Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕНИЯ. Для определения структуры отношений личности — субъекта затрудненного и незатрудненного общения были адаптированы шкалы межличностных отношений






Для определения структуры отношений личности — субъекта затрудненного и незатрудненного общения были адаптированы шкалы межличностных отношений, разработанные в отечествен­ной и зарубежной психологии. Предлагаемый набор методик диа­гностирует основной спектр отношений. Модели структуры отно­шений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения представлены в главе 7. При подборе шкал межличност­ных отношений учитывалась двухлолюсность шкалы с тем, чтобы виды отношений с отрицательным и положительным знаком были представлены в равной степени. Набор методик" включает следую­щие шкалы, приведенные в статье американских психологов [261]:

1. «Шкала принятия других» Фейя, направленная на изучение степени интенсивности отношений принятия других людей. Ме­тодика представляет собой опросник, состоящий из 18 утвержде­ний. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к утверж­дениям с помощью шкалы, имеющей 5 градаций: «всегда», «час­то», «иногда», «редко», «никогда». Показателем интенсивности вы­раженности отношений принятия — непринятия выступает сум­ма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 18 утверждений с использованием ключа.

2. «Шкала враждебности» Кука-Медлей, разработанная для из­мерения интенсивности отношений враждебности, агрессивно­сти и подозрительности [114]. Методика содержит 27 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к этим утверж­дениям, пользуясь шкалой, имеющей 6 градаций: «всегда», «час­то», «иногда», «случайно», «редко», «никогда». Уровень интен-

" Методики переведены и адаптированы Ю.А. Менджерицкой.

сивности враждебности, подозрительности и агрессивности под-считывается с помощью ключа, прилагающегося к методике.

3. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла, применяемая для диагностики степени интенсивности отношений доброжелатель­ности к другим людям. Методика представляет собой опросник, состоящий из 8 пар утверждений. Каждая такая пара содержит утверждение, отражающее доброжелательное и недоброжелатель­ное отношение к другим людям. Испытуемым необходимо выбрать одно утверждение, с которым они были наиболее согласны. Для этого предлагается шкала, состоящая из 5 градаций: «полностью согласен с утверждением «А», «скорее согласен с утверждением «А», чем с утверждением «Б», «не знаю», «скорее согласен с ут­верждением «Б», чем с утверждением «А», «полностью согласен с утверждением «Б». Показателем интенсивности выраженности отношения доброжелательности выступает сумма баллов, соот­ветствующая количеству выборов утверждений, отражающих доб­рожелательное отношение. Соответственно показателем интенсив­ности недоброжелательности является сумма баллов, соответству­ющая количеству выборов утверждений, отражающих недоброже­лательное отношение.

4. «Шкала доверия» Розенберга, направленная на изучение уров­ня доверия к другим людям, их доброте, честности, помощи. Ме­тодика представляет собой опросник, состоящий из 3 пар утверж­дений. Каждая пара содержит утверждение, отражающее доверие или недоверие к другим людям. Участникам исследования необхо­димо выбрать одно утверждение, с которым они наиболее соглас­ны. Для этого предлагалась шкала, состоящая из 5 градаций: «пол­ностью согласен с утверждением «А», «скорее согласен с утверж­дением «А», чем с утверждением «Б», «не знаю», «скорее согла­сен с утверждением «Б», чем с утверждением «А», «полностью согласен с утверждением «Б». Показателем интенсивности дове­рия является сумма баллов, соответствующая количеству выборов утверждений, отражающих доверие, а показателем интенсивно­сти недоверия — сумма баллов, соответствующая количеству вы­боров утверждений, отражающих недоверие.

5. «Шкала манипулятивного отношения» Банта, разработанная для определения того, насколько человек расположен выражать манипулятивное отношение к другим. Методика представляет со­бой опросник, состоящий из 20 утверждений. Испытуемым необ­ходимо выразить свое отношение к утверждениям с помощью шкалы, состоящей из 5 градаций: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Показателем интенсивности манипулятивно­го отношения выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 20 утверждений с использованием ключа.

6. «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптиро­ванный А.А.Рукавишниковым [157], позволяет оценить харак­терные для человека межличностные отношения: доминирова­ние — подчинение, заинтересованность — незаинтересованность, эмоциональная близость — отчужденность. Опросник состоит из 54 утверждений, описывающих ситуации социального взаимодей­ствия. Участнику исследования предлагается выразить свое отно­шение к утверждениям на основе 6-балльной оценочной шкалы. Полученные показатели переводятся в баллы, позволяющие оп­ределить уровень выраженности того или иного вида отношения.

Для определения социально-психологического статуса лично­сти, обладающей определенной структурой отношений, рекомен­дуем использовать вариант социометрической процедуры. Она вклю­чает следующие вопросы: «С кем из членов группы вам легко об­щаться, кто редко создает «трения», непонимание и конфликты в общении?» и «С кем из членов группы вам трудно общаться, кто часто создает «трения», непонимание и конфликты в общении?» Социометрический статус «субъект затрудненного — незатрудненно­го общения» определяется по формуле: Сi= Ri/n-1, где Сi — по­зитивный (негативный) социометрический статус, Ri — получен­ные i-членом позитивные (негативные) выборы, п — количество членов группы. Каждому участнику социометрической процедуры предлагается сделать три выбора по предложенным критериям.

Ниже приводятся тексты опросников и способы их обработки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.