Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные параметры представления о «трудном» партнере-ученике и «трудном» партнере-коллеге до и после СПТ






 

 

Фактор Характеристики общения Ученик Коллега
До СПТ После СПТ До СПТ 1осле СПТ
           
ЭР 5. Застывшая поза, лицо партнера 9. Длительные паузы в речи партнера 13. Нежелание партнера под­держивать зрительный контакт 25. Несоответствие выраже­ния лица партнера его словам 33. Систематическое передви­жение партнера во время общения 57. Частые прикосновения партнера + + + + + + + + + + +
СП 2. Неумение партнера соотно-ситьдействия и поступки лю­дей с качествами их личности 6. Неумение партнера поста­вить себя на место другого человека 14. Ошибки партнера в оценке чувств и настроений другого человека 22. Стремление партнера отно­сить людей к определенному типу + +   + + + + + + +
СП 30. Стремление судить о человеке по его внешности 58. Стремление партнера оце­нивать людей на основе пред­ставлений, сложившихся в его окружении +   + + +
ОО 3. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне) 7. Подозрительное отношение к другому человеку (ко мне) 11. Неприязненное отношение к другому человеку (ко мне) 15. Властное отношение к дру­гим людям (ко мне) + + + + + + + + + + + + + + +

Окончание табл

           
  19. Высокомерное отношение к другим людям (ко мне) 27. Страх партнера быть смеш­ным в глазах других людей + + + + +
нд 4. Желание партнера больше говорить, чем слушать 8. Привычка партнера переби­вать разговор 12. Неумение партнера выйти из общения, вовремя его пре­кратить 16. Неумение партнера аргу­ментировать свои замечания и предложения 24. Стремление партнера зани­мать в общении ведущую пози­цию 28. Желание партнера навязать свою точку зрения. 60. Концентрация партнера на собственных чувствах и мыслях + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Из табличных данных следует, что в результате СПТ произо­шла динамика представлений об ученике и коллеге как о «труд­ных» партнерах в общении. Объем характеристик общения учени­ка и коллеги, оцениваемых до тренинга как затрудняющие про­цесс взаимодействия, уменьшился. Однако следует отметить раз­личный характер произошедшей динамики в оценках разных ро­левых позиций — ученика и коллеги. Наиболее динамичными в результате тренинга оказались представления об ученике как труд­ном партнере по сравнению с представлениями о коллеге. Объем характеристик общения ученика как затрудняющих взаимодействие уменьшился на 65 %. Максимальные изменения произошли в оцен­ках экспрессивно-речевых, социально-перцептивных характерис­тик общения, навыков взаимодействия. Практически неизменен­ными остались оценки характеристик отношений и обращений партнера; несмотря на то, что частота максимальных оценок этих характеристик как затрудняющих общение уменьшилась, она ос­талась в пределах 50 % уровня.

Таким образом, безразличное, подозрительное, неприязнен­ное, высокомерное отношение ученика продолжает затруднять общение педагога и после тренинга. Кроме этого, сензитивность

педагогов к экспрессивной стороне общения (невыразительное лицо и застывшая поза ученика) в целом снизилась, но осталась довольно высокой.

Анализ портретов «трудного» партнера-коллеги до и после тренинга позволяет увидеть иной характер произошедших из­менений. Общий объем оцениваемых характеристик коллеги как затрудняющих общение уменьшился только на 22%. Количе­ство экспрессивно-речевых и социально-перцептивных харак­теристик, оцениваемых как затрудняющие общение, уменьши­лось на 50 %. Снизилась сензитивность педагогов к частым при­косновениям партнера и несоответствию выражения лица парт­нера его словам, а также к стремлению коллеги типизировать людей. Таким образом, наиболее динамичными в процессе тре­нинга для обеих ролевых позиций (ученика и коллеги) оказа­лись оценки экспрессивно-речевых и социально-перцептивных характеристик общения как затрудняющих взаимодействие педа­гогов.

Особые различия мы видим в характере динамики характери­стик навыков взаимодействия: наблюдаются различия и в объе­ме оцениваемых характеристик, и в интенсивности их оценки. Если в портрете «трудного» партнера-ученика объем характери­стик, затрудняющих процесс общения, уменьшился на 80%, то в портрете «трудного» партнера-коллеги — на 14%. Аналогичная картина наблюдается и в отношении динамики интенсивности оценки навыков взаимодействия. Интенсивность оценок оставших­ся 20% характеристик данной группы в портрете «трудного» уче­ника уменьшилась на 28 %, а интенсивность оценок оставшихся 86 % характеристик в портрете «трудного» коллеги уменьшилась на 3, 5%.

Таким образом, в результате тренинга представления педаго­гов о «вкладе» ученика в затрудненность процесса общения умень­шается в гораздо большей степени, чем представления о коллеге. Это можно объяснить тем, что навыки взаимодействия в профес­сиональной деятельности педагогов являются частью их педаго­гического мастерства, что повышает чувствительность и стабиль­ность требований именно к этой группе характеристик общения в сравнении с оценкой ученика.

Анализ содержания представлений о другом (ученике, колле­ге) как «трудном» партнере общения после СПТ приводит к вы­воду о том, что они значимо различаются. Коллега и ученик как «трудные» партнеры общения характеризуются посредством раз­личных наборов признаков их общения.

Обобщенное представление о коллеге как «трудном» партнере общения включает следующие характеристики: застывшие лицо и поза, нежелание поддерживать зрительный контакт, неумение со-

относить действия и поступки людей с качествами их личности, неумение ставить себя на место другого, ошибки в оценке чувств и настроений другого человека, стремление судить о человеке по его внешности, подозрительное, властное, неприязненное, высокомерное, безразличное отношение к другому человеку, же­лание больше говорить, чем слушать, привычка перебивать раз­говор, неумение выйти из общения, неумение аргументировать свои замечания и предложения, желание навязать свою точку зрения, концентрация на собственных чувствах и мыслях. Обоб­щенное представление об ученике как «трудном» партнере обще­ния наполнено следующими характеристиками: застывшая поза и неподвижное лицо, безразличное, подозрительное, неприяз­ненное, высокомерное отношение, привычка перебивать разго­вор. Сравнение содержания этих портретов приводит к выводу о том, что педагоги «смягчают» свои требования к общению уче­ников после СПТ.

Рассмотрим особенности изменения представлений о себе как «трудном» партнере общения, произошедших в процессе СПТ (табл. 6).

Таблица 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.