Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития PR






 

История происхождения и развития науки PR (Паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. Предпосылки PR можно проследить еще в Античном мире. Хотя термина как такового еще не было. Исторически сложилось несколько видов убеждающей коммуникации, которые становятся источниками возникновения PR: 1) античное красноречие (риторика); 2) религиозная коммуникация; 3) судебная риторика; 4) парламентская речь; 5) реклама и пропаганда; 6) литературная коммуникация; 7) собственно PR.

Более современное понятие о науке PR связано с программным заявлением третьего президента США Г. Джефферсона, который еще в 1802 г. настаивал на создании общественно-политических организаций, которые могли бы решать задачи распространения доверительной информации, управлять коммуникационными структурами и тем самым создавать особый климат всеобщего согласия в стране. Именно он в 1807 г. впервые употребил термин «Паблик рилейшнз».

Однако только более чем через 100 лет идеи, высказанные Г. Джефферсоном, получили свое формальное закрепление. Во 2-ой половине 19 века распространение СМИ в США породило новую специальность - пресс-агенты. Первый такой агент и независимый эксперт по коммуникациям - журналист Айви Ледбеттер Ли, который в 1903 г. создает бюро, занимающееся консультациями в области коммуникаций. Современные исследователи называют А. Ли прародителем PR.

Первая кафедра Паблик рилейшнз была открыта в 20-е годы нашего века в Нью-йоркском университете. Ее возглавлял Эдвард Д. Бeрнайс, опубликовавший в 1923 г. первую книгу по технике общественных коммуникаций «Кристаллизация общественного мнения». С его именем связывают активное развитие PR как научной дисциплины. В 1919 г. он открывает в Нью-Йорке фирму по управлению известностью.

PR в американском варианте конечной целью имеет демонстрацию достижений капиталистического производства и в этом смысле несет очень сильный политический оттенок. Есть даже мнение, согласно которому что американские PR – мены продают гражданам то общественное мнение, которое им заказывают монополии.

В Европе первые организации PR и научные исследования появились уже после второй мировой войны. Они не носят столь прагматического характера и построены скорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностью организации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнеры в системе PR, в результате чего общество в целом и его производственные отношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займут предприятия-граждане. В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание делового клуба «Стеклянный дом», на котором присутствовали представители ряда крупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения было воплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражает английская пословица: «Людям, живущим в стеклянных домах, не следует бросаться камнями».

Во Франции в 60-е годы на этих принципах было открыто первое высшее учебное заведение коммуникативного типа СЕЛСА при Сорбонском университете Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программу дисциплин включаются не только PR, но и реклама, маркетинг, коммерческая и политическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованиях явно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг о PR начиналась словами «Есть ли у организации душа?».

В послевоенной Германии службы PR практически обязательны для крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, в стране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджменту обладают все PR–мены, их средний возраст около 40 лет, среди них много женщин.

Россия обладает своей историей развития PR как науки об установлении значимых социальных связей.

В России было четыре периода развития Паблик рилейшнз:

1988-1991 гг. – зарождение PR. Выделяют субъекты профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. Впервые PR–службы появляются в государственных структурах. Открываются отделения PR в международных агентствах.

1991-1995 гг. – стадия роста и становления. Российские PR–агентства осваивают зарубежный опыт, адаптируя его к отечественным условиям. В 1991 году возникает первое объединение РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью). 1995 г. – первые учебные курсы, открываются факультеты по связям с общественностью.

1996-1999 гг. – активное развитие российских PR. 1997 г. – РАСО становится членом CERP (европейская конфедерация по связям с общественностью). 1999 г. – в России создается АКОС (ассоциация компаний консультантов в сфере общественных связей).

2000-до настоящего времени – формирование собственно рынка PR. В мае 2000 года по инициативе РАСО создается Общественный комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. В него вошли авторитетные и признанные PR–специалисты. Ими разработан Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью, а также система критериев, по которым определяется уровень подготовки претендентов на сертификат. Общественных комитет по профессиональной сертификации активно работает. Итоги его деятельности и все документы размещены на сайте www.raso.ru.

В 2001 году РАСО выступила с инициативой о включении профессии «связи с общественностью» в официальный реестр Министерства труда и социального развития РФ. Разработаны основополагающие квалификационные характеристики PR–специалиста. Документы рассмотрены Министерством труда и социального развития, профессия «связи с общественностью» получила официальный статус.

В 2001 году активизировались деловые контакты РАСО с Центральной избирательной комиссией РФ. По обращению Центризбиркома РАСО организовала предварительную экспертизу проектов федеральных законов по проблемам выборов. Проводились также совместные мероприятия в целях повышения социальной ответственности политконсультантов и содействия формированию электоральной культуры.

Многие специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на довольно солидный уровень развития отрасли, PR в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна (государство, социальные, политические институты) все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества [40, с.27].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.