Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Лечебные упражнения






1. Дыхательные упражнения. Проводятся регулярно в течение
нескольких месяцев как с маленькими детьми, так и со взрослы­
ми. Больной, стоя в спокойном положении, кладет руку на ниж­
нюю боковую часть грудной клетки, по требованию спокойно и
тихо делает вдох с открытым ртом и сразу произносит гласную,
заранее намеченную. Важно, чтобы гласная всегда образовыва­
лась мягким голосовым началом. Как только это достигается,
приступают к дыхательным упражнениям. Заикающихся застав­
ляют как можно дольше проделывать фонацию. Голос должен
быть на средней высоте, почти на глубоких тонах, должен иметь
силу разговорной речи и сначала и до конца фонации держаться
на одной высоте и силе. К концу фонации не должно быть дето­
нации или колебания силы (пульсирующее тремоло).

Цель дыхательных упражнений двойная: тренировка воли и повышение обмена веществ через воздействие на вегетативную нервную систему. У детей до 5—6 лет продолжительность фона-торного периода достигает 15 секунд, у детей до 10 лет — при­близительно 20 секунд, взрослых после дыхательных упражне­ний — 40—50 секунд, изредка 55—60 секунд, у подростков до 14—16 лет — 25 секунд, иногда 30 секунд.

2. Растормаживающие упражнения. Во время тренировки от­ влекаем внимание больного от артикуляции и механизма речи. Обращаем внимание только на содержание речи. Неправильно побуждать к вдоху перед разговором, а также заставлять трудные слова заменять другими. Наоборот, следует упражнять звуки, которые особенно пугают больного, и повторять слова, на кото­рых он запинается. Заикающийся должен произносить ряды глас­ных, например, аеиоу или аоиу, аоиое и т.д. Заставляем говорить рады слов, начинающихся определенной согласной или их це­почкой, таким образом, чтобы согласные почти полностью при­глушались и была слышна только мелодия слов, образуемая глас­ными, которые являются носителями мелодии речи. Слова должны произноситься так, чтобы голос скользил плавно с од­ной гласной на другую, причем каждая гласная выговаривается мягким голосовым началом и несколько продлевается. Соглас­ные приглушаются и выговариваются легко и отрывисто. Я от­ношусь отрицательно к монотонной и монодинамической речи, предлагаемой некоторыми методами. Она неестественна, и заи­кающиеся стыдятся так говорить при посторонних.

3. Ассоциативные упражнения. Целью этих упражнений явля­ется выработка, усовершенствование и укрепление всех умствен­ных способностей, на которых основывается построение речи.

При упражнении словесных комплексов переходим от про­стых задач к самым трудным. Заставляем, например, называть членов семьи, перечислять названия цветов, растений, зверей, птиц, рыб и т.д. Спрашиваем о видах ремесел, инструментах, которые употребляют ремесленники; предлагаем называть ме­бель, обстановку определенных помещений, детали, из которых делается мебель, предметы одежды, части тела. Выбор тем зави­сит от возраста и умственного развития ребенка. Другой вид уп­ражнений — называние предметов, употребляемых при опреде­ленной работе, на службе, учении и т. п. Для старших детей можно использовать противоположные понятия (например, большой — маленький, богатый — бедный), контрастные существительные и прилагательные. Самым старшим детям можно предлагать назы­вать синонимы слов. Предлагаем называть слова, начинающиеся определенной гласной, согласной или рядом согласных. Прово­дим упражнения быстрого формирования фраз. На слышимое слово немедленно придумать простую фразу. Фразы постепенно удлиняются. Упражнения можно применять уже у 3—4-летних детей.

4. Тренировка чтения. Это упражнение начинаем со старшими детьми уже во время первого или второго посещения одновре­менно с растормаживающими упражнениями. Пользуемся зара­нее подготовленным текстом, в котором гласные и слогообразу­
ющие звуки выделены другим шрифтом, или краской. Предлагаем читать каждый день не менее 1 1/2 часов, разумеется, с переры­вами. Во время чтения проводим вибрационный массаж грудной клетки при помощи вибратора, приводимого в действие элект­ромотором. Тренировка чтения проводится ежедневно в течение нескольких месяцев.

5. Упражнение речи. Ежедневными упражнениями путем пе­ресказывания прочитанного текста вырабатывается способность хорошей словесной репродукции. Маленьких детей заставляют рассказывать сказки, которые они слышали дома, разрешают свободно изменять содержание. Старших детей заставляем рас­сказывать то, что они прочитали сами. Следующим средством' выработки уверенной речи являются задания, кдторые больные должны выполнять. Родители должны посылать детей за мелки­ми покупками, попросить что-нибудь у соседей и т.д. Более взрос­лых детей заставляем обращаться с вопросами на улице к незна­комым людям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.