Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система противодействия терроризму за рубежом






Система противодействия терроризму в США. Американская «Стратегия борьбы с терроризмом» призвана обеспечить две клю­чевые задачи: защитить Соединенные Штаты, их граждан, их ин­тересы, друзей и союзников по всему миру от террористических атаки, одновременно, создать максимально неблагоприятную для функционирования терроризма международную среду. Для выпол­нения этих задач администрация США представила так называе­мую стратегию «четырех D»: 1. Defend — защитить; 2. Defeat — унич­тожить; 3. Deny — отказать; 4. Dimmish — уменьшить.

1. Самым важным направлением по приложению усилий яв­ляется защита жителей и интересов США, как на американской

территории, так и за рубежом, путем укрепления обороноспособ­ности страны, а также распознания и нейтрализации террористи­ческой угрозы на максимально ранних стадиях.

2. США будут уничтожать террористические организации, дей­ствующие в общемировом масштабе, атакуя убежища их лидеров, командные пункты, перекрывая источники материальной поддерж­ки. Ожидается, что это приведет к разобщению некогда взаимо­связанных сетей. Следующим шагом будет активизация сотрудни­чества с партнерами на региональном уровне, чтобы с помощью национальных инструментов изолировать, а затем и уничтожить террористов.

3. США предпримут многоплановые усилия по пресечению дальнейшего пособничества и поддержки террористов, стремясь добиться от всех государств выполнения обязательств в соответ­ствии с резолюцией ООН 1373 и документами ООН, по противо­действию терроризму. В отношении тех стран, которые не захотят прилагать необходимые усилия, США готовы пойти на принуди­тельные меры.

4. США будут стремиться минимизировать благоприятные для терроризма условия.

Инструментами обеспечения указанной стратегии станет весь спектр американской мощи: экономическая, дипломатическая, информационная, военная и т.д. Однако особый акцент сделан на трех основных направлениях, призванных обеспечить успех стратегии «четырех D»; постоянно действующие правовые инст­рументы, бдительно следящие за соблюдением закона; эффек­тивная деятельность разведывательных служб; военный компо­нент — последнее средство отвести нависшую угрозу. Наиболее высока вероятность использования военной силы в случаях, ка­сающихся возможного приобретения террористами оружия мас­сового уничтожения (ОМУ). Предотвращение попадания техно­логий, связанных с ОМУ, в руки террористических групп опре­деляется как один из главных приоритетов американских анти­террористических усилий.

Добиться успеха в обнародованной стратегии предполагается в несколько этапов.

На первом этапе, опираясь на международную кооперацию и правовые механизмы, ставится задача локализовать и изолировать террористические ячейки, а затем и уничтожить их. Для этого необ­ходимо изучить врага изнутри силами разведывательных служб.

Размах терроризма заставил США признать, что у терроризма есть питательная среда: несправедливость сегодняшнего мира, нищета, поразившая миллионы людей, религиозные и этниче­ские конфликты и др. Исходя из этого, Вашингтон поставил сверхамбициозную цель: выбить почву из-под ног террористов. А это зна­чит, что у США появился интерес не только к форсированию


ближневосточного урегулирования, но и к проблеме Юга с более чем миллиардным населением.

Руководство США признает, что они не могут контролировать весь мир, так как «не имеют ни необходимых ресурсов, ни опыта пребывания в каждом уголке мира». Вместо этого США полны решимости проводить мониторинг выполнения обязательств все­ми субъектами международных отношений. Акцент сделан имен­но на том, чтобы каждое государство исполнило свой суверенный долг, обеспечив контроль над своей территорией и своими граж­данами. Антитеррористическая консолидация на глобальном уров­не, считают в Вашингтоне, должна проходить в рамках существу­ющих и будущих международных конвенций. Сами США присое­динились к двум антитеррористическим конвенциям ООН — Кон­венции по борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и Конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. США заявили об участии в выработке новых международных правовых актов, касающихся вопросов терроризма.

Одновременно США наращивают усилия по уменьшению уяз­вимости собственной территории. Еще одним шагом на этом пути стало создание Объединенного центра по предотвращению тер­рористической угрозы (Terrorist Threat Integration Center). Этот институт, как объявил президент США, нужен для более целе­направленной, постоянной и эффективной антитеррористической деятельности и, что особенно важно, для выработки общего пла­на действий на основе собранной информации. При этом заявле­но о значительном повышении роли партнеров и союзников США в борьбе с международным терроризмом. Вопрос стоит о коорди­нации, а также определении приоритетов антитеррористических усилий США, их партнеров и союзников.

Трагедия в Беслане драматическим образом изменила восприя­тие Россией характера и степени угрозы ее безопасности и терри­ториальной целостности со стороны сил терроризма. США и их европейские союзники также проявили озабоченность фактом реального существования террористической угрозы в отношении России и, возможно, для них самих в связи с событиями в Чечне и в целом на Северном Кавказе. Россия могла бы оказать США помощь в объявленной ими «войне против терроризма», обеспе­чив собственную безопасность.

США, их союзники и партнеры открыты для взаимодействия и помощи российскому правительству:

• в предоставлении более полной разведывательной информа­ции об известных террористических группах;

• в оказании материальной и технической поддержки в целях обеспечения безопасности российских границ, аэропортов и дру­гих объектов транспортной инфраструктуры, атомных электро­станций, ядерного и химического оружия и материалов;

• в активном перекрытии иностранных источников финансиро­вания террористических групп, действующих на территории России;

• в помощи в подготовке специалистов и, возможно, оказании прямой операционной поддержки при поиске и захвате террористов.

Даже скромные успехи в американо-российском сотрудничестве по предотвращению террористических угроз в отношении России могут содействовать преодолению недоверия между двумя страна­ми.

Недавнее подписание меморандума о сотрудничестве между ФСБ и ФБР стало важным шагом в правильном направлении, однако многое еще предстоит сделать. Не вызывает сомнения, что целый ряд угроз безопасности России небезопасен и для США.

США и Россия, возможно, больше, чем какие-либо другие страны, заинтересованы в том, чтобы оружие массового пораже­ния не попало в руки международных террористов. Эта проблема заняла центральное место в политике безопасности США после трагедии 11 сентября и должна приобрести то же значение в Рос­сии после Беслана.

Достоверно известно, что в течение многих лет Аль-Каида пред­принимает активные попытки завладеть оружием массового пора­жения для осуществления ядерной террористической атаки с ка­тастрофическими последствиями. В настоящее время двумя наибо­лее вероятными целями для такого удара являются США и Рос­сия, где находятся самые крупные арсеналы ядерных вооружений. Поэтому Россия и США должны умножить совместные усилия по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

За последние годы Россия и Америка многого добились в со­трудничестве в борьбе с терроризмом, особенно в Афганистане, и в укреплении ядерной безопасности (например, программа «Сов­местное уменьшение угрозы»). Однако необходимо все более тесно увязывать сотрудничество в области ядерной безопасности и нерасп­ространения оружия массового уничтожения с совместными усили­ями по борьбе с терроризмом. Некоторый прогресс в этой сфере был достигнут в рамках Совета Россия— НАТО, где программа совместных ответных действий в чрезвычайных ситуациях имеет контртеррористическую составляющую.

Важным шагом в этом направлении стало также решение Рос­сии присоединиться к Инициативе по безопасности в области нераспространения, которая призвана ограничить транспортировку средств доставки в страны и из стран — потенциальных распро­странителей оружия массового поражения и техники.

Антитеррористические службы США. Федеральное бюро рассле­дований (ФБР) имеет секцию по обеспечению внутренней безо­пасности и борьбы с терроризмом, входящую в Управление уго­ловных расследований.

В составе секции три группы:

• группа специальных операций и анализа — собирает факты о совершенных терактах. На основе их анализа сотрудники группы готовят документы, где предлагаются выводы о наиболее целесо­образных тактических приемах и средствах противодействия терро­ризму;

• группа исследования терроризма и учета взрывов бомб — изучает организационные структуры террористических групп, их участников, собирает и анализирует все случаи терактов с ис­пользованием взрывных устройств. Результаты работы этой груп­пы реализуются в ответах на конкретные запросы и в виде ин­формационных справок, направляемых всем заинтересованным ведомствам;

• группа внутренней безопасности — контролирует органи­зацию охраны иностранных представителей на территории США. В составе ФБР имеется группа опытных психологов, в функции которых входит помощь сотрудникам ФБР, ведущим переговоры с террористами о выдаче заложников. Эта группа участвует также в подготовке специально выделенных сотрудников ФБР на курсах и в Академии ФБР.

Для ведения боевых операций против террористов в каждом из 59 управлений ФБР имеется, по крайней мере, одно специальное боевое подразделение по борьбе с терроризмом.

Для боевых операций по освобождению заложников на борту самолетов в ФБР существует специальное подразделение коммандос, численностью 50 человек.

В марте 1978 г. по приказу Президента США было сформирова­но секретное армейское подразделение особого назначения — по борьбе с террористами за пределами страны.

В 2005 г. Нью-Йорк организовал в рамках городского полицей­ского управления собственные антитеррористические подразде­ления, включая отделение зарубежной разведки и авиационные подразделения.

Финансирование подразделений обеспечивается из бюджета города.

Организация подобных подразделений была вызвана тем, что по мнению администрации Нью-Йорка деятельность ФБР и дру­гих федеральных антитеррористических подразделений не обес­печивает достаточного уровня защиты инфраструктуры и населе­ния мегаполиса от террористических воздействий.

Спецслужбы Великобритании. В Великобритании имеются не­сколько специализированных подразделений, принимающих участие в операциях по локализации и пресечению террористических актов:

• группа защиты диппредставительств, охраняющая дипломати­ческие представительства в Лондоне;

• «голубые береты» — группа инструкторов-снайперов, обуча­ющих полицейских меткой стрельбе;

• антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда, состо­ящее из специально подготовленных детективов. Их задача — про­никновение в террористические организации;

• специальная патрульная группа Скотланд-Ярда, созданная для патрулирования частных владений и защиты от преступни­ков;

• отделение технической поддержки, созданное для патрули­рования частных владений и защиты от преступников;

• отделение технической поддержки, имеющее электронные приборы слежения;

• армейское саперное подразделение — может устанавливать или демонтировать взрывные устройства; подразделение воздуш­ных десантников. Основной боевой единицей по борьбе с терро­ризмом является специальное подразделение воздушных десант­ников, состоящих из наиболее стойких и решительных доброволь­цев британской армии.

Бригады борьбы с терроризмом, Франция. В начале 1970-х гг. во Франции были созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Очевидно, это было связано с потерей Францией колоний в арабской части африканского континента и с тем, что выходцы оттуда, живущие в крупных городах Фран­ции, стали представлять серьезную угрозу внутренней безопасно­сти страны, проводя террористические акции.

Состав этих групп был непостоянен, и их члены созывались вся­кий раз, когда этого требовала необходимость. Одно из подобных подразделений было создано после террористических актов в Мюн­хене в 1972 г. Бригада борьбы с терроризмом состоит из 50 человек.

Другое подразделение — Группа вмешательства, созданная в рамках национальной жандармерии в марте 1974 г. для борьбы с распространившимся тогда новым видом преступности — захва­том заложников в политических целях и для получения выкупа, непосредственно ориентирована на борьбу с терроризмом.

Еще одна возможная функция этой группы — подавление мя­тежей в тюрьмах и при захватах самолетов, т.е. в случаях, когда преступники вооружены и рядом с ними находятся их жертвы — заложники, что затрудняет применение оружия.

Секретная служба внешней разведки Израиля, История секрет­ной службы внешней разведки «Моссад» («Институт безопасно­сти и специальных задач») — неотъемлемая и весьма значитель­ная часть становления государства Израиль. Более 50 лет эта стра­на находится в состоянии войны с Египтом, Сирией, Иордани­ей, Ливаном, Ираком и другими государствами.

В стране, окруженной кольцом враждебно настроенных араб­ских государств, сформировался триумвират органов безопасно-


ста («Аман», «Шин Бет» и «Моссад»). Лидирующее положение в этой тройке занимает именно внешняя разведка.

Принятый однажды принцип «террорист должен быть убит» воплощается этой спецслужбой в каждом случае захвата заложни­ков. Переговоров с террористами «Моссад» не проводит.

Подразделение специального вмешательства Испании. В начале 1978 г. в Испании произошел резкий скачок эскалации террориз­ма.

Именно тогда в стране и возникла острая необходимость со­здания специальных сил, способных противостоять отлично орга­низованным террористическим группировкам. Подразделение спе­циального вмешательства было создано в рамках Гражданской гвар­дии для проведения операций по локализации и пресечению тер­рористических акций в городских условиях (с основной зоной действия — Мадридом).

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Какие мероприятия обеспечивает система противодействия?

3. Каковы задачи органов федеральной власти по противодействию терроризму?

4. Укажите задачи первой группы, решаемые государством по проти­водействию терроризму.

5. Укажите задачи второй группы, решаемые государством по проти­водействию терроризму.

6. Укажите задачи третьей группы, решаемые государством по проти­водействию терроризму.

7. В чем заключаются принципы борьбы с терроризмом?

8. Какова правовая основа антитеррористической деятельности?

9. Назовите пять основных пунктов антитеррористической стратегии ООН.

 

10. В чем заключается предложение России в области международного сотрудничества по противодействию терроризму?

11. Какие субъекты противодействуют терроризму?

12. Расскажите о мероприятиях, проводимых субъектами противодей­ствия терроризму.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.