Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах






Считая заикание сложным расстройство речевой функции, в основе которого лежат нарушения нейродинамики преимуще­ственно функционального и системного характера, вместе с тем мы рассматривали его как частное явление, как компонент более общего патологического процесса. Включенное в этот процесс, заикание должно находиться с ним в диалектическом взаимо­действии. Поэтому можно утверждать, что течение заикания, его проявления и методы коррекции во многом зависят от особен­ностей нервно-психических заболеваний и состояний заикаю­щихся. Поскольку особенности нервно-психических заболеваний в определенной мере коррелируют с личностными критериями, то и заикание связано с личностью. Вследствие речевого дефекта формирование личности проходит в стесненных условиях, что может приводить к разнородным деформациям в структуре лич­ности. Сформированные в процессе индивидуального развития особенности личностных деформаций,, в свою очередь, влияют на характер речевой деятельности заикающегося и во многом определяют своеобразие его речевого расстройства.

В результате исследования обнаружено, что большинству боль­ных был свойствен сложный симптомокомплекс заикания, кото­рый проявлялся в сочетании разнообразных и взаимодействую­щих нарушений речевой и общей моторики, просодии речи и нарушений эмоционально-волевой сферы. Очень часто отмеча­лось отрицательное влияние заикания на установление межпер­сональных контактов, на некоторые стороны социальной деятель­ности. Изучение общей моторики и просодии у заикающихся и незаикающихся показало, что у заикающихся состояние всех ком­понентов сравниваемых явлений имеет существенные количествен­ные и качественные отличия от состояния их у незаикающихся.

Наряду с общими чертами заикания, свойственными всем или большинству обследованных, у больных в каждой клинической группе обнаружены свои особенности заикания, многие из кото­рых были связаны со спецификой нервно-психических заболе­ваний. Вместе с тем установлено, — и это важно подчеркнуть, — что особенности проявления заикания у больных в клинических группах выражаются не только наличием либо отсутствием оп­ределенных показателей речевого расстройства и не только их качественными характеристиками, но и своеобразием их комби­наций и взаимосвязей.

1. Заикание при гиперстенической форме неврастении. По ха­рактеру речевого нарушения они (больные — Г.В.) были разде­лены на две подгруппы: а) у которых вне заикания не отмеча­лось патологических изменений темпа речи; б) у которых заикание сосуществовало с тахилалией. Необходимость такого разделения группы обусловлена тем, что тахилалия накладывает своеобраз­ный отпечаток на проявление заикания.

а) Заикание у больных не имевших вне заикания патологических изменений темпа речи.

Свойственно больным с гиперстенической формой неврасте­нии, обостренная раздражительность, возбудимость и аффек-тивность, сочетаясь с логофобиями и доминирующими мысля­ми и заикании, обусловливали трудности речевых контактов в широком кругу ситуаций. Эти трудности в некоторых ситуациях временно усиливались или ослабевали в зависимости от типич­ных для больных периодических изменений в нервно-психи­ческом состоянии. Общеневротические проявления, говорящие о несоответствии между стремлением к полноценной активности личности и сниженными возможностями функций нервлой сие темы, препятствовали нормальной регуляции речевого акта. Заи кающиеся стремительно включались в речь. При общении у них возникали чрезмерное возбуждение, двигательная расторможен-^ ность, убыстрение темпа произношения. На всем протяжении речь прерывалась частыми, но непродолжительными судорогами, в которые широко вовлекались мышцы речевого аппарата и других частей тела. Совокупность этих нарушений влекла за собой ряд нарушений просодии: частные разрывы синтагм, отсутствие дол­жных пауз, ограниченность оттенков интонации. Больные посто­янно употребляли защитные приемы, среди которых преобладали засорявшие речь эмболофразии в сочетании с быстрыми сопут­ствующими действиями. Выраженные общеневротические и ре­чевые нарушения затрудняли у больных не только общение, но и достижение ряда значимых для них потребностей и стремлений.

б) Заикание у больных с тахилалтй.

На особенности заикания у больных оказывали влияние как общеневротические нарушения (повышенные раздражительность, возбудимость, гиперактивность поведения), так и нарушения, свя­занные с тахилалией. Типичные для страдающих тахилалией по­ниженное внимание к качеству произносительной стороны речи и отсутствие выраженных переживаний своего дефекта частично переносились и на заикание. Затруднения в речевом общении у больных были непостоянны и охватывали небольшое количество ситуаций, логофобии и мысли о заикании проявлялись незначи­тельно. Однако, протекая на фоне общего возбуждения, чрез­мерно быстрая речь прерывалась, частыми непродолжительны­ми судорогами и сопровождалась двигательным беспокойством, множеством стремительных и некоординированных движений. Частота судорог в большой мере зависела от состояния темпа произношения: как правило, убыстрение его вело к увеличению количества судорог, при его замедлении, наоборот, количество судорог уменьшалось. Речь представляла собой непрерывный поток, в котором сильно страдали внятность произношения и звуковой состав произносимых фраз, логическое и фонетичес­кое ударение, интонация и другие компоненты просодии, что отрицательно отражалось на разборчивости речи в целом, на понимании ее слушателями. Несмотря на сложный характер мо­торных симптомов заикания, тесно связанных с тахилалией, само оно почти не препятствовало осуществлению жизненно важных для личности потребностей и стремлений.

2. Заикание при гипостенической форме неврастении.

Свойственные больным общая слабость, сниженная инициа­тивность, неуверенность в своих силах, робость и застенчивость сочетались со стойкими логофобиями и доминирующими мыс­лями о заикании. Эти состояния обусловливали постоянные труд­ности речевого общения в большом числе ситуаций; во многих ситуациях заикающиеся избегали говорить. Почти при любом речевом контакте у них возникали частые, продолжительные и широко иррадиированные судороги. Для преодоления коммуни­кативных затруднений заикающиеся использовали своеобразные по форме выражения защитные приемы: движения, составляв­шие сопутствующие действия, были медленными и вялыми, эм-болофразии обычно выступали в виде асемантических звуков. Мышечная сфера во время речи чрезмерно расслаблялась. Осан­ка была сгорбленной, позы однообразными и невыразительны­ми, мимика бедной, выразительная жестикуляция, как правило, отсутствовала. Начало речи предварялось длительным латентным периодом, а в речевом потоке вне зависимости от судорог часто возникали длительные остановки. Темп речи у большинства был медленный, сила голоса слабая. Вялая артикуляция в сочетании с судорогами нарушала внятность произношения. Заикающиеся затруднялись воспроизводить должную интонацию даже по под­ражанию; особые затруднения возникали при воспроизведении интонаций, выражающих активные чувства. Во многих случаях заикание сопровождалось другими дефектами речи (полиморф­ная дислалия, функциональная ринолалия), усугублявшими его проявление. Сложный и стойкий симптомокомплекс заикания отрицательно влиял на осуществление важных для личности по-" требностей и стремлений.

3. Заикание при психастении.

Проявляясь на фоне тревожно-мнительного характера, симп­томатика заикания обладала рядом особенностей. Моторные сим­птомы ее у большинства заикающихся были выражены незначи­тельно. На первый план выступали психические проявления ре­чевого расстройства. У каждого заикающегося речь вызывала многочисленные по формам логофобии, создававшие значитель­ные препятствия речевой коммуникации. Независимо от тяже­сти судорог логофобии у больных всегда проявлялись сильно и влекли за собой патологические изменения в психическом об­лике и в поведении. Заикающихся постоянно преследовали до­минирующие мысли о заикании. Совершение многих поступ­ков они ставили в зависимость от заикания. Каждое речевое общение вызывало у них неуверенность и тревожное ожидание неудач. Задолго до предстоящего общения в мельчайших дета­лях обдумывались формы поведения и речи. Во всех ситуациях больные страшились отрицательных оценок их речи. Для маски­ровки речевого расстройства они изобретали утонченную систему защитных приемов. Взаимодействуя с патохарактерологически ми нарушениями, речевой дефект у многих больных затруднял осуществление ряда важных для них потребностей.

4. Заикание при неврозе навязчивых состояний.

Кроме синдрома навязчивости и отдельных неврастенических симптомов у больных не обнаруживалось каких-либо характеро­логических отклонений. Для всех обследованных оказалась ти­пичной связь синдрома навязчивости только с речевым расстрой­ством, навязчивости иного содержания, как правило, отсутство­вали. Заикание выступало в небольшом и строго избранном кру­гу конфликтных ситуаций. Речевой дефект не сопровождался развернутыми и глубокими перестройками в нервно-психичес­кой сфере. Однако в конфликтных ситуациях у больных возни­кали сильные логофобии, которые значительно затрудняли рече­вые контакты и изменяли поведение заикающихся. Осознавая нелепость и беспричинность многих навязчивых страхов, боль­ные не могли усилием воли справиться с ними. Заикающимся были свойственны и навязчивые мысли о заикании, но эти мыс­ли не доминировали в их сознании и появлялись только при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуа­цией. Пытаясь преодолеть эмоциональные нарушения и присту­пы судорог, больные прибегали к разнообразным защитным при­емам, которые скрывали от окружающих. В осуществлении зна­чимых потребностей и стремлений заикание не создавало у боль­ных больших препятствий.

5. Заикание при истерии....Больным были свойственны по­вышенные впечатлительность и внушаемость, неустойчивость и инфантильность эмоциональных проявлений, болезненное самолюбие, недостаточность объективной оценки многих из своих действий и действий окружающих, постоянное стрем­ление обратить на себя внимание, театральность поведения.
Эти характерологические особенности обусловливали пре­увеличение тяжести симптоматики заикания, неверную связь многих жизненных неудач только с речевым нарушением, подчеркнутое демонстрирование его проявлений. Агграва­
ция заикания использовалась больными и как один из при­емов в системе средств «театрального поведения», и как за­щитная реакция на конфликтные жизненные обстоятельства. В период речевого общения у заикающихся возникали быс­
трый темп произношения, двигательная расторможенность, манерность мимических и пантомимических движений. У боль­ных этой группы не отмечалось стойкой связи заикания с ка­кими-либо ситуациями: в любой ситуации при агоприятных для них условиях речь могла быть хорошей. Заикание не препятствовало у наших обследованных достижению значимых потребностей и стремлений.

6. Заикание при «органоневротических» синдромах....Особен­ности заикания были связаны с органическими поражениями нервной системы и со стойкими личностными изменениями: эмо­циональной слабостью, ипохрндричностью или с повышенной
раздражительностью, аффективностью, с инертностью нервнопсихических процессов. Во время речи отмечалось чрезмерное напряжение в общемоторной сфере. Частые, широко распрост­ ранявшиеся и длительные судороги возникали во всех ситуаци­ях. Трудности в установлении речевых контактов были постоян­
ны, многие больные вследствие сильных приступов судорог избегали общения в широком кругу ситуаций. Результатом этого являлись стойкие логофобии, доминирующие мысли о заикании, ипохондрическая фиксация на дефекте. Заикающиеся испыты­вали глубокое чувство малоценности, они считали себя оторван­ными от общества; некоторые были склонны к суицидным мыс­лям. Тяжелые судорожные явления у большинства вызывали замедление темпа речи и у всех обследованных — ярко выражен­ные нарушения внятности произношения, паузации, интонации и других просодических компонентов. Нарушения просодии усу­гублялись часто встречавшимися у больных дислалиями и стертыми дизартриями. Заикание создавало значительные препят­ствия при осуществлении большого числа важных для личности потребностей и стремлений.

7. Заикание при отсутствии репрезентативных нервно-психи­ческих расстройств....Отсутствие у заикающихся нервно-психи­ческих расстройств способствовало тому, что в симптомокомплексе заикания доминировали моторные нарушения, которые в
целом не влияли на речевую коммуникацию и не мешали осуще­ствлению потребностей и стремлений.

В каждой клинической группе существует зависимость мно­гих показателей заикания от особенностей нервно-психических заболеваний и состояний больных. Включаясь в структуру опре­деленного нервно-психического заболевания, заикание приоб­ретает своеобразные черты, которые находят свое выражение прежде всего в особенностях речевого общения заикающихся на разных уровнях ситуационно-речевой сложности, в особеннос­тях функционирования их эмоционально-волевой сферы в процессе речевой деятельности, а также в моторно-динамической стороне речевого акта.

Педагогические пути устранения речевых наруше­ний у детей. — Л., 1976. Н. М. Асатиани






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.