Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Внешние причины заикания






Детские инфекционные заболевания относительно часто про­воцируют заикание (по Гуцману, в 10% случаев). Первые при­знаки начинаются уже иногда во время болезни или сразу после выздоровления. После инфекционных болезней наступает общее физическое и психическое понижение сопротивляемости и на­рушение нейро-вегетативного равновесия. Это является подхо­дящей почвой для возникновения или усиления заикания у предрасположенных к нему детей. Хронические заболевания не являются причиной возникновения заикания, но они могут усилить уже существующее. Затрудненное носовое дыхание усиливает заикание у детей, что часто происходит при аденоидных разрастаниях. О нарушениях обмена веществ при заикании имеется мало данных. Интересно, что избыток мясной и белковой пищи I усиливает заикание. Жизненными периодами, усиливающими заикание, является рост зубов, переходный возраст, менструации.

Климатические влияния, как и при остальных неврозах, иногда сказываются довольно сильно. Осенью и весной у детей наблю-f дается ухудшение состояния. Домашняя среда может оказывать вредное влияние в случаях плохого обращения с ребенком и при упоминании о его недостатке.

Статистически доказ'ано, что между 6-м и 8-м годом число заикающихся увеличивается. Сказывается влияние школы.

Испуг, телесное наказание, ушиб или какие-либо сильные психические возбуждения вызывают у предрасположенных де­тей первый приступ заикания. Внешней причиной заикания мо­жет быть и «психическая зараза», но некоторые исследователи это слишком преувеличивают.

Наша теория возникновения заикания очень близка к учению Павлова о неврозах. Заикание как координационный невроз речи можно понимать как результат конституциональной слабости коры головного мозга, главным образом второй сигнальной сис­темы. Проявлением ослабления контролирующей и управляю­щей функции коры головного мозга является болезненно повы­шенная аффективная лабильность и вегетативные нарушения.

Признаки заикания проявляются не от патологоанатомичес-ких изменений в стриопаллидуме, а возникают при его динами­ческих отклонениях, которые вызываются сильными аффекта­ми. Я считаю вегетативную дистонию соматическим признаком заикания, который находится в причинной связи с его возник­новением. Когда у предрасположенных невропатических детей дело доходит до постоянных симптомов заикания, у них образу­ется замкнутый круг патологических изменений, психических и вегетативных. Страх перед речью как сильная эмоция разрушаю­ще действует на процессы в субкортикальных областях и вегета­тивных центрах, которые затем обратным действием ухудшают нарушение корковых процессов. От страха перед запинкой речи нарушается нормальная деятельность стриопаллидума и вслед­ствие этого возникает гиперкинез и гипертония мышц голосово­го аппарата. При частом повторении приступов заикания этот патологический круг закрепляется как условная связь. Наконец, бывает достаточно легкого колебания речи или только представления о невозможности произнести определенный звук, чтобы у сикающегося наступило такое сильное волнение, что описан­ной условной связью вызывается новый приступ заикания. В (ависимости от того, какие части стриопаллидума при наруше­нии субкортикальных механизмов получат функциональный пе­ревес, у заикающихся возникают клоническое повторение или юническое торможение и разные содвижения артикуляционных мышц или более отдаленных групп мышц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.