Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно».






Хадис № 60 (67)

Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «[В день жертвоприношения] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, [обратился к нам с хутбой, ] [сев на своего верблюда, которого держал за повод /или недоуздок/ один человек], а потом сказал: «Поистине, время вернулось, приняв тот вид, в котором оно было в день когда Аллах создал небеса и землю. И год равен двенадцати месяцам, четыре из которых запретные. Три /из них/ следуют друг за другом: зуль-къада, зуль-хиджа, аль-мухаррам. И /четвертым является/ раджаб мудара [1], который находится между джумадой и шаъбаном.

[А знаете ли вы] что это за месяц?» Мы ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». И он промолчал, что мы даже подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому. Но /затем/ он сказал: “Разве это не зуль-хиджа? ” Мы сказали: “Да”.

/Затем/ он спросил: “А что это за город? ” Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают лучше». И он промолчал, что мы даже подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому. Но /затем/ он сказал: “Разве это не Бальда /Мекка/? ” Мы ответили: “Да”.

/Затем/ он спросил: “Что это за день? ” Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают лучше». И он промолчал, что мы даже подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому. Но /затем/ он сказал: “Разве это не День жертвоприношения? ” Мы ответили: “Да”.

/Тогда/ он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж ду вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь [ваши тела] являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем городе, в этом вашем месяце [до того дня, пока вы не встретите вашего Господа. Довел ли я до вас?». Они ответили: «Да». Он сказал: «О Аллах, засвидетельствуй!»] ! Вы встретите вашего Господа, и Он спросит вас о ваших делах, и поэтому не будьте после меня заблудшими (в версии: «...неверующими....»), чтоб одни из вас не рубили головы другим. И пусть присутствующий известит об этом отсутствующего. Ведь может быть так, что некоторые из тех, до кого дойдут /эти слова/ лучше усвоят /их/, чем те, кто слышал их (в версии: «Ведь может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит услышанное лучше него самого») [так оно и было]».

Мухаммад [ибн Сирин] когда рассказывал этот хадис, говорил: «Истину сказал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует». « Затем он /т.е. Пророк/ сказал: «Довел ли я?» (повторив это два раза)».

[И когда Ибн аль-Хадрами был сожжен Джарией ибн Кудамой, он /передатчик хадиса/ сказал: «Они /т.е. приближенные Джарии/ увидели Абу Бакрата и сказали /Джарие/: «Абу Бакрат видит тебя». Абу Бакрат сказал: «Если они зайдут ко мне, я не буду с ними воевать] [2].

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на дозволенность обращаться с хутбой или уроками, сидя на спине животного, когда оно стоит, если оно может держать всадника.

2. В хадисе указание на желательность обращаться к людям с хутбой с высокого места, чтобы голос доходил до людей и чтобы они видели обращающегося к ним.

3. В хадисе указание на то, что сподвижники прислуживали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

4. В хадисе указание на то, что требующие знания или простые люди должны брать все причины для того, чтобы ученый мог спокойно доносить знания.

5. В хадисе указание на хорошие нравы сподвижников во взаимоотношениях с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

6. В хадисе указание на то, что слова «Аллах и Его посланник знают лучше» говорились во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

7. В хадисе указание на дозволенность спрашивать ученому у своих студентов даже об очевидных вещах, с целью обращения их внимания на то, о чем он будет говорить дальше.

8. В хадисе указание на разнообразие путей донесения знания.

9. В хадисе указание на запретность четырех упомянутых месяцев.

10. В хадисе указание на священность Мекки.

11. В хадисе указание на то, что основой в имуществе, душах, чести, телах мусульман является неприкосновенность. И никто не имеет право покушаться на что-то из этого, по причине какого-то сомнения (шубха).

12. В хадисе указание на такие термины хадисоведения, как связь цепочки передатчиков и запоминания хадисов.

13. В хадисе указание на различие людей в вопросе понимания шариатских текстов.

14. В хадисе указание на то, что не каждый, кто выучил аят или хадис наизусть, понимает его должным образом.

15. В хадисе указание на достоинство запоминания знания с целью его передачи другим.

 

Глава: Знание прежде слов и дел. [3]

Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха: «Знай, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха» («Мухаммад», 19).

Он /Всевышний/ начал со знаний.

И ученые являются наследниками пророков, унаследовавшими /от них/ знания. И тот, кто их приобрел, тот приобрел широкий удел. И тому, кто прокладывает себе дорогу на пути поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай».

Всевышний Аллах сказал: «По настоящему боятся Аллаха из Его рабов, только обладатели знаний» («Фатыр», 28).

/Также Он сказал: / «Но разумеют их /притчи/, только обладающие знанием».

/Также Он сказал: / «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Ада».

/Также Он сказал: / «Неужели равны те, которые знают и те, которые не знают».

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кому Аллах желает добра, тому Он дает понимание в религии». И поистине, знания приходят через обучение.

Абу Зарр говорил: «Если вы поднимите меч над этим, – и он указали на затылок, – и я подумаю, что успею прежде, чем вы покончите со мной, рассказать /хотя бы одно/ слово, которое я слышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то обязательно сделаю это».

Ибн Аббас говорил: «Будьте раббаниун, мудрыми (или снисходительными), факъихами». Говорят: «Раббани – это тот, кто обучает людей малым знаниям, прежде больших».

Полезные выводы, извлекаемые из аятов и хадисов:

 

1. Указание на то, что знания должны предшествовать словам, делам и призыву.

2. Указание на то, что первым делом следует изучать единобожие.

3. Указание на достоинство знаний и ученых.

4. Указание на то, что воздаяние соответствует деяниям.

5. Указание на то, что такълид (слепое следование) не является ни знанием, ни фикхом.

6. Указание на то, что ученый нуждается в усердии, и на то, что путь к знаниям не легкий.

7. Указание на то, что ученые являются наследниками пророков и самыми близкими к ним из людей.

8. Указание на то, что тот, кому Аллах не желает добра, того он не сделает обладателем понимания, разбирающимся в положениях религии.

9. Опровержение суфистам, которые отказываются от требования знаний и ждут внушения знаний на основе их мнимой богобоязненности.

10. Указание на достоинство отправляться в путь в поиске знаний.

11. Побуждение терпеть трудности на пути требования знаний, желая получить правильные знания.

12. Указание на стремление праведных предшественников донести знания и на то, что они не утаивали их.

13. Указание на то, что тому, кто будет требовать знания правильным образом, они будут облегчены.

14. Указание на то, что требующему знания следует начинать с малых знаний. Т.е. начинать с легкого, понятного, с того, на что доводы являются понятными, и с тех знаний, в которых нуждается этот требующий знания, чтобы исправить свои убеждение, свое поклонение (будь то омовение, молитва, ураза и т.д.).

 

Глава: О том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или не разбегались).

Хадис № 61 (68)

Абу Уаиль рассказывал: «Абдуллах /ибн Масъуд/ обращался к людям с увещеваниями по четвергам. И один человек сказал ему: «О Абу АбдурРахман, я бы хотел чтобы ты увещевал нас каждый день». На что он ответил: «Мне мешает лишь то, что я не хочу вызвать в вас скуку. И я обращаюсь к вам с увещеваниями, /лишь в отдельные/ дни, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (в версии: «/Однажды/ мы ждали Абдуллаха /Ибн Масъуда/, и к нам пришел Язид бин Муауия /ан-Нахаъи/. И мы сказали /ему/: «Не сядешь ли ты с нами?» На что он ответил: «Нет. Однако я войду /к Абдуллаху/ и выведу к вам вашего товарища, или же сам вернусь и сяду. А затем вышел Абдуллах и взял его /Язида/ за руку, встал к нам и сказал: «Мне сообщили о том, что вы собрались, однако выйти к вам мне мешает то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями /лишь в отдельные/ дни, боясь (в версии: «... не желая...»), чтобы /его слова/ вызывали в нас скуку)».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на стремление праведных предшественников к увещеванию и к знаниям.

2. В хадисе указание на то, что следует облегчать людям, чтобы не вызвать в них скуку и отвращение к благим делам, даже если они праведные и богобоязненные.

3. В хадисе указание на шариатское правило: «Отстранению от зла дается предпочтение над приобретением добра».

4. В хадисе указание на то, что учитель может оставить что-то, что внешне может казаться добром, опасаясь за своих студентов.

5. В хадисе указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время.

6. В хадисе указание на доброту и мягкость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к сподвижникам.

7. В хадисе указание на то, что душа может утомиться и почувствовать скуку даже от благих дел.

8. В хадисе указание на то, что выделять какой-то день из дней для увещевания или обучения каким-то знаниям не является новшеством и является узаконенным.

9. В хадисе указание на то, что самые лучше из дел - постоянные, даже если они маленькие.

 

Хадис № 62 (69)

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое (в версии: «...успокаивайте...»), а не внушайте отвращение (к Исламу)».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на величие этой религии.

2. В хадисе указание легкость этого шариата.

3. В хадисе указание на то, что обязанности рабов не основываются на усложнении и мучении.

4. В хадисе указание на то, что понятия «легкость» и «затруднения» возвращаются к шариату, а не к обычаям, вкусам и мнениям.

5. В хадисе порицание излишества, чрезмерности, новшеств и углубления.

6. В хадисе указание на то, что тот, кто излишествует в религии, обязательно будет наказан тем, что не соответствует его цели.

7. В хадисе указание на желательность придерживаться середины и на то, что религия Ислам между излишеством и упущением.

9. В хадисе указание на то, что следует радовать и возвещать благое.

10. В хадисе указание на запрет внушать людям отвращение к религии Ислам и совершать то, что будет способствовать этому.

11. В хадисе указание на необходимость постепенности в передаче и приобретении шариатских знаний: от легкого к более тяжелому, от простого к более сложному, так как легкость чего-либо в своем начале любимо для души и обычно принимается с легкостью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.