Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: О том, с какого возраста считается действительным слушание хадиса малолетним.






Хадис № 67 (76)

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда я еще не достиг своего совершеннолетия, я приехал верхом на ослице в Мину [во время Прощального хаджа], где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [стоял] совершая молитву [с людьми], и перед ним не было стены*. И я проехал /верхом на осле/ перед частью ряда /молившихся/ [затем сошел /с осла/] и отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду (в одной из версий: «...и я встал в ряд с людьми, за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), и [никто] не высказал мне порицания».

*Примечание: шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, говорил о том, что добавка в хадисе «перед которым не было стены», во-первых, не указывает на отсутствие преграды (сутры), как на это указывает понимание имама аль-Бухари, который привел этот хадис под главой: «Сутра имама является сутрой для того, кто стоит за ним. Так же на это указывает версия хадиса, упомянутая Ибн Хуземой, в которой сказано, что перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, стояла палка с загнутым крючком на конце (аъназа).

Во-вторых, добавка « перед которым не было стены» является недостоверной (шазза).

В-третьих, ошибся тот, кто говорил о том, что этот хадис, в таком виде согласован (муттафакъун аляйхи) и тот, кто сказал о том, что его передали все шесть признанных мухаддисов (джамаъа), так как большинство авторов сборников не привели это добавку по причине ее недостоверности. Подробнее смотрите в «Сильсиля даъифа» (5814).

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на то, что маленький, несовершеннолетний ребенок считается тем, чье слушание (самаъа) является действительным, также к этой категории относится нечестивец и неверующий. Однако все разногласие в том, что является ли совершенолетие (компетенция) условием в передаче сообщения, а не в его ношении (тахаммуль).

2. В хадисе указание на то, что сутра имама является сутрой для тех, кто молится за ним.

3. В хадисе указание на дозволенность проходить между рядами во время коллективной молитвы.

4. В хадисе указание на стремление детей предшественников к поклонению и благим делам, не говоря о взрослых из их числа.

5. В хадисе указание на дозволенность давать предпочтение перевешивающей пользе («масляха») (вхождение в молитву) над легким предполагаемым вредом («мафсада хафифа мазнуна») (прохождение перед молящимся), что является исключением из общеизвестного правила: «Отвращению вреда дается предпочтение над совершением того, в чем есть польза».

6. В хадисе указание на то, что отсутствие порицания является доводом на дозволенность. Однако это обусловлено:

а - отсутствием препятствия для возможного порицающего высказать свое порицание,

б - наличием доказательств того, что возможному порицающему было известно о порицаемом.

 

Хадис № 68 (77)

Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на достоинство Махмуда ибн Раби‘а.

2. В хадисе указание на то, что Махмуд действительно был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передавал от него хадисы.

3. В хадисе указание на законность брать взрослым своих детей с собой на уроки («маджалис ильм»).

4. В хадисе указание на то, что если ребенок начал понимать и видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он считается сподвижником.

5. В хадисе указание на дозволенность носить сообщение (тахаммуль) и действительность слушания (симаъ) разумеющим ребенком.

6. В хадисе указание на желательность правителям и ученым посещать своих подчиненных, сподвижников и учеников в их домах и играть с их детьми.

7. В хадисе указание на желательность нахождения детей с взрослыми и на то, что это полезней для их воспитания и для того, чтобы они учились нравам у взрослых.

8. В хадисе указание на важность того, чтобы ребенок, слушающий хадис был разумным (мумайяз), а также на то, что при слушании хадиса берется во внимание понимание его смысла, а не возраст.

9. В хадисе указание на похвальность игры с детьми.

10. В хадисе указание на чистоту слюни человека.

11. В хадисе указание на дозволенность совершать омовение использованной водой. (Как на это укажет аль-Бухари в одной из глав этого сборника).

 

Пропущенная глава в «Мухтасаре» (в оригинале Глава 19: О выходе (хурудж) в поисках знаний).

Джабир ибн Абдуллах рассказывал о том, что ему рассказали хадис от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «И я купил верблюда, и отправился на нем в путь длиной в один месяц, пока не доехал до Шама, до Абдуллаха ибн Унейса. Там я отправил (человека к Абдуллаху ибн Унейсу) с посланием о том, что «Джабир ожидает тебя у /твоих/ дверей». Передавший весть вернулся и спросил: «Джабир ибн Абдуллах?» Я ответил: «Да». (И тогда) Абдуллах ибн Унейс вышел и обнял меня.

Я сказал: «До меня дошел хадис, который я не слышал ранее. Я побоялся, что или я умру, или умрешь ты (т.е. не услышу его от тебя)». Он сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах соберет рабов (или людей) голыми, с крайней плотью (т.е. необрезанными) и бухман». Мы спросили: «Что такое бухман?» Пророк сказал: «То есть у него ничего не будет. Затем Он обратится к ним голосом, который будет слышать тот, кто далек (и мне кажется, что он сказал: «...также как будет слышать его тот, кто близок...») и скажет: «Я Царь! Никто из обитателей Рая не войдет в Рай, пока не возместит (за притеснение) обита­телям Ада. Также никто из обитателей Ада, не войдет в Ад, до тех пор, пока не возместит (за притеснение) обитателям Рая». Я сказал: «Как это возможно? Ведь мы предстанем перед Аллахом голыми, без всякой вещи». Он сказал: «Благими деяниями и грехами»».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на требование высоты иснада.

2. В хадисе указание на достоинство выхода (хурудж) в путь в поисках знаний.

3. В хадисе указание на то, что следует быть осторожным в изучении Сунны.

4. В хадисе указание на силу стремления саляфов к требованию знаний, изучению Сунны и на то, какие трудности они испытывали на этом пути.

5. В хадисе указание на страх саляфов упустить что-то из знаний до того, как их постигнет смерть.

6. В хадисе указание на то, что не следует относиться халатно ни к какому знанию, и на то, что какими бы незначительными они не казались, они являются великими.

7. В хадисе указание на дозволенность обнимать того, кто прибыл издалека.

8. В хадисе указание на дозволенность обнимать мужчине мужчину.

9. В хадисе указание на то, что приверженцы хадисов взяли самый лучший удел в знаниях.

10. В хадисе указание на такой атрибут Аллаха, как Речь. И на то, что под речью понимается голос и звуки со смыслом.

11. В хадисе указание на то, в каком положении воскреснут рабы Аллаха в Судный день.

12. В хадисе предостережение от притеснения (зульм) людей.

13. В хадисе указание на то, что расчет в Судный день будет произведен благими деяниями и грехами.

 

Примечание:

Также в этой главе был приведен хадис Мусы и Хидра. Он будет приведен под номером (101).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.