Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор материала, термообработки и твердости






 

Параметр Для передач с прямыми и непрямыми зубьями при малой (P ≤ 2 кВт) и средней (P ≤ 7, 5 кВт) мощности Для передач с непрямыми зубьями при средней (P ≤ 7, 5 кВт) мощности
шестерня, червяк колесо шестерня, червяк колесо
Материал Стали 35, 45, 35Л, 40Л, 40, 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45Л Стали 40Х, 40ХН, 35ХМ
Термообработка нормализация, улучшение улучшение + закалка ТВЧ улучшение
Твердость Н≤ 350 НВ HB1ср – НВ2ср = 20…50 Н ≥ 45 HRCэ Н≤ 350 НВ HB1ср – НВ2ср ≥ 70
Допускаемое напряжение при числе циклов перемены напряжений NH0; NF0, Н/мм2 [σ ]H0 1, 8∙ HBср + 67 14 HRCэср + 170 1, 8∙ HBср + 67
[σ ]F0 1, 03∙ HBср 370 при m ≥ 3 мм 1, 03∙ HBср
310 при m ≤ 3 мм
           

Таблица 10.12

Механические характеристики некоторых марок сталей для изготовления зубчатых колес

И других деталей

Марка стали Вид заготовки Заготовка шестерни D пред, мм Заготовка колеса S пред, мм Термообработка Твердость заготовки (зубьев) σ в σ F σ -1
поверхности сердцевины Н/мм2
40Х 40Х 40Х 40ХН 40ХН 40ХН 35ХМ 35ХМ 35ХМ 35Л 40Л 45Л 40ГЛ Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Поковка Литье Литье Литье Любые Любые Любые Любые Размеры Размеры Размеры Размеры Н У Н У У У У У+ТВЧ У У У+ТВЧ У У У+ТВЧ Н Н У У 163…192НВ 192…228НВ 179…207НВ 235…262НВ 269…302НВ 235…262НВ 269…302НВ 45…50 HRCэ 235…262НВ 269…302НВ 48…53 HRCэ 235…262НВ 269…302НВ 48…53 HRCэ 163…207НВ 147НВ 207…235НВ 235…262НВ 163…192НВ 192…228НВ 179…207НВ 235…262НВ 269…302НВ 235…262НВ 269…302НВ 269…302НВ 235…262НВ 269…302НВ 269…302НВ 235…262НВ 269…302НВ 269…302НВ 163…207НВ 147НВ 207…235НВ 235…262НВ      
Примечания: 1. В графе «Термообработка» приняты следующие обозначения: Н – нормализация, У – улучшение, ТВЧ – закалка токами высокой частоты. 2. Для цилиндрических и конических колес с выточками принять меньшее из значений C заг, S заг.

 


Допускаемые контактные напряжения при расчетах на прочность определяются отдельно для зубьев шестерни [σ ]Н1 и колеса [σ ]Н2 в следующем порядке:

Таблица 10.13

Значение числа циклов N Н0

 

Средняя твердость поверхностей зубьев НВср                  
HRCэср –                  
NН0, млн циклов   16, 5   36, 4          

 

а) определить коэффициент долговечности для зубьев шестерни КHL 1 и колеса KHL 2: ; ,

где NН0 – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости (см. табл. 10.13); N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка), N = 573ω Lh. Здесь ω – угловая скорость соответствующего вала, 1/с; Lh – срок службы привода (ресурс).

Для нормализованных или улучшенных колес 1 ≤ KHL ≤ 2, 6; для колес с поверхностной закалкой 1 ≤ KHL ≤ 1, 8.

Если N > NH0, то принять КHL = 1.

б) по табл. 10.11 определить допускаемое контактное напряжение [σ ]H01 и [σ ]H02, соответствующее пределу контактной выносливости при числе циклов перемены напряжений NH01 и NH02;

в) определить допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [σ ]H1 и колеса [σ ]H2: [σ ]H1 = KHL1[σ ]H01; [σ ]H2 = KHL2[σ ]H02.

Цилиндрические и конические зубчатые передачи с прямыми и непрямыми зубьями при HB1ср – НВ2ср = 20…50 рассчитывают по меньшему значению [σ ]H из полученных для шестерни [σ ]H1 и колеса [σ ]H2, т. е. по менее прочным зубьям.

Зубчатые передачи с непрямыми зубьями при разности средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерки и колеса HB1ср – НВ2ср ≥ 70 и твердости зубьев колеса Н≤ 350 НВ2ср рассчитывают по среднему допускаемому контактному напряжению: [σ ]H =0, 45([σ ]H1 + [σ ]H2).

При этом [σ ]H не должно превышать l, 23[σ ]H2 для цилиндрических косозубых колес и 1, 15[σ ]H2 для конических колес с непрямыми зубьями. В противном случае [σ ]H = l, 23[σ ]H2 и [σ ]H = 1, 15[σ ]H2.

Определение допускаемых напряжений изгиба [σ ]F, Н/мм2. Проверочный расчет зубчатых передач на изгиб выполняется отдельно для зубьев шестерни и колеса по допускаемым напряжениям изгиба [σ ]F1 и [σ ]F2, которые определяются в следующем порядке:

а) коэффициент долговечности для зубьев шестерни KFL 1 и колеса KFL 2:

; ,

где NF 0 = 4∙ 106 – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости; N — число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка). При твердости Н ≤ 350 НВ1 ≤ KFL≤ 2, 08; при твердости Н ≥ 350 НВ 1 ≤ KFL ≤ 1, 63. Если N > NF0, то принимают КFL = 1;

б) допускаемое напряжение изгиба [σ ] F 01 и [σ ] F 02, соответствующее пределу изгибной выносливости при числе циклов перемены напряжений NF 0 (по табл. 22);

в) допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерни [σ ] F 1 и колеса [σ ] F 2:

[σ ] F 1 = KFL 1[σ ]F01; [σ ]F2 = KFL 2[σ ] F 02.

Для реверсивных передач [σ ]F уменьшают на 25 %.

Расчет модуля зацепления для цилиндрических и конических зубчатых передач с прямыми и непрямыми зубьями выполняют по меньшему значению [σ ] F из полученных для шестерни [σ ] F 1 и колеса [σ ] F 2, т. е. по менее прочным зубьям.

 

 

Решение задачи «Расчет привода цепного конвейера»

 

Рис. 10.24 Привод подвесного конвейера:

1 – двигатель; 2 – упругая муфта со звездочкой; 3 – цилиндрический редуктор; 4 – коническая зубчатая передача; 5 – звездочка грузовой цепи

 

Исходные данные:

Тяговая сила цепи F = 2кН.

Скорость грузовой цепи v = 0, 45м/с.

Шаг грузовой цепи р = 80 мм.

Число зубьев звездочки z = 7.

Допускаемое отклонение скорости грузовой цепи δ = 5%.

Срок службы привода L Г = 6 лет.

Подбор электродвигателя и кинематический расчет привода

Определяем требуемую мощность подвесного конвейера:

P = F · v =2·103·0, 45=900 Вт.

Общий КПД привода:

h = hз.пhм hп.кhо.п,

где hз.п = 0, 97 КПД пары зубчатых колес(закрытой передачи) (табл. 10.8);

hм = 0, 98 КПД муфты;

hп.к = 0, 99 подшипников качения;

hо.п = 0, 96 зубчатой передачи (открытая передача);

h = 0, 97·0, 98·0, 993·0, 96 = 0, 885.

Требуемая мощность электродвигателя:

 

По табл. 10.7 выбираем двигатели серии А4 с номинальной мощностью 1, 1 кВт

Вариант Тип двигателя Номинальная мощность P ном, кВт Частота вращения, об/мин
синхронная При номинальном режиме работы nном
  4АМ71В2У3 1, 1    
  4АМ80А4У3 1, 1    
  4АМ80В6У3 1, 1    
  4АМ90LВ8У3   1, 1    

 

Частота вращения приводного вала рабочей машины:

Определим передаточное число привода для всех приемлемых вариантов:

U p = n д.в / n р.м, и произведем разбивку общего передаточного числа,

принимаем передаточное число редуктора: u p = 4, 5.

 

Вариант Тип двигателя Общее передаточное число привода Передаточное отношение открытой передачи Выводы
  4АМ71В2У3 58, 29 12, 95 Большое передаточное число привода
  4АМ80А4У3 29, 45 6, 54 Большое передаточное число привода
  4АМ80В6У3 19, 08 4, 24 Предпочтительный вариант
  4АМ90LВ8У3 14, 52 3, 22 Не рекомендуется для приводов общего назначения

Определим допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины:

Допускаемая частота вращения приводного вала рабочей машины:

[ n р.м]= n р.м +∆ n р.м = 48, 21 +2, 41=50, 62 об/мин.

Фактическое передаточное отношение привода:

Передаточное отношение открытой передачи:

.

Частоты вращения и угловые скорости валов редукторов и приводного барабана:

wдв = pnдв/30 = p 920/30 = 96, 34 рад/с.

 

Быстроходный вал редуктора n 1 = n д.в = 920 об/мин w1 = wд.в = 96, 34 рад/с
Тихоходный вал редуктора n 2 = n 1/ u з.п= 920/4, 5 = = 204, 44 об/мин w2 = w1/Up = 96, 34/4, 5= = 21, 41 рад/с
Вал рабочей машины n р.м= n 2/ u о.п= 204, 44/4, 04 = = 50, 61 об/мин w2 = w1/Up =21, 41/4, 04=5, 3 рад/с

 

Вращающий момент на валу электродвигателя

Т д.в = P д.в/ wд.в = 1, 1 103/96, 34 = 11, 42 Н·м.

Вращающий момент на валу шестерни

Т 1 = Т дв hм hп.к = 11, 42·0, 98·0, 99 = 11, 08 Н м.

Вращающий момент на валу колеса

Т 2 = Т 1 uз.п hз.п hп.к = 11, 08·4, 5·0, 97·0, 99 = 47, 87 Н м.

Вращающий момент на валу рабочей машины

Тр.м = Т2 uо.п hо.п = 47, 87·4, 04·0, 96 = 185, 66 Н м.

Расчет зубчатых колес редукторов

Выбор твердости, термообработки и материалов колес

Выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.

Выбор допускаемых контактных напряжений

Допускаемые контактные напряжения при числе циклов перемены напряжений N Но: [s]Но=1, 8∙ НВср + 67,

где HBср — средняя твердость зубьев шестерни и колеса,

НВср = (200+230)/2=215;

[s]Но=1, 8∙ НВср +67=1, 8∙ 215+67=454 МПа.

Определим коэффициент долговечности:

,

где N H0 =10 млн циклов – базовое число циклов (табл.10.12);

N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка);

N = 573ω LH, где ω ‑ угловая скорость соответствующего вала; L H –срок службы привода, ч; L Н = L Г 365KГ t с L с Kс, где K Г = 0, 8 – коэффициент годового использования; t с = 8 ч, продолжительность смены; L с = 2 – число смен в день; K с = 0, 9 – коэффициент сменного использования.

Определим коэффициент долговечности шестерни:

L Н = L Г 365 K Г tс L с K с = 6 365 0, 8 8 2 0, 9 = 25, 2 103 ч.

N 1 = 573∙ ω 1 L H = 573 96, 34 25, 2 103 = 1, 39 109 циклов.

N 2 = 573∙ ω 1 L H = 573 21, 41 25, 2 103 = 3, 09 108 циклов.

;

.

Принимаем коэффициенты долговечности KHL1 = KHL2 =1.

Допускаемые контактные напряжения:

[s]Н1 = [s]Но КLH 1 = 454 МПа;

[s]Н2 = [s]Но КLH 2 = 454 МПа.

Выбор допускаемых напряжений изгиба

Допускаемые напряжения изгиба при числе циклов перемены напряжений NF о: [s] F о = 1, 03∙ НВ ср = 1, 03∙ 215 = 221, 45 МПа.

Коэффициент долговечности рассчитываем аналогично по формуле

; N F0 =4∙ 106 (табл. 10.12), принимаем

K F1 = K FL2 = 1.

Допускаемые напряжения изгиба:

[s] F 1 = [s] F 2 = [s] F о K F 1 = 221, 45 МПа.

Межосевое расстояние

При выбранной термообработке колес и скорости колеса V < 15 м/с зубья полностью прирабатываются и коэффициент K Н β = 1, 0.

Принимаем для цилиндрических колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию .

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:

,

где - вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач , для прямозубых – ; - коэффициент ширины венца колеса, равный 0, 28…0, 36 – для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых цилиндрических редукторах; - для шестерни, консольно расположенной относительно опор, – в открытых передачах; - передаточное число редуктора или открытой передачи; - вращающий момент на тихоходном валу при расчете редуктора или на приводном валу рабочей машины при расчете открытой передачи, Нм; - допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, ; - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба для прирабатывающихся колес принимаем = 1.

Передаточное число нашего редуктора Uр = 4, 5

Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 – 6 аW = 95 мм.

Нормальный модуль зацепления. Принимаем по следующей рекомендации:

где Кm = 5, 8 для прямозубых передач;

Т 2 = 47, 87 Нм;

d 2 = 2 aw u /(u +1) = 2∙ 95∙ 4, 5/(4, 5+1) = 155, 45 мм;

b 2 = ψ a a w =0, 315∙ 95 = 30 мм.

Полученное значение модуля m округлить в большую сторону до стандартного из ряда чисел:

Таблица 10.14

Стандартные значения m

m, мм 1-й ряд 1, 0 1, 5   2, 5            
2-й ряд 1, 25 1, 75 2, 25 2, 75 3, 5 4, 5 5, 5 7, 9    

 

Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 mn = 1, 5 мм.

z 1 = 2 dW / m (U +1) = 2∙ 95/1, 5· (4, 5+1) = 23.

Принимаем z 1 = 23 тогда z 2 = z 1· u = 23·4, 5 = 103, 5.

Примем z 2 = 104, тогда U ф = z 2/ z 1 = 104/23 = 4, 521.

Отклонение от заданного передаточного числа

U ф = (4, 521-4, 5)100%/4, 5 = 0, 46%,

что меньше установленных ГОСТ 12289 – 76 3%.

Рис. 10.25

Основные размеры шестерни и колеса (рис.10.25):

диаметры делительные:

d 1 = mz 1 = 1, 5∙ 23 = 34, 5 мм;

d 2 = mz 2 = 1, 5∙ 104 = 156 мм.

Проверка: aW = (d 1+ d 2)/2 = (34, 5 + 156)/2 = 95, 25 мм;

диаметры вершин зубьев:

da 1 = d 1+ 2∙ m = 34, 5 + 2∙ 1, 5 = 37, 5 мм;

da 2 = d 2+ 2∙ m = 156+ 2∙ 1, 5 = 159 мм;

диаметры впадин зубьев:

df 1 = d 1 – 2, 5∙ m = 34, 5 – 2, 5∙ 1, 5 = 30, 75 мм;

df 2 = d 2 – 2, 5∙ m = 156 – 2, 5 · 1, 5 = 152, 25 мм;

ширина колеса b 2 = Y baaW = 0, 315 · 95 = 30 мм

ширина шестерни b 1 = b 2 · 1, 1 = 30∙ 1, 1 = 33 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

Y bd = b 1/ d 1 = 33/34, 5 = 0, 96.

Окружная, скорость колес и степень точности передачи

V = w1 d 1/2 = 96, 34∙ 34, 5∙ 10-3/2 = 1, 66 м/c.

При такой скорости для прямозубых колес следует принять 9-ю степень точности (см.табл. 10.17).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.