Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы социального управления.






Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.

Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.

Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.

Экономика общества, организации в своем развитии проходит различные этапы, отягчающиеся масштабами и структурой, технической оснащенностью и формами организации, уровнем образования и культуры работающих. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов управления - показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации специалистов, руководителей производства.

Принципы управления - наиболее сознательная форма использования объективных законов общества в практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.

Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:

общие методологические принципы управления социальными процессами;

специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии;

организационные принципы социального управления;

частные принципы управления.

Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.

2.2. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами

Общими методологическими принципами научного управления мы называем принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.

К общим методологическим принципам мы отнесли:

конкретно-исторический подход;

системность;

комплексность;

сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;

социальный детерминизм;

взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов;

самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;

ориентация на прогрессивную перспективу.

Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.

Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.

Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.

Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.

Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.

2.3. Специфические методологические принципы социального управления

Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести:

объективность;

адресность и конкретность;

преемственность;

единство социальных целей, задач и средств;

научность.

Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.

Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.

Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.

2.4. Организационные принципы социального управления

Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:

принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;

принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;

территориально-отраслевой принцип, согласно которому в управлении необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым;

принцип единства хозяйственного и политического руководства;

принцип плановости;

принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;

принцип экономичности и эффективности управления;

принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации. Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;

принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);

принцип оптимальности (оптимальное сочетание централизации и децентрализации; оптимальное сочетание различных стилей управления - демократического, либерального и авторитарного; оптимальное сочетание формальных и неформальных функций и т.п.);

принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта.

Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;

принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности и субординации означает в системе управления недопущение перескакивания через иерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими органами и функциями.

2.5. Частные принципы социального управления

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:

принципы хозяйственного расчета;

принципы формирования потоков информации;

принципы организации заработной платы;

принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);

принципы формирования управленческих штатов и др.

Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа:

«В нашем отделе не принято опаздывать на работу»,

«Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества»,

«Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица»,

«Задания подчиненному выдавай только в письменном виде»,

«Уходя, не оставляй документы на столе» и т.д.

7.. Основные принципы социального управления. 1) Специализация. 2) Комплексность предполагает рациональное использование ресурсов для полноценной реализации возложенных задач или функций.3)Кооперативность-способность обеспечивать функц. взаимодействие между элементами системы, а также нбх связи с внешней средой для реализации целей соц. управления. 4)Функционально-обусловленное сочетание субординации и координации предполагает формирование орг. структуры в наиболее полной степени, обеспечивающей реализацию целей и задач системы управления. 5)Адаптивность систем управления – приспособляемость системы к изменяющимся условиям. 6)Возможность самоуправляемости системы.

8. Сущность социального управления в масштабах общества, региона, района, города, организации.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;

сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;

удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.

В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:

формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;

обеспечение экологической безопасности проживания населения;

социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.

9. Социальная сфера общ. жизни как совокупность социальных систем. Социальная сфера обществ. отношений – сфера взаимоотношений между людьми и соц. группами по поводу условий их жизнедеятельности. Это сфера обеспечения условий и форм сосуществования людей. См. билет № 20.

Сущность объекта социального управления. Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. С точки зрения элементарно-структурной объект социального управления - это люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы. С точки зрения функциональной объект социального управления составляет деятельность, поведение человека и социальных групп.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.