Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее учение о заикании






Сущность заикания. Заикание — это своеобразное, по пре­имуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных наруше­ниях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновре­менными болезненными неврологическими и психическими из­менениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой. Заикание теснейшим образом связано с психофизическим со­стоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отноше­ниями и установками на окружение.

По внутренним механизмам заикание неоднородно, встреча­ются различные его виды. Поэтому, хотя многие случаи заика­ния связываются с невротическими состояниями и нередко трак­туются как логоневрозы, в целом заикание не покрывается понятием невроз и, следовательно, термином логоневроз.

Доказательством реактивной, функциональной сущности за­икания служит тот факт, что речевые механизмы (как централь­ные, так и периферические) не имеют каких-либо органических повреждений: заикающийся в определенной ситуации в течение больших отрезков времени может говорить вполне нормально, и само заикание изживается в основном путем воспитания; вне акта обычной речи в большинстве случаев соответствующие ме­ханизмы также работают вполне правильно (при пении, дыха­нии, в ритмической речи и т. п.). Однако имеются и такие (срав­нительно редкие) случаи, когда заикание явным образом связано с органическими поражениями мозга (при реституирующей афазии, алалии, при постконтузионной немоте и т.п.). Будучи ni своей природе связано с судорожными явлениями, заикание как то динамически связано с соответствующими органическими нарушениями.

Различаются три степени заикания, которые К. Кондовым И В Ивановым (Болгария) определяются так: легкая степень — ш-икаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении бы­стро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается,! говорят, не стесняясь своего дефекта. Средняя степень — в спо­койном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и' мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сил и | ное заикание. Тяжелая степень — заикаются в течение всей речи, ' постоянно с сопутствующими движениями.

Такое условное деление заикания практически полезно и по могает изучению дефекта.

Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»).

Благоприятствующие факторы, а) Невротическая отягощен-ность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы: си­филис, алкоголизм, интоксицирующие нервную систему плода).

б) Невропатические особенности самого заикающегося (ноч­ные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражитель­ность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергива­ния в мускулатуре и т.п.).

в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорга­низация — база для заикания. Предрасполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных от­ношений с окружающими.

 

Производящие причины.

1. Причины анатомо-физиологические. Сюда относятся: а) вся­кого рода физические заболевания с энцефалитическими послед­ствиями и травмы (внутриутробные и природовое, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) другие органические наруше­ния мозга, в том числе и наблюдаемые у алаликов, афазиков (локализация и стойкость симптома — признак органического поражения). Полагают, что в этих случаях повреждены подкор­ковые регулирующие движения механизмы; в) истощение или переутомление нервной системы (интоксикационные и другие заболевания, ослабляющие центральные аппараты речи корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена); г) болезни носа, глотки и гортани и.совершенство звукопроизносительного аппарата в целом, в |учаях косноязычия и задержанного развития речи (ограниченный словарь, аграмматизм и т.п.); д) общая моторная не­полноценность.

2. Причины психические и социальные.

а) Испуг, страх.

б) Обострение эмоциональной напряженности в результате ост­рого психического ущемления, острой обиды, зависти, ревности, болезненной настороженности, боязни выдать тайну и т. д. нередко ведет к спотыкающейся, а в дальнейшем — к заикливой речи.

в) Неправильное формирование речи в детстве. 1) Речь на вдохе, косноязычие; 2) скороговорка — звук произносится в то время, как речевые органы вследствие торопливости уже перестроены на последующую артикуляцию; чрезмерный вдох перед речью, расплывчатые словесные формулировки, частое повторение слов, потребление непонятных слов; 3) быстрая нервная речь родите-
тей; она вызывает и в акте восприятия и в стремлении подражать ей нервное напряжение, проявляющееся у нервных детей в виде заикания.

Перегрузка способных, но нервных детей младшего возраста речевым материалом, особенно декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации своих талантов нередко заверша­ется заиканием.

Отмечаются случаи заикания из-за подражания заикающим­ся. Различаются две формы такой психической индукции (пси­хического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно на­чинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.

Многими специалистами отмечается возникновение или уси­ление заикания в первые месяцы поступления в школу при не­правильном отношении к новичку учителя (излишняя строгость, суровость, неумение предупредить передразнивание заикающе­гося со стороны товарищей и т. п.), а также и родителей (запуги­вание учителем, повышенные требования к успешности и пр.)

Заикание возникает не только под действием данной конк­ретной причины (травмы, испуг и т. п.), но и под влиянием слож­ного комплекса условий, видоизменяющих результативный эф­фект. Вот почему испуг, например, в одном случае вызывает заикание, тогда как до этого, при другой обстановке, многократ­но проходит в этом отношении безрезультатно.

Особое место занимают случаи заикания, связанные с каким-либо другим заболеванием. Оно не только неблагоприятно воздействует на течение заикания, но и изменяет самый характер последнего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.