Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славкинский лесозаготовительный комбинат.






В 1941 году на уже действующее предприятие в селе Славкино по переработке древесины из Подмосковья был эвакуирован Карачаровский завод. Перед руководством завода встала задача как можно скорее установить прибывшее оборудование и начать выпуск продукции для фронта. Вместе со станками прибыли рабочие завода, чтобы установить станки и научить работников завода управлять ими. Заводские цеха сооружались в зимних условиях. На морозе заливали фундамент и затем возводили стены цеха. Часть оборудования первое время работала под открытым небом. Работали сутками, чтобы как можно быстрее пустить оборудование.

Очевидцы вспоминают, что жили заводчане по заводскому гудку, который был своеобразным сигналом и на работу, и с работы домой: «Работать приходилось в две смены, без выходных и отпусков, по двенадцать часов в сутки. Выполняли заказ для фронта: изготавливали тарные ящики для снарядов и патронов, заготовки для понтонных мостов и сами понтонные мосты, шпалы и пиломатериалы». Всё это потом по узкоколейной дороге переправлялось на железнодорожную станцию Ключики». Очень остро встал вопрос о снабжении действующей армии большим количеством боеприпасов и различного военного снаряжения, которые подлежали упаковке в специально изготовленную деревянную тару (спецукопорку). На заводе выпускали тарные ящики для снарядов, фугасных бомб. На заводе работали женщины и подростки. Иногда не хватало роста, чтобы достать до станка. Тогда подростки подкладывали под ноги ящики. Самыми крупными изделиями, производимыми на заводе, стали понтонные мосты. «Это были огромные сооружения. Делали их из длинных брусьев, длиной несколько метров и высотой около двух метров. Напоминали они железнодорожные вагоны, должны были быть непотопляемыми. Для этого стены, пол и потолок пробивали просмоленными канатами и проверяли их качество путём заполнения этих ёмкостей родниковой водой. Понтонные мосты служили для переправы пехоты, артиллерии и танков через реки. Эти фрагменты моста называли плашкаутом. Отправляли их по узкоколейной дороге на железнодорожной платформе паровозом «кукушка», которая шла через Барановку, Давыдовку.

В военное время оборонное значение древесины неизмеримо возросло, и лесная индустрия практически стала важной отраслью военной промышленности. Сотни людей принимали участие в заготовке строительного материала для нужд фронта.

В 1942 году для нужд оборонной промышленности и для топлива заготавливалась древесина (круглый деловой лес и топливные дрова). Деловая древесина использовалась для изготовления шпал, которые были так необходимы фронту, второй сорт древесины шёл на топливо.

Особую важность в военные годы имела заготовка древесины для самолётостроения, лыжной и ложевой болванки. Для самолётостроения требовались высококачественные сосновые кряжи без сучков. Резко возросла потребность в специальной древесине для винтовочных и автоматных лож. Для их изготовления заготавливались берёзовые кряжи длиной 1, 5 метра и толщиной не менее 26 сантиметров.

Уже с начала войны стало ясно, что для ведения зимних боевых операций Красной Армии потребуется большое количество лыж для солдат и специальных лыж для перевозки пулемётов, миномётов и некоторых артиллерийских систем.

Для нужд фронта была организована работа по производству древесного угля. Для этого в центре села была вырыта угольная яма. Из берёзовых чурбаков делали уголь, который тоже отправляли в Ключики. В конце войны были сделаны еще две угольные ямы в лесу. В Зелёном доме артель плела рогожи. Весной драли лыко (кора липы), замачивали в воде. Осенью вытаскивали лыко из-под воды и обдирали. Потом клали на стропила и сушили. На специальных станах женщины ткали. Нормы не было. Но как только штук десять рогож выткут, так сразу грузили на подводы и отвозили в район.

В лесу собирали живицу, которая имела стратегическое значение. Смолу собирали женщины в вёдра. Затем перетаскивали её в бочки, которые потом вывозили на лошадях в Ключики, а затем переправляли в Сызрань.

Славкинский лесокомбинат в 1942 году возглавлял Зубилов.

Лесокомбинат имел подсобное хозяйство. Директор издал приказ по весенне-полевым работам посеять овес – 70 га, просо – 5 га, картофель – 5 га, овощей – 2 га. При л/к работал детский сад, коллективом руководила с февраля 1942 года Царевская Р.С.

Основной контингент рабочих составлял женский коллектив, подростки, пенсионеры. Пожилые люди часто не справлялись с обязанностями по состоянию здоровья. Кочегарами локомотива были девушки. Машинисты не имели достаточного опыта работы на паровозе. В пожарном депо, грузчики, лесопильном цехе, в конеобозе работали женщины. В обязанности работников конного обоза входило: сборка и смазка ходов, сбруи, уход за лошадьми. В сутки лошади получали 10 кг грубых кормов, 3 кг концентрата. В июле 1942 года главной задачей лесокомбината стояла заготовка сена для обоза в количестве 300 тонн. Не хватало лошадей. За недосмотр физического состояния лошадей (намин или ожог плеча, обтирание и чистка была обязательна) ездовые получали выговоры. Периодически лошади проходили визуальный осмотр. По распоряжению Управляющего трестом «Волгастройлес» с 3.10.1942 г ездовым конобоза выполняющим норму свыше 120% установлены были стахановские обеды и ужины, перевыполнившим норму – 3-е блюдо.

Рабочий день для первой смены начинался в 6 ч. утра, заканчивался в 18 часов, с часовым перерывом на обед, вторая смена заступала с 18-30 до 5-30 утра, с часовым перерывом на обед с 23-30 до 00-30. В связи с сокращением светового дня в осенне-зимний период и необходимости соблюдения правил технике безопасности на лесозаготовках устанавливался 8-часовой рабочий день: с 7 до 16 ч.

При Славкинском лесокомбинате работала школа ФЗО, мастером был Волков Ф.Н.

На вывозку лесоматериалов из лесокомбината присылали трудармейцев, но наблюдались нарушения: опаздывали, пропускали работу без уважительной причины, за что привлекались к уголовной ответственности согласно Указу от 26.06.1940 года. На лесокомбинате также работали командированные из Евлашевского ДОЗа по распоряжению треста «Волгостройлес».

В январе 1942 года вышел приказ о переводе с подсобных работ женщин и подростков на вывозку дров. В соответствии с приказом от 14.05.1942 года наркома торговли «О введении норм снабжения хлебом, занятых на вывозке и заготовке леса» установлено с 15.08.1942 года, для выполняющих норму выработки свыше 100 % - 900 гр. хлеба; выполняющих норму до 100 % - 800 гр; для не выполняющих – 600 гр. По условиям военного времени за прогулы, опоздания на работу, привлекались к уголовной ответственности.

В целях укрепления производственного аппарата Славкинского лесокомбината, выполняющего важные правительственные оборонные задания, заместителем директора переведен прибывший из аппарата треста по лесоэксплуатации Смирнов Г.А.

Станцию Ключики и Славкинский л/к соединяла узкоколейная ж/д, местные жители частенько добирались до Николаевки на груженых товарных платформах. Путь был недостаточно исправный, требовалась замена шпал. Была создана бригада для ремонта пути. О ходе ремонта каждый день докладывали директору л/к. часто работали без выходных, например, грузили дрова для Пензенской ж/д – нагрузить нужно 60 платформ в день! В такие дни устанавливался 11-часовой рабочий день для всех работников. На раскатке бревен также работали женщины.

За выполнение плана по выпуску спецукупорки рабочие премировались. Выпуск деталей спецукупорки не менее 39 000 шт. в сутки. Для выполнения плана работали в 2 смены на 2 станках.

В октябре 1942 года шла стройка узкоколейки в Неймановскую дачу. Строительство должно было закончиться 29.10.1942 года. В сроки не укладывались, поэтому была приостановлена работа лесоцеха и ДОЦ: работники переведены на строительство узкоколейки.

По постановлению Барановского и Николаевского районов в ноябре 1942 года была объявлена мобилизация населения на лесозаготовку. Из Николаевского района – 237чел., Барановского – 272 чел., 459- жителей села Славкино.

По приказу № 195, в целях ликвидации уравниловки в снабжении хорошо работающих и дальнейшего укрепления трудовой дисциплины, издан приказ о продаже в первую очередь по карточкам промышленных товаров (кроме хлеба) рабочим, выполнившим нормы выработки. Отпуск топлива (дров), стройматериалов (гвозди, пиломатериал) только рабочим перевыполняющим план.

В декабре 1942 года л/к принял со ст. Ключики эвакуированное оборудование, выделив для укомплектовки, смазки, укладки на хранение в соответствии с инструкцией хранения эвакуированного оборудования 4 человека.

С 13 июля 1941 года были введены проездные билеты по узкоколейной дороге для жителей, прилегающих к дороге сел. Продажа билетов проводилась через кассу лесокомбината. Дорога на большом протяжении защищалась от снежных заносов снегозадержательными щитами. За горюче-смазочными материалами ездили в г. Кузнецк на нефтебазу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.