Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оказании социальных услуг






ОСЕБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕГИОНЕ

ПОТРЕБНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ СРЕДНЕГО УРАЛА В

ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Потребление социальных услуг основывается на праве выбора клиента, формирует стиль и образ жизни клиента, провоцирует поступательный рост потребностей. Необходимый эффект потребления достигается при наличии факта самоактивизации клиента, мобилизации его внутреннего ресурса[1].

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые, с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Согласно данным проведённого исследования, женщины в большей степени, чем мужчины, нуждаются в социальных услугах, как и потребители, проживающие в сельской местности, в большей степени, нежели горожане.

При этом лишь 4, 93 % респондентов (N = 4037) указали, что им недостаточно тех услуг, которые предоставляют в учреждениях социального обслуживания населения, 21, 85% считают имеющийся перечень более-менее достаточным.

Таблица 15

Потребность клиентов в услугах (%) ( N=4500)

Вид услуг %
Социально-медицинские 81, 31
Социально-психологические 33, 89
Социально-педагогические 15, 64
Социально-экономические 21, 49
Социально-правовые 28, 78

По понятным причинам подавляющее большинство пожилых людей нуждается в социально-медицинских услугах.

Среди опрошенных 618 человек являются малообеспеченными получателями социальных услуг на дому и 230 человек являются малообеспеченными получатели социальных услуг в специальных учреждениях. Почти половине из них нужны социально-медицинские услуги.

Рисунок 10. Нуждаемость малообеспеченных в социальных услугах (%)

(N = 812)

В наибольшей степени пенсионеры нуждаются в следующих социально-бытовых услугах: покупка и доставка на дом продуктов питания - 53, 46 % опрошенных, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг - 49, 53 % и в получении льгот - 47, 33 %, доставка воды и дров, топка печей -44, 23 %. Следовательно, почти у половины пенсионеров имеются проблемы в обеспечении повседневной жизни (питание, отопление) и финансового порядка (недостаточность денежных средств).

Таблица 16

Степень нуждаемости пенсионеров в социально-бытовых услугах (%) (N=3644)

Наименование услуги Очень нуждаюсь Отчасти нуждаюсь Вообще не нуждаюсь
  Содействие в получении льгот 47, 33 28, 16 24, 52
  Предоставление транспорта 28, 13 32, 4 39, 47
  Покупка и доставка на дом продуктов питания 53, 46 16, 88 29, 67
  Содействие в приготовлении пищи 25, 68 22, 25 52, 07
  Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости   15, 53 73, 47
  Доставка воды и дров, топка печей 44, 23 22, 52 33, 23
  Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений 36, 75 27, 7 35, 54
  Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг 49, 53 17, 01 33, 46
  Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи 38, 33 26, 14 35, 53
  Сопровождение вне дома, в том числе к врачу 29, 28 33, 64 37, 07
  Создание условий отправления религиозных обрядов   15, 53 73, 47

 

Вместе с тем пожилые жители региона отметили, что они вообще не нуждаются в следующих социально-бытовых услугах: создание условий отправления религиозных обрядов - 73, 47 % респондентов, покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости - 73, 47 %, содействие в приготовлении пищи - 52, 07 %.

Отказ большинства пенсионеров от подобного рода услуг может быть объяснён, во-1, спецификой антирелигиозной политики, под воздействием которой у значительной части старшего поколения сформировались атеистические и религиозно индифферентные взгляды; во-2, промышленные товары первой необходимости, как правило, уже имеются у клиентов, либо у пенсионеров недостаточно средств для их приобретения; в-3, почти 60 % опрошенных отметили, что им оказывают помощь родные и близкие (внуки, родственники, соседи и т.д.).

При этом малообеспеченные (живущие за гранью бедности и те, у кого денег хватает только на питание) (N = 213), живущие нормально, но вынужденные экономить (N = 937), инвалиды (N = 1900), потенциальные клиенты (N = 171) по разному ответили на вопрос о том, в каких социально-бытовых услугах они очень нуждаются.

Вместе с тем, среди трёх наиболее востребованных услуг опрошенные указали – содействие в получении льгот, оплате жилья и коммунальных услуг, покупка и доставка на дом продуктов питания.

Таблица 17

Наиболее нужная социально-бытовая услуга: мнение пожилых (%)

Наименование услуги Малообеспеч. Эконом. Инвалиды Пот. клиенты
  Содействие в получении льгот 76, 42 39, 19 51, 90 40, 31
  Предоставление транспорта 38, 29 29, 76 31, 12 23, 14
  Покупка и доставка на дом продуктов питания 51, 67 52, 87 57, 46 56, 72
  Содействие в приготовлении пищи 19, 92 25, 43 28, 73 26, 77
  Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости 41, 32 39, 82 49, 39 46, 51
  Доставка воды и дров, топка печей 16, 53 27, 12 25, 53 19, 08
  Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений 36, 78 39, 35 39, 52 35, 34
  Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг 53, 52 44, 11 51, 33 56, 14
  Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи 47, 69 34, 09 44, 37 50, 47
  Сопровождение вне дома, в том числе к врачу 18, 18 28, 91 32, 59 29, 03
  Создание условий отправления религиозных обрядов 9, 42 9, 88 11, 83 11, 40

 

Исследование показало, что среди настоящих и потенциальных клиентов треть нуждается в получении санитарно-гигиенических услуг. Большинство респондентов указало, что постоянно нуждаются в проведении влажной уборки жилой площади (63, 78 %), почти одинаково востребованы: мытьё тела ( 44, 63 %), стрижка волос ( 43, 98 %) и пересмена постельного белья (43, 41 %).

Таблица 18

Нуждаемость пенсионеров в санитарно-гигиенических услугах (%) (N=1654)

Наименование услуги Постоянно нуждаюсь Иногда нуждаюсь Не нуждаюсь
  Мытье тела 44, 63 23, 97 31, 4
  Мытье головы 39, 42 27, 3 33, 28
  Стрижка волос 43, 98 33, 96 22, 06
  Обработка пролежней и опрелостей 19, 34 10, 9 69, 76
  Стрижка ногтей на ногах и руках 39, 51 28, 68 31, 81
  Пересмена постельного белья 43, 41 29, 03 27, 56
  Пересмена нательного белья 38, 14 23, 64 38, 22
  Сдача вещей в стирку, химчистку 38, 76 26, 06 35, 18
  Влажная уборка жилой площади 63, 78 23, 88 12, 34

Значительная часть опрошенных отметила, что не нуждаются в обработке пролежней и опрелостей (69, 76 %). Мнения по поводу нуждаемости/не нуждаемости в остальных санитарно-гигиенических услуг распределились в сопоставимых величинах.

46 % инвалидов указали, что им необходимы санитарно-гигиенические услуги. Из видов помощи наиболее востребована материальная помощь в натуральном виде (25, 42 %). Следует учесть, что нуждаемость в услугах сиделки минимальна – 5, 4 %, эти данные необходимо соотнести с ответами о потребности в стационарном уходе – 19, 2 % и об оказании помощи близкими (59, 79 %). Таким образом, инвалиды решение проблем повседневного ухода за собой связывают либо с размещением в стационарном учреждении, либо с поддержкой со стороны родственников, но не с услугами сиделки.

Таблица 19

Потребности инвалидов в помощи (%) N = 2031

Наименование вида помощи (%)
Предоставление материальной помощи в натуральном виде 25, 42
Предоставление временного приюта 7, 99
Услуги сиделки 5, 40
Стационарный уход 19, 20
Обеспечение средствами ухода 18, 34
Социальное такси 15, 71
Другая 7, 95

 

Анализ ответов сотрудников социальных учреждений и их клиентов показал, что работники КЦСОН и стационаров имеют достаточно четкое представление о тех услугах, которые требуются клиентам. Большинство респондентов полагает достаточным перечень услуг, предоставляемых пенсионерам в их учреждении.

Например, сотрудники КЦСОН справедливо считают, что клиентами наименее востребованы следующие услуги: создание условий отправления религиозных обрядов (0, 63 %); предоставление временного приюта (1, 89 %); другая 1, 31 % (наиболее часто указывались выписка больничных рецептов (7) и организация развлекательных мероприятий (5)).

Рисунок 11. Досточность услуг, предоставляемых в КЦСОН и стационарных учреждениях: мнение сотрудников (%) (N=422)

В ходе опроса было получено 10993 ответа от 4500 респондентов на вопрос о том, какие формы проведения досуга нравятся пенсионерам больше всего. Самыми востребованными формами стали просмотр телепередач и прослушивание радиопередач (56, 6 %), встречи с друзьями и знакомыми (28, 09 %), чтение (25, 8 %). Кроме того, было установлено, что чем старше респондент, тем больше он ориентируются на праздники, концерты и экскурсии как форму предпочтительного досуга.

Сотрудники стационарных учреждений в анкетах отмечали, что нужно активнее работать с клиентами, создавать клубы и кружки по интересам, приглашать артистов на концерты, проводить спортивные мероприятия, организовывать поездки в цирк и театр.

Таким образом, существует дифференциация потребностей в социальных услугах, что, в значительной мере, определяется состоянием здоровья и размером дохода пожилых людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.