Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические аспекты организации клиентской работы в ТОП






Как уже говорилось, в телесно-ориентированной психотерапии, помимо всей прочей информации, которую получает и на которую ориентируется профессионал, работающий в любом другом психотерапевтическом направлении, существует такой специфический источник информации, как телесное считывание – в обобщенном смысле этого выражения. Речь идет о возможности интерпретировать в общепсихологическом ключе самые разные телесные проявления человека. Подобная интерпретация может быть значимой для психотерапевта как с точки зрения любого из описанных выше диагностических подходов, так и в контексте того, что конкретно происходит в течение сессии, как клиент реагирует на то или иное свое действие, действие терапевта или взаимодействие с ним, что они могут значить для него и т.д.

Посему сейчас нашей с вами задачей становится попытаться классифицировать значимые с точки зрения телесно-ориентированной психотерапии параметры наблюдения за отдельными телесными проявлениями человека и его поведения в целом.

 

«Да»- и «нет»-реакции человека. Как известно, человеческое тело в принципе в своих проявлениях не способно врать или быть неискренним, поскольку просто не имеет для этого ни способов, ни мотивов. Поэтому легко предположить, что в любой ситуации отношение человека к ней должно быть достаточно очевидно представлено в его телесных микро- и макропроявлениях. Для психотерапевта это имеет чрезвычайно большое значение, - ведь значимость для клиента (неважно, со знаком «плюс» или «минус») любого упражнения или другого взаимодействия в ходе терапевтической сессии просто обязана быть учтенной, проанализированной и во многих случаях выведенной на уровень осознания клиента. Поэтому при описании каждого параметра наблюдений мы обязательно будем говорить о том, как в нем проявляется позитивное («то, что происходит, мне приятно, я хочу, чтобы это продолжалось»), негативное («мне больно, страшно, неприятно, я хочу, чтобы это поскорее закончилось») или нейтральное («происходящее не имеет для меня никакого значения») отношение клиента к ситуации.

Кстати, следует отметить, что обнаружение у клиента явных признаков «нет»-реакции отнюдь не обозначает для психотерапевта необходимости немедленно прекратить то, что происходит в данный момент или как-то изменить свои действия. В некоторых случаях такая реакция клиента действительно должна послужить сигналом к изменению действий терапевта, а в других является только информацией к размышлению или предлогом обсудить происходящее с клиентом. Ответ на поступившую от клиента в той или иной форме «нет»-реакцию определяется общей стратегией терапевта и его тактикой в данный момент сессии.

 

Анализ макродвижений. Это, наверное, самая большая категория человеческих проявлений, представляющих интерес для телесно-ориентированного психотерапевта. Речь здесь пойдет о возможностях интерпретации движений – и положений – головы, плеч, рук, туловища в целом, области таза и, конечно же, ног.

Для начала определим, что все макродвижения можно разделить на статические и динамические, то есть позы и движения. Понятно, что в ситуации индивидуальной клиентской сессии психотерапевт имеет доступ не ко всем видам поз и движений человека. Некоторые, и, возможно, наиболее информативные, оказываются заметными в лучшем случае при групповой работе, а в худшем вообще проходят мимо внимания терапевта – например, походка.

Стоит еще заметить, что какие-то позы и движения в большей степени имеют значение при анализе ситуативных реакций клиента, а другие способны сообщить очень многое о его личностных особенностях. Хотя опытному психотерапевту даже ситуативная реакция, будучи грамотным образом развернутой и обобщенной, дает практически неограниченную информацию. Речь об этом пойдет далее – в главе о метафорическом подходе в телесно-ориентированной психотерапии.

Очевидно, что существующий «ассортимент» макродвижений практически бесконечен, и мы никоим образом не смогли бы привести здесь их список с точной интерпретацией каждого из них, как это делается в многочисленных книгах о природе телесных симптомов: «Проблемы со зрением обозначают нежелание видеть что-то в своей жизни» и т.п. Да и желания такого у нас, честно говоря, нет. Попробуем лучше соблюсти дух и букву предлагаемой интерпретационной системы и всего лишь предложить некие общие принципы анализа любого движения клиента, которое психотерапевт может заметить.

· В первую очередь необходимо определить, является ли то или иное положение какой-то части тела естественным или избыточным в данной ситуации (скажем, обязательно ли до побеления костяшек пальцев вцепляться в кресло во время разговора?) (фото 1);

· Далее стоит понять, какие ограничения для естественного положения или движения тела создает исследуемый жест (например, руки, скрещенные на груди, с очевидностью ограничивают возможность глубокого дыхания, которое, как мы с вами знаем, является необходимым условием для взаимодействия с собственными чувствами) (фото 2);

· Не менее важно и то, какие дополнительные возможности предоставляет человеку то или иное движение или положение (допустим, человек, сидящий постоянно на самом краешке стула или кресла, имеет больше возможности очень быстро встать и уйти, нежели человек, вальяжно и удобно откинувшийся на спинку);

· Анализируя тот или иной жест человека, нужно определить, к каким частям тела этот жест привлекает внимание, а какие закрывает (не правда ли, легко догадаться, зачем женщина в разговоре с мужчиной играет со своими волосами или постоянно прикасается к своим губам?) (фото 3);

· Обратите внимание, соответствуют ли движения рук произносимому в этот момент их обладателем тексту (представьте себе человека, который говорит вам: «Меня это совершенно не волнует», а сам в это время лихорадочно мнет или трет собственные руки) (фото 4);

· Попробуйте мысленно сфотографировать человека, совершающего заинтересовавший вас жест. Если бы это была фотография скульптуры, сделанной талантливым мастером, как могла бы называться такая скульптура? (Не правда ли, жест, который хочется назвать «Скорбь», сильно отличается от жеста, который так и подмывает назвать «Обратите внимание, как я скорблю»?) (фото 5);

· Не следует забывать и о возможности метафорического понимания того или иного жеста, движения или позы – или, иначе говоря, иного возможного смысла движения, закрепленного, например, все в тех же многократно цитировавшихся поговорках и пословицах, в идиомах и эвфемизмах (скажем, выражение «потирать руки от удовольствия» очень точно описывает вполне определенный вариант движения рук);

· И, наконец, вполне можно – в течение сессии или за ее пределами - повторить заинтересовавший терапевта жест клиента, прислушиваясь к тем чувствам и ощущениям, которые возникнут в ответ на него. Как бы сам терапевт чувствовал себя, делая этот жест? Скорее всего, другой человек осознанно или неосознанно переживает то же самое, ведь еще Чарльз Дарвин заметил, что эмоции и выражающие их движения исключительно тесно взаимосвязаны. Собственно говоря, все наши представления о внешнем выражении эмоций строятся на допущении, что способы телесного отражения различных переживаний у разных людей более или менее сходны.

А теперь попробуем привести некоторые примеры, на которых станет более или менее ясно, как на основании предложенных принципов – пусть и довольно обобщенно сформулированных – можно исследовать те или иные телесные макропроявления человека.

Попробуем, например, понять, что могут сказать глазу внимательного психотерапевта положения и движения головы. Положения головы клиента информативны для нас с двух точек зрения: во-первых, какие возможности для взгляда открывает, а какие – закрывает каждое конкретное положение головы, и, во-вторых, о каком состоянии соответствующих мышц свидетельствует. Понятно, что голова, постоянно слегка откинутая назад, расширяет возможности взгляда вверх – но также и взгляда сверху вниз на собеседника (вспомните идиому «задрав нос»). Кроме того, такое положение позволяет держать глаза полузакрытыми – то ли для того, чтобы поменьше видеть реальность или вовсе от нее отрешиться, то ли для того, чтобы не дать собеседнику возможность в эти глаза заглянуть…

Голова, постоянно опущенная вниз, наоборот, заставляет человека глядеть как бы исподлобья - помните, в каких случаях мы употребляем идиому «взгляд исподлобья»? Значимым может оказаться и другое выражение – «смотреть в землю». Но есть и еще один вариант понимания – при подобном положении головы человек вынужден смотреть на собеседника слегка снизу вверх. Значимым для интерпретации может оказаться и выражение «склонить голову» - то есть признать чье-то превосходство, повиниться, поклониться и т.п.

Интересно для нас и то, что только вертикальное положение головы предполагает уравновешенное напряжение соответствующих сгибателей и разгибателей, то есть возможность минимальных затрат энергии. Любое же положение, отклоненное от вертикальной оси тела, автоматически приводит к увеличению энергетических затрат, что, в свою очередь, при отсутствии оправдывающей эти избыточные затраты работы свидетельствует, как вы помните, о плохой заземленности позы.

Не менее интересными оказываются движения головы. Постоянное покачивание головой в «утвердительном режиме» только на первый взгляд говорит о полном согласии человека с происходящим. Ведь в ситуации, когда кивание головой обозначает именно согласие, такое движение должно соотноситься хотя бы со структурой речи собеседника – в самом деле, трудно согласиться с утверждением, которое еще до конца не высказано! Человек же, кивающий постоянно, скорее хочет продемонстрировать свое согласие, поддержку, солидарность и пр. Наверное, не будет слишком большой натяжкой предположить, что такое подчеркивание своего единения с собеседником в большей степени свидетельствует о потребности это единение иметь – а уж зачем и почему, имеет смысл решать в каждом конкретном случае.

Постоянное покачивание головой из стороны в сторону встречается много реже, но понять его столь же легко – достаточно попытаться ответить на вопрос, зачем человеку постоянно демонстрировать свое несогласие, отдельность своей точки зрения, сомнение в словах собеседника и т.д.

В принципе, отношение к различным положениям плеч и туловища вполне может основываться на описанном выше. Не стоит забывать опять-таки и все те же великие и могучие народные поговорки и пословицы: «вынести на своих плечах», «взвалить на плечи груз ответственности»… Ведь все тяжелое (а ответственность – штука ох какая нелегкая…) мы носим не в руках, а именно на плечах или даже на спине. Вот и думайте, чем отличаются отношения с ответственностью за собственную жизнь во всех ее проявлениях у человека с плечами, напряженными и поднятыми чуть ли не к ушам, и у человека с безвольно поникшими, покатыми плечами (фото 6), с которых любой груз так и норовит соскользнуть. Обратите внимание – речь идет не об анатомическом строении плеч, а лишь об их благоприобретенном положении!

Есть и еще один очень важный параметр, на который просто-таки необходимо обращать внимание: это общее направление (иногда едва заметное) тела человека – к собеседнику или от него. Оно в точности отражает, если можно так выразиться, его «внутреннее направление» – на сближение, понимание, согласие, принятие своего собеседника или на отстранение, несогласие, неприязнь, отторжение его.

Про жестикуляцию и положения рук можно говорить до бесконечности и все равно многое упустить, потому что невозможно написать про каждый возможный жест, что именно он обозначает. Попробуем просто привести некоторые примеры интерпретации различного «поведения» рук.

Например, человек, спокойно сидящий в кресле, одну руку плотно сжал в кулак, а другой еще обхватил этот кулак для верности. Что же ему это может дать, ради чего он затратил столько лишних - казалось бы - сил? Попробуем разобраться. Стискивание рук вызывает приток к ним крови, то есть увеличивает количество энергии, направленной в руки. Надо думать, человек собирается что-то делать, если ему потребовалась лишняя энергия. Что бы ни произошло - этот человек всегда готов что-то предпринять, то есть по существу - всегда готов к обороне. А какую роль играет рука, обхватившая кулак - скрывает от окружающих готовность к обороне? сберегает дополнительное тепло, а значит, лишнюю энергию для удара? помогает кулаку удержаться от нанесения преждевременного удара? Продолжите список сами. Конечно, сидящие так мужчины - да и женщины - вовсе не обязательно забияки. Просто у них свое представление о степени безопасности окружающего мира.

Обратите внимание на руки, расположенные так, что это требует дополнительных - пусть и минимальных - физических затрат: что они закрывают? Наверняка та часть тела, которую они защищают, представляется их обладателю наиболее уязвимой - это может быть, например, живот, рот, гениталии...

А что дают частые и вроде бы бессмысленные прикосновения к аккуратно уложенным волосам? Вероятно, уверенность в том, что с ними все в порядке. Но куда эта уверенность исчезает каждые пять минут?

А чего не дают сделать руки, судорожно держащиеся за ремешок сумочки? Возможно, отнять ее? Но разве на нее кто-то покушается? Нетрудно понять, как дама, так обращающаяся со своей сумкой, воспринимает окружающий мир.

Движения и положения области таза в меньшей степени доступны наблюдению психотерапевта при клиентской работе – разве что в групповом режиме. Однако они таят в себе достаточное количество информации - тем более что взаимоотношения человека с собственным тазом весьма интересны представлены в жестах рук в области паха. Убедиться в этом весьма несложно при тренинге профессиональной наблюдательности в метро. Нередко, например, мужчины сидят с широко раздвинутыми коленями, прикрывая при этом руками область гениталий (фото 7). С одной стороны, можно предположить, что такая поза говорит о том, что желаний-то у человека много, а вот уверенности в себе значительно меньше. Но с другой стороны: а может, если б не руки, никто и не обратил бы внимание, что перед ним - мужчина? Впрочем, это, в конечном итоге, из той же серии. Допустим и еще один вариант истолкования – постоянное ощущение небезопасности ситуации вообще и небезопасности для собственных гениталий – в частности.

Или посмотрите на женщину, садящуюся так, чтобы ни в коем случае не коснуться бедром сидящего рядом мужчины. «Нельзя коснуться - опасно - рядом враг - мужчина всегда враг и т.д.» Сможет ли она получить удовольствие от секса? И вообще - имеет ли место секс в ее жизни?

Взгляните на несколько иную ситуацию - мужчина в совершенно не сексуальной ситуации, говоря с женщиной, совершает едва заметные движения бедрами. Что это - призыв? Но зачем призывать кого бы то ни было, если человек сексуально удовлетворен? И даже если этот призыв обращен к конкретной женщине, то - почему нельзя выбрать менее скрытый вариант предложения? При этом вполне может иметь место следующее: мужчина где-то в глубине души уверен, что сексуальный призыв он послал (правда, женщина при этом легко могла этого «призыва» и не заметить – уж очень он был не к месту, не слишком выражен или еще что-нибудь «не»). Мужчина ждет ее ответа, не дожидается и приходит к выводу – осознанному или неосознанному, - что ему никогда не удается добиться понравившейся ему женщины. Дальнейшее развитие его внутренних событий предсказать нетрудно, правда?

А теперь попробуем разобраться с походкой, хоть и было сказано, что она не всегда является доступной для наблюдения психотерапевтом.

Своеобразие человеческой походки определяется положением стоп и движением ног. Каким в принципе может быть положение стоп? При ходьбе человек может опираться в основном на пятки, на носки, на внешнюю или внутреннюю сторону стопы или на всю стопу (одновременно и целиком или гибким перекатом во время шага).

В самом деле, что происходит, когда человек при каждом шаге как бы подтягивает себя вверх (фото 8)? Понятно, что при таком способе передвижения человек оказывается как бы ближе к небу и, соответственно, дальше от земли, а значит – и от реальности. Может быть, рассуждать о возвышенном, витать в облаках и строить всевозможные иллюзии ему куда легче и приятнее, чем раздумывать о бренном и суетном – например, о том, как заработать деньги, как благоустроить собственное жилище, как выстроить отношения с близкими и т.п.?

С той же стороны можно посмотреть на ситуацию, когда человек предпочитает перемещаться по жизни, изо всех сил вдавливая в землю пятки (фото 9). Может быть, это похоже на то, что он отчаянно стремится покрепче врасти в землю, так, чтобы ни о каких высших помыслах и речи быть не могло?

Что касается походки с упором на какую-нибудь одну сторону стопы – внутреннюю или внешнюю, - то попробуйте сами походить и тем, и другим образом. Вы сразу почувствуете, что для того, чтобы ходить на внутренней стороне стопы, вам придется напрячь и плотно сжать колени (фото 10). И – несколько неожиданный аспект анализа такого варианта походки – как при такой жизненной позиции можно заниматься сексом? Другая ассоциация на ту же тему связана с длинной очередью в общественный туалет. Знаете, кто в этой очереди стоит в такой позе? Оба этих варианта, в сущности, про одно и то же – про удержание своих желаний.

Двигаясь же на внешней стороне стопы, человек обречен ходить, переваливаясь с боку на бок (фото 11), словно раздумывая - на какую, собственно говоря, ногу опереться? Может быть, это - про неистребимые внутренние сомнения по любому поводу? Впрочем, при попытке понять смысл подобной походки неплохо было бы прояснить профессиональную принадлежность ее обладателя, - ведь понятно, что у старого моряка, привыкшего перемещаться по раскачивающейся палубе, природа такого способа передвижения будет совершенно иной… Хотя и в этом случае речь идет о привычке жить в условиях неопределенности.

Походка же человека, опирающегося при ходьбе на полную ступню, условно может считаться «нормальной» – разумеется, исключительно с точки зрения физики и биологии (фото 12). Именно при такой походе контакт с землей (а значит, и с реальностью) наиболее надежен. Но и здесь есть свои тонкости. Попробуйте сами походить именно так – но постарайтесь не перекатывать ступню при каждом шаге. Не правда ли, это удается либо при солдатском печатании шага, либо при очень медленном передвижении? Легко догадаться, используя все те же принципы анализа, о чем говорит каждый из этих вариантов походки.

И только опора на ту самую «перекатывающуюся» стопу дает человеку возможность двигаться быстро и при этом полностью ощущать землю.

Следующая часть тела, работа которой определяет способ передвижения каждого человека – это колени. В предыдущих главах уже говорилось о пословицах и поговорках, связанных с коленями, в которых очень точно отражался их психологический смысл. В самом деле, колени – та часть ноги, которая обеспечивает ее максимальную подвижность. На негнущихся ногах в реальной жизни стоят только памятники – и насколько они жизнеспособны?

Оптимальное состояние коленок при ходьбе – то, в котором они не напряжены, свободны, но при этом не слишком согнуты, поскольку подкашиваются колени, как известно из сборника «Пословицы и поговорки русского народа» В.Даля, от большого страха. А что же можно понять по походке, заведомо не являющейся оптимальной с этой точки зрения – например, по движениям на ногах с полусогнутыми, «расхлябанными» коленями (фото 13). Ясно, что в этом случае энергии на работу собственных опор человек отводит явно недостаточно – жадничает, одним словом. Но почему он жадничает именно в этом? Может быть, ему трудно самостоятельно и целенаправленно перемещаться по жизни? Но ведь тогда можно сказать, что он своей жизнью не до конца и управляет: помните знаменитую по армейскому фольклору фразу «Бегом ко мне на полусогнутых»? Понятно, что она в своем глубинном смысле про отношения «хозяин-слуга». Так может, такое положение коленей человека – как раз про внутреннее состояние слуги?

А что с этой точки зрения можно сказать о человеке, который ходит на негнущихся ногах (фото 14)? Скорее всего, слово «несгибаемость» во всем спектре его значений сюда вполне подходит. Знаете выражение «ходульная походка»? А сами пробовали встать на эти весьма неудобные деревянные приспособления? Впрочем, и без собственного опыта понятно, насколько неустойчивой должна быть ходьба на них. Почти настолько же неустойчиво и положение человека, который идет, не сгибая коленей. Есть и еще одно неудобство в таком способе передвижения. Представьте себе, что вы едете по нашей российской дороге на автомобиле без амортизирующих рессор. Яркое впечатление, не правда ли? Но ведь колени – именно за счет своей подвижности – и есть наши рессоры!

Было бы слишком просто сказать, что такой человек прямолинеен, целеустремлен и настолько уверен в себе, что просто не способен менять направление своего жизненного движения, а, значит, и слышать какие бы то ни было чужие мнения. Стоило бы еще вспомнить, что поговорка «идти на негнущихся ногах» – еще одна идиома, описывающая состояние донельзя испуганного человека. Так чем же отличается страх человека, у которого ноги в опасной ситуации подкашиваются, от страха человека, у которого ноги с перепугу деревенеют? Возможно, первый из них – как полагается слуге – готов сделать все, что потребует от него ситуация, оказавшаяся для него такой ужасной. Второй в той же ситуации словно застывает или замирает (обратите внимание на общность корня в словах «замереть» и «умереть»), иначе говоря – притворяется мертвым, словно бы пытаясь объяснить источнику угрозы, что взять с него нечего, поскольку он уже «умер». Не правда ли, понятно, какие выводы об особенностях характера каждого из них можно сделать по специфике их реакции на угрозу (кстати, совершенно неважно, реальную или мнимую)?

Кстати, если у вас сложилось впечатление, что каждое конкретное проявление совершенно точно обозначает что-то определенное – мы просим у вас прощения. Это значит, что мы все время недостаточно ясно выражались. На самом деле мы пытались показать вам возможный ход рассуждений при попытке понять ту или иную мелочь, которая, конечно же, мелочь только на первый взгляд, а по сути дела сообщает нам о человеке очень многое – почти все, если мы умеем смотреть и грамотно делать из увиденного выводы. А в реальности не нужно забывать, что, если женщина целый день сидит, закинув ногу на ногу, и ни за что не хочет менять этого положения, это вовсе не обязательно обозначает, что у нее проблемы с сексом (раз она закрывает таким образом область гениталий) и с опорами (поскольку она ограничивает свой контакт с землей, а, значит, и с реальностью, всего лишь одной ногой). У нее просто может быть дырка на колготках…

 

Анализ особенностей дыхания. Помните выражение «жить, дыша полной грудью»? При всей очевидности для русского человека смысла этого выражения, на первый взгляд, не так-то легко понять, почему именно дыхание здесь выступает в качестве признака настоящей, полной разнообразных чувств и событий жизни.

Тем не менее, происходит это хотя бы потому, что все наши сильные чувства – конечно, когда мы позволяем себе их переживать – сопровождаются глубоким дыханием. Иначе и быть не может: ведь дыхание – это то же самое, что питание, а для того, чтобы переживать глубокие, сильные чувства, необходимо много сил. Итак, первое, что нам необходимо запомнить для диагностики состояния человека по его дыханию: глубокое дыхание в нашей жизни всегда обозначает глубокий и полный контакт с собственными чувствами. При работе в клиентской ситуации такое дыхание автоматически приравнивается к «да»-реакции.

Но тогда что обозначает дыхание поверхностное и частое? В любом случае мы можем быть уверены, что человеку не хватает сил (или мужества) по-настоящему пережить те чувства, которые он в данный момент испытывает. Говоря другими словами, ситуация, в которой он находится, переживается им как небезопасная. Из этого с необходимостью следует второй важный для нас вывод: если мы замечаем, что человек дышит часто и неглубоко – это неизбежно означает, что ему неспокойно, тревожно, и со своими истинными чувствами он встречаться не жаждет. Понятно, что все сказанное является своего рода качественной информацией, а с «количественной» - иначе говоря, оценочной – точки зрения подобное дыхание является очевидной «нет»-реакцией клиента на происходящее во время сессии.

Для более глубокого рассмотрения процесса дыхания нам необходимо понять, какие функции выполняют две его фазы. Физиологические функции вдоха и выдоха вполне очевидны. Попробуем предположить, что их психологическое содержание вполне естественно вытекает из физиологического – а точнее, является его метафорическим продолжением. На вдохе человек вбирает в себя необходимый ему кислород – иначе говоря, нечто из окружающего его мира, в чем он испытывает потребность. Можно сказать, что вдох обслуживает процессы восприятия человеком всего внешнего, всего, что можно назвать «не-Я».

Соответственно, во время выдоха человек как бы презентирует себя окружающему миру, вносит в него свою лепту, расстается с чем-либо, уже ставшим своим, освобождается от уже отработанного «сырья». Здесь важно не забывать, что выдыхаемый человеком углекислый газ только для него является неким «отходом производства», а, например, для растений является таким же питанием, как для нас – кислород.

Исходя из такого понимания, нетрудно понять, что нам может рассказать специфика вдоха и выдох каждого конкретного человека. Представим себе человека, который легко и глубоко вдыхает, зато выдыхает коротко, «зажато» и прерывисто. Будет ли слишком смелым предположение, что к окружающему миру он весьма внимателен и чувствителен, зато с тем, чтобы выразить свое мнение и вообще как-то проявить себя, у него существуют довольно большие сложности?

Совсем иную информацию о себе нам дает человек со сдавленным, неглубоким, неравномерным вдохом и вольным, долгим, иногда даже шумным выдохом. Вряд ли у него имеются серьезные проблемы с самовыражением или избыточный контроль за собственным поведением, зато, скорее всего, есть немалые затруднения с восприятием и принятием окружающего мира. Правда, чаще всего одновременно встречаются обе проблемы – но все же они обычно выражены в различной степени, и по тому, какая фаза вздоха затруднена в большей степени, не слишком сложно сделать вывод о том, что человеку сложнее – принять мир таким, каков он есть, или проявить себя – опять-таки таким, какой он есть.

До сих пор мы говорили о некоторых устойчивых особенностях дыхания, по которым мы можем с высокой степенью достоверности судить о некоторых характерных личностных чертах того или иного человека. Однако не менее информативны и ситуативно возникающие изменения дыхания. Впрочем, при их анализе вполне можно использовать уже установленные закономерности. Например, при смене терапевтом темы разговора, предложении какого-то нового упражнения или просто сообщении какой-то конкретной информации у клиента сбилось дыхание, из ровного и глубокого стало сдавленным и поверхностным. Понятно, что новая тема, новые условия взаимодействия или новая информация оказались для клиента связанными с очень значимыми переживаниями и куда более опасными, нежели предыдущие. Это не обязательно связано с конкретным негативным отношением клиента к новому содержанию – такая реакция вполне возможна и в ситуации, когда возникает страх неизвестности, неопределенности, непредсказуемости. Примерно тот же смысл отражен и в известном выражении «слушать, затаив дыхание» - ведь так мы слушаем не все, что нам интересно или увлекает нас. Это выражение подразумевает ситуации, когда мы заранее предполагаем, что нам будет сообщено нечто чрезвычайно значимое для нас.

При выполнении некоторых упражнений – например, тех, во время которых терапевт сидит у ног лежащего на полу клиента, - наблюдать за изменениями дыхания бывает весьма затруднительно, однако с опытом приходит умение достаточно быстро находить часть тела или одежды клиента, которая движется в соответствии с его дыханием. Иногда это бывают плечи, иногда живот, иногда – воротник рубашки или свитера или даже какая-то складка на одежде. Для тренировки очень неплохо научиться «обнаруживать» дыхание окружающих людей в «нетерапевтических» ситуациях – например, в метро, за праздничным столом, в очереди, на автобусной остановке и т.д.

 

Анализ особенностей голоса. Чтобы что-то узнать о человеке по его телесным проявлением, телесно-ориентированному психотерапевту стоит не только внимательно смотреть, но и не менее внимательно слушать. Речь в этом случае идет не о том, чтобы вслушиваться в слова – разве что для того, чтобы сравнивать произносимый словесный текст с «текстом» телесным и делать соответствующие выводы. Общая рекомендация со всей очевидностью вытекает из всего, что мы с вами уже знаем о теле: если слова расходятся с сигналами тела, то врут однозначно слова, поскольку тело этого делать просто не умеет.

Не менее важным, чем несоответствие двух типов сигналов, для проблемной и типологической диагностики оказывается специфика голоса, кашель, сглатывание, смех и т.п. Мы, понятно, не будем анализировать, что обозначает тот факт, что у человека от рождения тенор или контральто. Нас, как всегда, интересует только те особенности голосовых проявлений человека, которые отличаются от естественных, данных ему от природы.

Наверное, вы не раз слышали голос, который можно назвать сдавленным. В последующих главах мы расскажем о том, каким именно образом в раннем детстве человека возникает именно такой способ использования голосовых связок. А сейчас для нас это является только фактом осознанного или неосознанного напряжения человеком мышц гортани. Зачем же он может это делать? Снова обратимся к нашему мудрому языку. Само слово «сдавленный» может многое прояснить в этой ситуации, - ведь подобный голос будет и у человека, которому горло по-настоящему сдавили. Попробуйте - в самом что ни на есть щадящем режиме, разумеется – проделать подобный опыт с собой. Не правда ли, «пропускная способность» горла резко снижается? Но она ведь снижается и «на вход» (возникает препятствие свободному вдоху), - и «на выход» (мешает говорить)! Так может быть, человек со сдавленным голосом просто постоянно прилагает множество усилий, чтобы не дать себе выражать все, что он хочет? В подтверждение этой гипотезы вспомните и другие поговорки – «не могу слова выдавить», «наступить на горло собственной песне»…

Совсем иные предположения возникают при звуке голоса хриплого, надсадного. Опять-таки обратите внимание на само название такой разновидности звучания – слово «надсаживаться» имеет весьма интересный для нас смысл и обычно обозначает «прилагать чрезмерно много усилий». Вот и получается, что человек, говорящий таким голосом, изо всех сил старается втолковать что-то собеседнику (хотя ему, может быть, никто и не возражает, - но он-то уверен, что возражения обязательно будут!). А может, он постоянно старается перекрыть своим голосом все прочие звуки? Впрочем, это, в сущности, все равно про то же самое…

«Открывает рыбка рот, но не слышно, что поет» – это про голоса неимоверно тихие, такие, что всем окружающим приходится изо всех сил напрягать слух, чтобы расслышать хоть что-нибудь. Здесь возможны минимум два варианта. Один из них – про то, что человек всеми доступными ему способами старается минимизировать свое присутствие в пространстве, сделаться максимально незаметным. Второй же – строго про обратное: человеку очень нравится, что к нему вынуждены прислушиваться. Как же их различить? Вот здесь уже приходится вспоминать, что ни одно телесное проявление не существует в человеке изолированно. Сопоставьте то, что вы слышите, с тем, что вы видите. Понятно, например, что если такой человек одет броско, вызывающе, ярко, то он, скорее всего, принадлежит ко второму типу. А если он действительно постоянно забивается в угол, ни в каких ситуациях не способен поднять глаза на собеседника – это уже про первый вариант.

Особенно интересны голоса, и по высоте, и по интонациям не соответствующие возрасту. Видели ли вы пятидесятилетних матрон, говорящих голосами девятнадцатилетних кокетливых девушек? Можно ли предположить, что они готовы по-настоящему принимать собственный возраст? Но можно взглянуть на такой вариант говорения и чуточку поглубже. Ведь, в сущности, самое главное, что отличает ребенка от взрослого, - это степень ответственности. И о чем тогда может сказать голос такой матроны?

Все то же самое можно отнести и к разнообразным вариантам «измененного» смеха. Вы ведь наверняка обращали внимание, что очень немногие способны смеяться от души, заливисто, не нарочито, не зажато, без всяческих повизгиваний, всхлипов и прочего? Вот и думайте.

С кашлем все немножко иначе. Для нас с вами информативно как постоянное покашливание (при условии отсутствия соответствующих заболеваний), так и внезапное возникновение кашля в какие-то отдельные моменты разговора, - только говорят оба эти вида кашля о разном. Вообще говоря, кашель возникает в результате раздражения определенных отделов дыхательной системы. Легко догадаться, что для того, чтобы такое раздражение возникло у здорового человека при совершенно неизменных условиях окружающей среды, нужен некий сугубо внутренний провоцирующий фактор. И если таким фактором становится определенная тема разговора или даже отдельное слово, то это с очевидностью сообщает нам о том, что эта тема или слово для человека не безразличны. А если этот внутренний раздражающий фактор присутствует постоянно, и человек регулярно словно бы откашливается? Можно предположить (обратите внимание - как всегда, только предположить!), что это – все про то же самое избыточное усилие, что и при надсадном голосе, но в менее выраженной форме, когда человек хотя бы изредка пытается это привычное напряжение сбросить, потому что ему самому с ним несладко живется. Или он просто хочет, чтобы его, наконец, услышали? Кстати, еще одно уточнение: не следует забывать и про профессиональные проблемы с голосом, например, у преподавателей или у работников других профессий, предполагающих необходимость много и громко говорить. Впрочем, с точки зрения специалистов по сценической речи, даже и в этих профессиях вполне можно не иметь никаких проблем с голосом – если, конечно, пользоватья им адекватно.

 

Работа с мимическими проявлениями. Вообще-то, мимические нюансы – материя исключительно тонкая, способная ввести – и вводящая – наблюдателя в такие далеко идущие заблуждения… В самом деле, всегда ли легко отличить ироническую улыбку от усмешки, а скептическую – от ухмылки? И как мы с вами будем договариваться о том, что обозначает выражение «взгляд искоса»? Поэтому мы решили, что разговора об интерпретации выражений лица и мелких мимических движениях не будет. Напомним, что все описанные интерпретационные подходы были основаны на конкретных функциональных особенностях каждого движения и на его метафорических смыслах. Мимика же по большей части никакого специального функционального – с физиологической или физической точки зрения – не имеет, поэтому мы рискуем попасть в область иллюзий, полагая ее данными научного наблюдения. Лучше все-таки оставаться в рамках прямых, не имеющих двойного или даже множественного толкования, наблюдений: лицо покраснело, побледнело, вспотело, глаза открылись, закрылись, зажмурились… Смысл каждого из названных – и не названных – проявлений лучше обсудить с самим клиентом.

Об отдельных мимических проявлениях и некоторых других диагностических возможностях мы еще будем много говорить в главе, посвященной технологии работы основателя телесно-ориентированной психотерапии В.Райха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.