Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения принимаемые судьей по результатам рассмотрения жалобы






Обжалование действий и решений должностных лиц на досудебных стадиях процесса: субъекты подачи жалобы. Порядок рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ. Виды решений выносимых судом.

Большой научный и практический интерес представляет институт обжалования процессуальных действий и решений, как средство и способ защиты прав и законных интересов личности.

Принцип «право на обжалование процессуальных действий и решений на досудебных стадиях уголовного процесса» занимает особое место в системе принципов уголовного судопроизводства. Принципы уголовного процесса — это вытекающие из природы российской государственности теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные нормативные положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных норм, стадий и институтов и направляют процессуальную деятельность на достижение целей и задач уголовного судопроизводства.

Дискуссионным вопросом является проблема терминологического содержания тех или иных понятий, раскрывающих сущность рассматриваемого института уголовно-процессуального права. Так, например, многие авторы неоднократно рассматривали и сравнивали такие понятия, как ≪ жалоба≫, ≪ ходатайство≫, ≪ возражение≫ и т.п., делая попытку выявить наиболее приемлемый термин для использования.

Жалоба — устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Жалоба - это просьба лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит российским гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ.

Жалоба, с одной стороны, служит средством обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а с другой — является средством выявления нарушений уголовно-процессуального закона следователем, прокурором, судом на досудебном производстве. Жалоба есть основанное на законе обращение участвующих в уголовном процессе лиц к органу государственной власти, уполномоченному на ее прием, рассмотрение и разрешение, по поводу нарушения прав и законных интересов лица, допущенного органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, с требованием о его устранении.

Возражение — довод, мнение против чего-либо; выражение несогласия с чем-нибудь. С точки зрения А. И. Ушакова, возражение — это опровергающий довод, мотивированное несогласие с чем-нибудь. О. Ю. Ивлев полагает что возражение — обоснованное отрицание (отклонение) какой-либо мысли, положения, утверждения, предложения; высказывание, в котором выражается несогласие с кем-либо или с чем-либо; опровержение чьего-либо мнения или суждения. С юридической точки зрения, возражение как термин в широком смысле означает объяснения ответчика, направленные на ослабление позиций истца.

Термин ≪ ходатайство≫ многократно упоминается в уголовном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Предварительное расследование как процессуальная деятельность, происходящая «до суда», но и «для суда», что обусловливает необходимость судебного контроля действий и решений на досудебных стадиях производства по уголовному делу. Существует ряд оснований, при наличии которых допускается безотлагательная судебная проверка:

1) ограничиваются конституционные права и свободы личности;

2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений;

3) отсутствует прямая связь между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.

Безотлагательная судебная проверка осуществляется по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. Она не влечет приостановления ни производства по делу в целом, ни исполнения соответствующих решений или действий. Проверка ведется на основе представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия.

Ни Конституция, ни процессуальное законодательство не дают конкретного перечня действий (случаев бездействия) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан или затрагивают их интересы, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также по которым законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, статья 91 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» установлен исковой порядок прекращения экологически вредной деятельности по заявлениям граждан).

Положения статей 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию. Рассмотрение жалоб — форма как прямого, так и косвенного судебного контроля за несудебным (досудебным) производством.

Суд занимает центральное место в системе правоохранительных органов, он не стоит на защите ведомственных интересов. Судебная практика по делам о рассмотрении жалоб имеет целью устранение небрежности, натяжек, фальсификаций, отступлений от закона со стороны дознавателя, следователя, прокурора.

Обжалование процессуальных действий и решений рассматривается многими процессуалистами, в частности О. В. Химичевой, К. Ф. Гуценко, В. П. Божьевым и другими, как средство защиты в досудебном производстве по уголовным делам.

В досудебном производстве, содержание принципа права на обжалование процессуальных действий и решений реализуется в одном из средств осуществления процессуального контроля и надзора.

Предмет обжалования:

Не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Исходя из положений части 1 статьи 125 УПК РФ могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования.
В связи с этим судам следует иметь в виду, что по смыслу части 3 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке статьи 125 УПК РФ могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

Субъекты подачи жалобы:

По смыслу статей 123 и 125 УПК РФ жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.
Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103 УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Порядок рассмотрения жалобы:

Если жалоба неприемлема для рассмотрения в порядке ст. 125 (подана ненадлежащим лицом либо отсутствует необходимый предмет рассмотрения и т.д.), то суд принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения и разъясняет подателю возможность обжалования данного решения в апелляционном (кассационном) порядке.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Суд должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования (например, о приобщении к материалам уголовного дела денежных средств и признании их вещественными доказательствами)

Время начала судебного заседания определено закондателем недостаточно четко: "...не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы". При этом не разъясняется, какой момент имеется в виду - поступление жалобы в суд или к судье, который должен ее рассматривать. Не секрет, что на практике с момента поступления жалобы в канцелярию суда до передачи ее конкретному судье нередко проходит несколько дней. В результате 5-дневный срок рассмотрения жалобы фактически нарушается, однако стороны не могут предъявить претензий к судье, к которому жалоба поступила с опозданием. Представляется, что указанный срок должен исчисляться со дня поступления жалобы именно в суд как учреждение (в канцелярию суда и т.д.).

После открытия судебного заседания, разъяснения явившимся в судебное заседание их прав и обязанностей и обоснования заявителем своей жалобы на решение, действие или бездействие дознавателя, следователя или прокурора заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. При этом возможен допрос и вызванных по ходатайству участников судебного заседания свидетелей.

Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Изучаются представленные материалы. Участники выступают в прениях. Т.е. отстаивают свою позицию. Первый выступает заявитель. Сторонам предоставляется возможность выступить с репликой (небольшое высказывание после выступления оппонента).

Решения принимаемые судьей по результатам рассмотрения жалобы

Решение по жалобе принимается судом в совещательной комнате.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Если после назначения судебного заседания жалоба отозвана заявителем, либо будет установлено, что предварительное следствие окончено (дело направлено в суд) судья выносит постановление о прекращении производства по жалобе ввиду отсутствия повода для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего уголовное преследование.

При принятии решения судья не вправе давать правовую оценку действиям подозреваемого, а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела.

Предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем. Судья не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, отменять либо обязывать его отменить решение, признанное им незаконным или необоснованным.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.