длительным и трудоемким процессом, практически непонятным для клиента. На этапе ее создания клиент вынужден просто верить на слово психотерапевту, что этот процесс является необходимым с точки зрения последующего процесса психотерапии. Краткая же система диагностики – диагностика по внешним особенностям тела клиента, характерным для той или иной структуры, - описана крайне размыто, неопределенно и исключительно субъективно. В самом деле, довольно трудно понять, как увидеть невооруженным глазом «коллапсированное солнечное сплетение» или как сравнить, больше или меньше выражен энергетический коллапс в теле. Да и «сладко-приятное выражение лица», «взгляд, полный надежды» и прочие подобные диагностические критерии невозможно назвать точными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.