Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: Завидовать следует знанию и мудрости.






Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Учитесь (тафаккъаху) до того, как станете правителями». Абу Абдуллах /аль-Бухари/ говорил: «И после того, как станете правителями. Ведь сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились даже после того, как достигли преклонного возраста».

 

Хадис № 65 (73)

 

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме /обладающих/ двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное ; и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает (или судит) сообразно ей и обучает ей /другим/” ».

В другой версии вместо мудрости сказано: «... человеку, которому Аллах даровал Коран и который живет в соответствии с ним ночью и днём».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на дозволенность желать что-то, чем обладает другой человек, из благ, связанных миром Вечным, не желая при этом того, чтобы он лишился этого. Иначе это будет запретной завистью в любом случае.

2. В хадисе указание на достоинства знаний и их почет.

3. В хадисе указание на то, что следует отдавать все силы на поиск, изучение и понимание знаний из Корана и Сунны, до того, как появятся какие-то причины, которые могут помешать требовать их.

4. В хадисе указание на то, что следует искать знания до того, как появятся какие-то дела, которые могут стать помехой для требования знаний.

5. В хадисе указание на то, что возраст не является причиной оставления требований знаний.

6. В хадисе указание на то, что знания сами по себе не являются целью, однако знания это причина (средство), а целью же являются дела, на что указывают слова «поступает сообразно ей и обучает ей (другим)» или «который живет в соответствии с ним ночью и днём».

7. В хадисе побуждение к требованию знаний.

8. В хадисе побуждение обучать людей религии и указание на то, что это является одним из угодных Аллаху дел.

9. В хадисе указание на запрет проявлять высокомерие по причине знаний.

10. В хадисе указание на то, что суд (принятие решений) должно строиться на Коране и Сунне, а не на голословных мнениях мазхабов, законах, придуманных людьми, или на каких-либо обычаях.

11. В хадисе указание на то, что зависть бывает двух видов: дозволенная и запретная.

12. В хадисе указание на то, что основа в зависти запрет.

13. В хадисе указание на похвальность состязания в благих делах.

14. В хадисе указание на достоинство Корана.

15. В хадисе указание на то, что знания и мудрость это дар Аллаха.

16. В хадисе побуждение просить знания у Того, Кто ими наделяет.

17. В хадисе указание на достоинство наличия богатства, если оно направляется и тратится на угодные Аллаху цели и дела.

18. В хадисе указание на достоинство расходовать имущество на пути Аллаха.

19. В хадисе указание на то, что следует изучать, как правильно расходовать имущество, перед тем, как начать его расходовать. И таким же образом во всех вопросах религии.

20. В хадисе указание на то, что зависть бывает дозволенной и запретной.

21. В хадисе указание на достоинство того, кто живет в соответствии с Кораном и Сунной, как при людях, так и наедине.

 

Глава: Что было упомянуто об отправке Мусы, да благословит его Аллах и приветствует, к Хидру в сторону моря, и его словах:

ه َ ل ْ أ َ ت ّ َ ب ِ ع ُ ك َ ع َ ل َ ى أ َ ن ت ُ ع َ ل ّ ِ م َ ن ِ م ِ م ّ َ ا ع ُ ل ّ ِ م ْ ت َ ر ُ ش ْ د ا ً

«Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня Прямому пути и тому, чему ты обучен?»

В главе также был приведен хадис об истории Мусы и Хидра. Он будет приведен под номером (101).

Глава: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, научи его Книге!»

Хадис № 66 (75)

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «/Однажды/ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял меня [/прижал/ к своей груди] и сказал: “О Аллах, научи его Книге! (в версии: «...Мудрости /«аль-Хикма»/...») [Хикма – правильность /понимания/ без пророчества]”».

 

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на дозволенность обнимать детей из милосердия и любви к ним.

2. В хадисе указание на то, что понимание религии должно опираться на Коран и Сунну, и фикх, а также на то, что пользу следует извлекать только из них.

3. В хадисе указание на желательность делать за детей дуа вышеприведенного содержания, особенно если в них проявляется одаренность (талант).

4. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

5. В хадисе указание на одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как на это указывает известная история Умара с Ибн Аббасом.

6. В хадисе указание на достоинство знаний и их понимания.

7. В хадисе указание на то, что под словами «изучение Книги» подразумевается понимание Корана, а не просто обучение таджвиду, как многие люди понимают это из хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему другого».

8. В хадисе указание на необходимость воздаяния добром за добро, так как причиной этой мольбы Пророка, да благословит иего Аллах и приветствует, было то, что Ибн Аббас принес ему воду для омовения, хотя он и не просил его об этом.

9. В хадисе указание на достоинство служения обладателям знаний.

10. В хадисе указание на важность постоянного пребывания рядом с учеными. Ведь они могут научить такого человека тому, чему не учили других (к примеру, хадис Муаза о праве Аллаха на Своих рабах), или предостеречь его от того, от чего не предостерегал других (к примеру, секрет о лицемерах, открытый Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Хузейфе), или попросить Аллаха о том, что принесет ему пользу как на этом, так и на том свете, и Аллах ответит им (как в этом хадисе).

11. В хадисе указание на то, что следует благодарить за добро, хотя бы словами дуа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обнял Ибн Аббаса и попросил за него Аллаха, после того, как он принес ему воду для омовения, увидев что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справил нужду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.