Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полушария мозга и их функции (теоретический обзор)






Мозг состоит из двух почти одинаковых полушарий. Оба полушария соединены пучком из миллионов нервных волокон, который получил название мозолистого тела и который позволяет им обмениваться информацией друг с другом. Таким образом, мозг человека состоит из трех основных частей: двух полушарий и соединяющей их перемычки.

Каждое из полушарий должно сначала проанализировать поступающие в него сигналы, а передавать информацию в другое полушарие только после ее обработки. Методы обработки и классификации\систематизации информации у полушарий совершенно разные.

Полушария мозга могут функционировать независимо друг от друга, и поэтому человек обладает способностью обрабатывать два параллельных потока информации: он может думать и сканировать одновременно. Затем мозг сравнивает и объединяет информацию из обоих полушарий, чтобы получить, более глубокое представление об исследуемом предмете.

Каждое из полушарий: специализируется на определенных функциях.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
обработка только одного фрагмента информации, кластерный анализ (поэлементный) интеграция в единое восприятие многих данных
линейная обработка информации образное мышление
последовательные действия (формально-логические связи) знание без четких определений
письмо (техническая сторона написания текстов и знаков) рассмотрение решения в целом (холистичность), сенсорные впечатления; абстрактное мышление
обработка количественной информации, которая параметризируется цифрами и измрениями обработка качественной информации, которая слабо параметризируется и измеряется
Анализ – рассмотрение различий рассмотрение сходства
связь фактов, выводов, идей Интуиция – связь различных объектов: фактов, суждений, мнений, экспертных оценок и других классов информации (чистых и грязных)
Абстракция, доступная формальной логике и доказательствам, понимание озарение (инсайт), знание
формирование категорий, конкретное мышление, неизменяемость внутреннее чувство
логика как методология изучения объектов и основа познания; стереотипизация, создание алгоритмов для упрощения изучения и познания синтез – устойчивая связь недостоверных элементов, креативность (создание объектов, не имеющих аналогов и прототипов)
Рассудочность, софизмы, демагогия, схоластика Визуализация, ощущения, мнения, трактовки, экспертные оценки
Рациональное Иррациональное
Суждение, оценка зрительная память
Стройные системы знаний, которые подлежат осмыслению и пониманию, а также оценке и согласию-несогласию (при несогласии информация из памяти убирается) Аналогии, любая информация, хранящаяся в подкорке (мифы и сказки, обрывки разговоров и мыслей. Сны, обрывки знаний и др.) Оценочные системы не работают – согласия-несогласия не бывает.
Оперативная память Глубинная память (подкорка)
Логика движений (конвейер) Ритм, танец
Есть проблема выбора и потери сил и энергии Нет проблемы выбора при принятии решений
Неверие себе, авторитеты, поиск принадлежности, защиты и опоры, слабость Умение слышать себя и верить себе, а также слышать других
Энергозатратное существование, уязвимость в ситуациях непредсказуемости, неустойчивости и хаоса Энергосберегающая технология " Здесь и сейчас"
Обучение Развитие, творческое мышление
Нуждается в энергии телесной (пища, вода) – стандартные энергетические источники. Нуждается в " тонкой" энергии: сон, секс, ощущения, впечатления, эмоции – любые энергетические источники.
Пища – сбалансированная Белки, чистая вода, соль, жир, спирт, углеводы (мука и хлеб)
Математика, рациональным мышление распознание образов, геометрия, космогония
Дискретная работа полушария, нуждается в отдыхе Непрерывная работа полушария, в отдыхе не нуждается
вербальная память привязка вещей к настоящему, продуктивность
систематизация данных генерация новых идей
Речь как техническая характеристика Стихосложение, музыка, творчество любого рода
Скорость действия синхронизирована с текущими некрактивными задачами Высокая скорость действия независимо от задач
Использование названий и имен (категорийность) использование символов (обобщающих классы объектов), знаков

Запоминание имени человека — функция левого полушария; запоминание лица — функция правого. Чтение книг о правилах игры в гольф — для левого полушария; а вот внутреннее чувство правильного удара в гольфе — работа правого.

В области комплексной обработки информации очень важна связь между двумя полушариями. Для функционирования интуитивных способностей правого полушария им требуется «топливо» в виде информации, которая поступает в левое полушарие, собирается и обрабатывается им. Нормальная формула работы полушарий следующая:

  1. При возникновении задачи первый раз, она рассматривается как креативная. Решение изобретает правое полушарие. Оно хранится недолго в оперативной памяти и " уходит" в подкорку (человек не помнит, как он это делал).
3. В левое полушарие поступает результат познания и понимания – методология. Человек обучается. Начинается накопление опыта. 2. Вторая задача сравнивается с первой. Выделяется методологический компонент, который передается с помощью логических выводов и понимания в левое полушарие. Остальная часть задачи вновь решается как креативная.
5. Растет опытность и систематизированные креативные задачи с установленной логикой также поступают в левое полушарие как методологическая база. 4. При поступлении следующих задач растет методологическая база и накапливаются креативные решения в подкорке.

Реальная опасность заключается в перегрузке левого полушария слишком большим количеством данных, что мешает творческой части мозга в полной мере реализовать свой потенциал. С другой стороны, недостаток информации в левом полушарии тоже может привести к истощению творческих способностей. Таким образом, для того, чтобы мозг работал на полную мощность, желательно поддерживать баланс между активностью правого и левого полушарий. Можно сформулировать следующее правило:

Если левое полушарие переразвито, То угнетается правое.
Если правоеполушарие переразвито, То левое продолжает работать и усиливаться, но появляется склонность к " дикому креативу".

Правое полушарие, в котором сосредоточены творческие способности человека, большинством людей используется не в полной мере, и поэтому таланты многих так и остаются нераскрытыми. У каждого человека есть правое полушарие, отвечающее за творческие способности, и поэтому все люди обладают творческим потенциалом.

Люди творческих профессий используют оба полушария мозга. Проблема – и особенно у людей с доминирующим левым полушарием – состоит в том, чтобы два полушария обменивались данными и работали вместе. Мы имеем внутри два совершенно различных «я», причем есть признаки антагонизма между функциями этих двух «я» – с доминантой левого или правого полушария. У огромного большинства людей доминирует левое полушарие. Проблемы доминант полушарий:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
" Мертвая" логика, стандартность (" глаз замылился"), копирование решений (" караоке-менеджмент"), доверие только к цифрам, неумение видеть целое, неумение создавать, неумение видеть будущее (видение в стратегическом менеджменте), неспособность прогнозировать, неумение считывать " тонкие сигналы", антигонизм ко всему правополушарному (" не верю", " невозможно", " несерьезно", " не существует" и другие " не"), тенденция искать только подтверждающие доказательства и пренебрегать опровергающими Необъяснимость и непознаваемость решений для людей со стороны, нарушение коммуникаций (они становятся ненужными), " завиральные" идеи, развитие " мании величия", повышенная аномальная агрессивность по отношению к менее скоростным и развитым объектам (" подход хищника"), разрушение логики, невнимание к цифрам вообще, " дикий креатив".

 

КОШКИ – МЫШКИ. ТОЧНЕЕ, " МЫШКИ" – " КОШКИ".

 

Начнем, как исстари водится: " Здравствуй, мой маленький дружок! Нет-нет, это не забавная детская игра, малыш! И не добрая получительная сказка... Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная... " Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: " В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный...! " Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.

 

Согласно старинной поговорке – " Дурная голова ногам покоя не дает". Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в " мышь". Ну, а теперь – обо всем поподробнее.

Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая " дурная" голова). Эти две модели мышления – " головы" – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель " Человека—кошка", а " дурная" – " Человек-мышь". Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: " А я-то кто? Неужели " мышь"?! "

Часть 1. ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.

№ ПП Пункт сравнения Непродуктивное мышление (" дурная" голова) Продуктивное мышление (нормальная разумная голова)
1. Скорость мышления Низкая (во много раз ниже, чем у продуктивно мыслящего человека), падающая под продолжающимся давлением задачи. Высокая (наблюдаемо выше. чем у непродуктивного мышления); растущая под продолжающимся давлением задачи.

Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно - зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом.

Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от " подходящести" к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно " схватывал" проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все.

Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее).

У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).

№ ПП Пункт сравнения Непродуктивное мышление (" дурная" голова) Продуктивное мышление (нормальная разумная голова)
2. Продуктивность мышления (количество решений за единицу времени) Минимальная продуктивность, еще и падающая под давлением задачи. Максимальная продуктивность, растущая под давлением задачи.

Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:

  1. Каждый ребенок рождается правополушарным. Левополушарное мышление невозможно от природы, так как формально-логическое мышление, которое формирует штампы и оперирует ими – искусственное создание рук человеческих, и оно внедряется в мышление человека только воспитанием и обучением.
  2. Будучи правополушарным – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН, так как талант – суть функция от колоссальной мощности выживания суперсложного объекта, которым является человек. Эта мощность заложена в правом полушарии.
  3. Если родители и все воспитатели ребенка изначально поддерживают в нем созидательные способности с помощью раннего развития, определенных игр и восприятия малыша как мыслящего ОТ РОЖДЕНИЯ человека, то штампы в его мышлении (библиотека левого полушария) фрмируются медленно. Исключение должны составлять этические и моральные штампы, которые навязываются в обязательном порядке для формирования социализированной личности.
  4. Далее к воспитанию нормального креативного и ПРОДУКТИВНОГО человека подключаются созидательный спорт, искусства. Формируя необходимые штампы, воспитатели не подавляют креативной мощности ребенка, и тем самым поддерживают продуктивность на высоком уровне. Ребенок творит там, где это можно и нужно ему для развития.
  5. Детский садик или центр развития выбираются таким же образом – чтобы поддерживалась креативность и продуктивность мышления ребенка. Потом также выбирается школа, где высокие науки подхватывают развитие ребенка и помогают родителям. Затем также выбирается институт.
  6. Таким образом, к 21 году формируется человек, у которого правополушарное мышление доминирует, а левополушарное – поддерживает. У человека сохраняется мощная продуктивность и креативность, при хорошей образовательной базе. Мало того, у человека развиты и ОУБЧАЕМОСТЬ, и АДАПТИВНОСТЬ, которые являются основой потенциала человека.

С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история.

1. Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью " Делай, скот, как я сказал(а), а не то!...", " Правильно так, как сказали тебе мы! " и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить.

2. Соответствующим образом выбирается спорт – " чтобы человека сделать". Потом такой же садик и школа.

3. И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо " Учительница первая моя", либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит. С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет.

4. Сюда же надо добавить отвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в коппьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита.

5. Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизни – приспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным - ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, " высиживающее" оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее " педагогам" работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями, не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти " педагоги" в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли.... Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин " мыши"), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми!

Формируется явление, которое называется " Ленивый Мозг". Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный (" Бабло побеждает зло"); потом задачам присваиваются ярлыки " ненужное для решения" и " невозможное для решения" вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.

 

Наши бытовые способности - это информация, доступная нашему сознанию, – остальная остается скрытой в подсознании. Поэтому каждый человек способен существенно повысить свои умственные способности. Для выполнения творческой задачи нужно включить интуитивные механизмы правого полушария – другими словами, переместить процесс мышления, хотя бы временно, из доминирующего левого полушария в творческое правое. Теоретически это несложно, но на практике осуществить такой перенос оказывается не так просто. Для этого используются техники релаксации и концентрации внимания.

Концентрация – умение настроиться на одну определенную волну и отключить все остальные – является основой всех остальных психических навыков. Она позволяет логически рассуждать, ясно мыслить, вести машину в транспортном потоке, планировать свои финансы, заучивать новые танцевальные движения и решать дифференциальные уравнения. Она позволяет расслышать отдаленное пение соловья сквозь шорох листвы и различать тонкий букет французских вин сквозь запахи ресторана.

Вниманию свойственно блуждать. Это ментальное движение дает чувство целостности, насыщенности и многогранности окружающего мира. В этом смысле внимание похоже на взгляд. Как внимание, так и зрение избирательны: в каждое отдельное мгновение вы видите только те детали, которые захватывают центр вашего поля зрения. внимание, насыщая ваше

сознание, движется из стороны в сторону, поочередно останавливаясь на разных мыслях, рассматривая что-то поверхностно, а что-то более пристально. Оно предугадывает, перемещается, движется, создавая полную перспективу происходящего вокруг.

У внимания существуют свои пределы. Мы способны концентрировать внимание на чем-то одном только какое-то ограниченное время, после чего мозг переключается на что-то другое. Другое ограничение внимания заключается в том, что мы можем удерживать в его фокусе лишь определенное количество предметов одновременно.

МИКРОУПРАЖНЕНИЕ: Прочтите про себя приведенные ниже серии цифр. Подле прочтения каждой серии закройте глаза и повторите цифры. Из скольких цифр состоит последняя серия, которую вы смогли удержать в уме?

5484

79132

547704

5713270

46584245

71219412171969

 

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА КОНЦЕНТРАЦИИ (на основе аутотренинга и " позы кучера")

1. Для сидячего положения:

· Сесть на передний край опоры так, чтобы центр тяжести тела приходился точно на тазовые кости;

· Поставить ноги так, чтобы голень находилась под прямым углом к бедру; нажимом свнрху вертикально на колено проверить – не нарушена ли вертикальная ось;

· " бросить" руки по обеим сторонам тела совершенно свободно, после чего опереть их серединой локтевого сустава на опору, подходящуу по высоте – локти должны быть на уровне живота;

· расслабить спину – не должно быть никаких мышечных блоков, при наличии стационарных блоков необходим массаж;

· востановить природную кривизну позвоночника (кифоз) – при нажатии ассистентом на плечи должно ощущаться пружинящее движение и состояние позвоночника;

· расслабить головные и шейные мышцы (голова должна легко качаться вверх-вниз и вправо-влево);

· расслабить все тело;

· произнести формулу: " На счет 3 у меня осядет внутренний шум и я войду в состояние глубинной концентрации";

· произнести " Раз" – ощутить успокоение, подение давления и урежение пульса, после шума в ушах все звуки станут фоном, зрение сузится до фарнмента или станет расплывчатым, может угнетаться речь (" слова не идут с языка"), дыхание переключается с легочного на диафрагмально- холотропное, может наблюдаться телесная скаванность (тело тяжелое, вялое, неповоротливое, неловкое);

· в полусонном измененном состоянии прозвучит " Два" - ощутить " мурашки", бегающие по спине в районе плечевого пояса;

· на счет " три" вернутся все ощущения, но система управления будет передана правому полушарию. Левое будет угнетено искусственно.

2. Для стоячего положения: поза должна быть " лошадиной" – мускулы ног свободны и расслаблены, положение тела устойчиво, работают суставы. Остальное – так же, как и для сидячего положения.

Мэри Крэйг Синклер так писала о состоянии концентрации:

В первую очередь необходимо научиться простому трюку – неделимому вниманию, концентрации. Под концентрацией я понимаю перенос внимания на один предмет, на одну несложную мысль, причем радостную, спокойную. Старайтесь удерживать ее в голове. Это не размышление; это отсечение всех мыслей, кроме одной, кроме одного предмета обдумывания. Одновременно нужно научиться расслабляться, потому что странно звучит – концентрация отчасти есть полное расслабление.

Таким образом, неделимая концентрация с точки зрения целей эксперимента есть состояние полного расслабления под целенаправленным контролем. Чтобы сконцентрироваться подобным образом, необходимо в первую очередь дать себе «подсказку», снять напряжение с мысли, равно как и с тела... («Из Радио разума» Эптона Синклера).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.