Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И незатрудненного общения. В этом разделе книги будут описаны отношения к другому с целью диагностики субъектов затрудненного и незатрудненного общения.






В этом разделе книги будут описаны отношения к другому с целью диагностики субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

Чтобы показать важность того или иного вида отношений к другому при характеристике типов субъекта общения, были со­ставлены таблицы, в которых видам отношений были присвое­ны ранги в зависимости от частоты их упоминания в литературе. В табл. 1 указывается ранг отношения к другому, свойственного субъекту затрудненного общения. Виды отношений, имеющие близкое психологическое значение, были объединены в группы.

Таблица 1 Виды отношений к другому субъекта затрудненного общения

Ранг частоты упоминания в литературе Вид отношений к другому субъекта затрудненного общения
   
  Враждебность
  Недоверие
  Подозрительность
  Ненависть, антипатия, негативизм
  Неприятие, нетерпимость
     
  Агрессивность  
  Отчужденность, отдаленность, дистантность  
  Игнорирование, безразличие, равнодушие, невнимание  
  Доминирование, подавление, власть, контроль  
  Психологическая эксплуатация, манипуляция  
  Высокомерие  
  Пассивность  
  Мстительность  
  Требовательность  
  Закрытость  
  Зависть  
  Конкуренция  
  Обесценивание  
  Неуважение  
       

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что субъект затрудненного общения может быть описан через сово­купность 19 различных отношений к другому. Наиболее существен­ными для диагностики субъекта затрудненного общения являют­ся те виды отношений, которые имеют ранг от 1 до 9. Модель струк­туры отношений субъекта затрудненного общения включает такие отношения к другому, как: 1) враждебность; 2) недоверие; 3) по­дозрительность; 4) ненависть, антипатия, негативизм; 5) неприя­тие, нетерпимость; 6) агрессивность; 7) отчужденность, отда­ленность, дистантность; 8) игнорирование, безразличие, равно­душие, невнимание; 9) доминирование, подавление, власть, кон­троль.

В табл. 2, как и в табл. 1, указывается ранг отношения к друго­му, свойственного субъекту незатрудненного общения. Виды от­ношений, имеющие близкое психологическое значение, также объединены в группы.

Из табл. 2 следует, что субъект незатрудненного общения мо­жет быть описан через совокупность 12 различных отношений к другому. Наиболее существенными для диагностики субъекта не-

Окончание таблицы

затрудненного общения выступают отношения, имеющие ранг от 1 до 4. Модель структуры отношений субъекта незатрудненного общения включает такие отношения к другому, как: 1) симпатия; 2) доверие; 3) принятие, терпимость; 4) заинтересованность, внимание; 5) эмоциональная близость; 6) одобрение; 7) уваже­ние; 8) поддержка, 9) подчинение.

Таблица 2 Виды отношений к другому субъекта незатрудненного общения

Ранг частоты упоминания в литературе Вид отношений к другому субъекта незатрудненного общения
  Симпатия
  Доверие
  Принятие, терпимость
  Заинтересованность, внимание
  Эмоциональная близость
  Одобрение
  Уважение
  Подчинение
  Поддержка
  Открытость
  Признание ценности другого
  Ответственность

Проведенный анализ видов отношений к другому и составлен­ные модели структуры отношений субъектов затрудненного и не­затрудненного общения свидетельствуют, во-первых, о различ­ном числе отношений к другому, с помощью которых можно оха­рактеризовать личность субъекта затрудненного и незатрудненно­го общения, во-вторых, об отсутствии однозначного ответа на вопрос о том, являются ли виды отношений, составляющие раз­ные теоретические модели, по своему психологическому значе­нию противоположными.

Выделенные виды отношений, входящие в разные модели, необходимо проанализировать на основе параметров, которые обычно используются для измерения и сравнения различных ви­дов отношений. Традиционно изучаемыми являются знак, модаль-

ность, интенсивность, дифференцированность, осознанность, на­правленность отношений. Чаще всего рассматривается соотноше­ние таких параметров, как знак, интенсивность и модальность. Для сравнительного анализа созданных моделей структуры отно­шений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного об­щения акцент делается на рассмотрении соотношения этих трех параметров (знак, интенсивность и модальность). Под знаком по­нимается параметр, в котором отражается качество позитивности или негативности отношений. Интенсивность трактуется как ко­личественный параметр, показывающий силу выраженности от­ношения. Модальность понимается как качественные особенно­сти отношения, демонстрирующие его психологическое содержа­ние. Авторы многих работ подчеркивают, что модальность являет­ся системообразующим параметром, так как в ней выражают себя знак и интенсивность, обретая конкретность в силе выраженно­сти отношений, принадлежащих к позитивному или негативному полюсу.

Существует несколько вариантов классификации отношений в зависимости от их модальности. Так, В. Н. Мясищев выделяет две группы отношений: 1) отношения вражды, в которые входят ан­типатия, неприязнь или ненависть, и 2) отношения дружбы, со­стоящие из симпатии, привязанности и любви.

В исследовании В. В. Сталина и Н. И. Голосовой [170] отноше­ния делятся на две группы в зависимости от преобладания эмоци­онального или поведенческого содержания. В каждой группе выде­ляются три оси. Так, эмоциональные отношения раскрываются в 1) симпатии—антипатии, 2) уважении —неуважении, 3) близо­сти—отдаленности. Отношения, в которых заложен поведенческий аспект, выражаются в 1) доминировании —подчинении, 2) зависи­мости—независимости, 3) сотрудничестве — конкуренции.

В концепции В. Шутца [157] также выделяются три оси отно­шений: 1) отношения включенности в социальный контекст (ин­терес, вовлеченность, участие, внимание) и выключенности из социального контекста (игнорирование, отдаленность, невнима­ние); 2) отношения контроля (доминирование, влияние, подав­ление) и подчинения контролю (пассивность, безответственность); 3) отношения эмоциональной близости (дружба, поддержка, при­нятие, симпатия) и эмоциональной холодности (неприязнь, ан­типатия, враждебность).

В работах А. Кроник и Е. Кроник [88] предлагается классифи­кация отношений на основе трех измерений, отличающихся пси­хологическим содержанием, — «дистанции», «позиции» и «ва­лентности». По мнению этих авторов, к координате «дистанция» относятся близкие отношения (мы) и далекие отношения (они), к координате «позиция» — отношения сверху, уважения (ты) и

отношения снизу, неуважения (вы), к координате «валентность» — позитивные отношения, симпатия (свои) и негативные отно­шения, антипатия (чужие). В свою очередь, в измерение «пози­ция» также включаются отношения доминирования — подчине­ния, в измерение «валентность» — доброжелательность — враж­дебность, а в измерение «дистанция» — привязанность — авто­номность.

Наиболее адекватным диагностическим целям будет совмеще­ние классификаций, разработанных вышеперечисленными авто­рами. Несмотря на различие в обозначении осей координат, изме­рений отношений, они сходны по содержанию. Так, виды отно­шений, входящие в измерение «дистанция», по своему психоло­гическому значению сходны с отношениями, составляющими включенность в социальный контекст — выключенность из соци­ального контекста, зависимость — независимость, привязанность-автономность. Измерение «позиция» содержит те же отношения, что и контроль — подчинение, доминирование — подчинение, уважение — неуважение. Измерение «валентность» состоит из от­ношений, близких по своему психологическому содержанию к от­ношениям эмоциональная близость — эмоциональная холодность, симпатия — антипатия, доброжелательность — враждебность.

Чтобы сохранить положительное содержание каждой из клас­сификаций при их совмещении и наиболее полно продемонстри­ровать проявление показателей знака и интенсивности в связи с содержанием отношений, необходимо оставить название осей-из­мерений, предложенное А. Кроник, Е. Кроник и Р. Мюллюниеми (дистанция, позиция, валентность), и дополнить их отноше­ниями, рассмотренными другими исследователями.

Таким образом, отношения, входящие в модель отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения к другому, име­ют следующие измерения: 1) измерение «дистанция», на одном полюсе которого располагаются отношения включенности (при­вязанность, интерес), а на другом — отношения выключенности (отстраненность, автономность, отчужденность); 2) измерение «позиция», один полюс которого состоит из отношений контро­ля (доминирование, власть, подавление), а другой — из отноше­ний подчинения (пассивность, безынициативность); 3) измере­ние «валентность», включающее полюса эмоциональной близо­сти (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение) и эмоциональной холодности (враждебность, негативизм, подозри­тельность, неприязнь).

В содержательном плане отношения, составляющие модель структуры отношений субъекта затрудненного общения к другому, представлены: 1) отношениями полюса выключенности оси-из­мерения «дистанция» — это недоверие, отчужденность, отдаленность, равнодушие, безразличие; 2) отношениями полюса контроля оси-измерения «позиция» — это подавление, доминирова­ние, власть, психологическая эксплуатация и манипулирование; 3) отношениями полюса эмоциональной холодности оси-изме­рения «валентность» — это подозрительность, враждебность, не­принятие, негативизм, агрессивность. Отношения к другому, ха­рактеризующие субъекта затрудненного общения, имеют разную интенсивность и группируются вокруг полюсов осей-измерений «дистанция», «позиция», «валентность», имеющих отрицательный знак.

Отношения к другому, составляющие теоретическую модель структуры отношений к другому субъекта незатрудненного обще­ния, представлены: 1) отношениями полюса включенности оси-измерения «дистанция» — это внимание, интерес, доверие; 2) отно­шениями, принадлежащими как к полюсу контроля, так и к по­люсу подчинения оси-измерения «позиция», — это уважение, под­держка, подчинение; 3) отношениями полюса эмоциональной близости оси-измерения «валентность» — это симпатия, добро­желательность, одобрение, принятие.

Итак, отношения к другому, характеризующие субъекта не­затрудненного общения, группируются вокруг полюсов осей-из­мерений «дистанция» и «валентность», имеющих положительный знак. Отношения, составляющие ось-измерение «позиция», груп­пируются вокруг полюсов как с положительным, так и с отрица­тельным знаком.

Проведенный анализ позволяет заключить, что составленные теоретические модели структуры отношений субъекта затруднен­ного и незатрудненного общения гомогенны и идентичны друг другу, так как входящие в них виды отношений к другому одина­ково представлены в трех измерениях модальности отношений. Различия заключаются в знаке полюсов осей-измерений, на ко­торых располагаются отношения.

Принимая во внимание, что субъект затрудненного и неза­трудненного общения рассматривается как активный и деятель­ный индивид, вносящий изменения во взаимодействие и обще­ние с другими людьми и соответственно в развитие их личности, проявление его отношений имеет различную интенсивность. Еще А. Ф. Лазурский указывал на то, что отношения отличаются по степени осуществления их в жизнедеятельности. В. Н. Мясищев обозначил этот параметр как «форма обращения», стремясь пока­зать факт изменений в поведении, обусловленный отношениями. Он писал, что степень активности отношений, с одной стороны, может проявиться как простая эмоциональная реакция, а с дру­гой стороны, может выразиться в активном действии, направлен­ном на изменение окружения личности. По его мнению, наиболее

высокая степень активности — это общественно значимый посту­пок, который может иметь как просоциальную, так и антисоци­альную направленность. Л. И. Анцыферова ввела критерий степе­ни актуализации отношений в жизнедеятельности, разделяя отно­шения на актуальные и потенциальные. Н. Н. Обозов, рассматри­вая функции отношений как один из параметров их изучения, обратил внимание на результат, к которому приводят отношения. В соответствии с этим он различает отношения, ведущие к дест­руктивному исходу, и отношения, способствующие созидатель­ному развитию.

Таким образом, параметр, отражающий силу проявления от­ношений в действиях, поступках, формах обращения, указывает на степень их актуализации в жизнедеятельности. В рамках пробле­мы затрудненного общения и субъекта затрудненного — неза­трудненного общения название данного параметра трансформи­руется в степень проявления отношений к другому в реальном общении в виде способов обращения и поведенческих актов: сбо­ев, трений, конфликтов, изменяющих общение в направлении деформаций и разрушения, или сотрудничества, диалога, содей­ствия, изменяющих общение в направлении его развития и опти­мизации.

Итак, анализ особенностей отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения к другому показал, во-первых, что для диагностики этих отношений необходимо использовать такие параметры, как знак, модальность и интенсивность.

Во-вторых, отношения субъекта затрудненного общения к дру­гому обладают разной интенсивностью и располагаются на полю­сах осей-измерений «дистанция», «позиция», «валентность», име­ющих отрицательный знак.

В-третьих, отношения субъекта незатрудненного общения к другому характеризуются разной интенсивностью и находятся на полюсах осей-измерений «дистанция» и «валентность», имеющих положительный знак, в то время как отношения, составляющие ось-измерение «позиция», располагаются на полюсах как с поло­жительным, так и с отрицательным знаком.

В-четвертых, модели структуры отношений субъектов затруд­ненного и незатрудненного общения являются гомогенными и идентичными, составляющие их отношения входят в одинаковые оси-измерения — «дистанция», «позиция», «валентность» — и от­личаются положительным или отрицательным знаком.

В-пятых, совмещение содержательных параметров и парамет­ров активности при рассмотрении отношений субъекта затруд­ненного — незатрудненного общения позволяет рассматривать сте­пень актуализации отношений в действиях как степень психоло­гических последствий изменения общения и развития личности.

В-шестых, модель структуры отношений субъекта затруднен­ного общения включает виды отношений, характерных для мас­кулинного способа общения (доминантность, враждебность, не­доверие, агрессивность, отчужденность, дистантность, контроль).

В-седьмых, теоретическая модель структуры отношений субъек­та незатрудненного общения включает виды отношений, харак­терных для фемининного способа общения (доверие, терпимость, доброжелательность, дружелюбие, открытость, подчинение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.