Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста






Наши наблюдения показали, что причины заикания сложны и индивидуальны; формы и тяжесть заикания варьируют у одно­го и того же больного. Поэтому мы сочли более правильным разделить заикающихся детей на группы соответственно особен­ностям их личности.

К первой группе были отнесены дети, у которых неуравнове­шенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) явилось следствием развившегося заикания. До возникновения заикания дети этой группы были практически здоровыми и урав­новешенными.

Во вторую группу мы включили детей, у которых неуравнове­шенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось ин­дивидуальной особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешен­ности и появлением черт общей детской нервности.

Третью группу составили дети, у которых повышенная возбу­димость или тормозимость были выражены наиболее значитель­но и наблюдалось также с раннего детского возраста, однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстрой­ства различного происхождения: неблагоприятные условия внут­риутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания (малярия, туберкулез, дизентерия), а также некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства, дистрофия и т. д. Следует подчеркнуть, что у группы детей, пе­ренесших те или другие инфекционные заболевания и травмы головы, довольно стойкими были явления астенизации личнос­ти. У таких детей нередко отмечались микросимптомы органи­ческого поражения центральной нервной системы.

В последнюю группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза. Также дети были склонны к истерическим реакциям, к образо­ванию навязчивых страхов, представлений и действий.

Характеристика группы заикающихся детей с явлениями орга­нического поражения центральной нервной системы. Органичес­кое поражение нервной системы чаще всего являлось следстви­ем неблагоприятно протекавших внутриутробного и природового периодов (особенно часто последнего). Такие дети с раннего воз­раста отличались особенностями развития речи, моторики и поведения. Они позже других детей начинали произносить первые слова и говорить фразами, речь их часто была тяжело косноя-шчной; у большинства из них с раннего детского возраста отме­чалась общая моторная недостаточность: движения были нелов­кими, вялыми, аритмичными; особенно несовершенными были мелкие целенаправленные движения, вследствие чего такие дети не могли своевременно овладеть навыками самообслуживания (одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок), не могли принимать активного участия в детских играх в которых требовались точные и быстрые движения. У всех детей этой груп­пы защитные силы организма были ослаблены, вследствие чего они часто и тяжело болели.

Большинство детей с явлениями органического поражения центральной нервной системы с раннего детства отличались по­вышенной возбудимостью. Значительно меньше среди них было детей робких, отличавшихся повышенной тормозимостью.

По характеру дети данной группы были раздражительными, и аффективными. Шутки и смех у них часто переходили в агрес­сию, что вызывало постоянные конфликты с окружающими и вотдельных случаях приводило к патологическому развитию лич­ности.

При обследовании таких детей часто отмечались увеличение размеров черепа и бугристое его строение, на рентгенограмме черепа обычно наблюдались резко выраженные сосудистые бо­розды и пальцевидные вдавления, свидетельствующие о некото­ром повышении у них внутричерепного давления. Явление орга­нического поражения были выражены в легкой степени; только у одного ребенка, которому накладывали щипцы во время ро­дов, наблюдались левосторонний парез конечностей и патологи­ческие рефлексы. Со стороны нервной системы у некоторых де­тей выявились нистагмоидные подергивания глаз, расстройства глазодвигательного, лицевого, реже языкоглоточного нерва, по­вышение сухожильных рефлексов, положительные симптомы Хвостека, Ромберга. Как правило, были резко нарушены функ­ции вегетативной нервной системы и наблюдались яркий стой­кий дермографизм, гипергидроз, частая смена окраски лица, на­рушения ритма дыхания, мраморная окраска кожи, в более редких случаях — повышенная саливация, энурез и т.д.

Возбужденное, и тормозное состояние у детей с органическим поражением центральной нервной системы было выражено осо­бенно ярко и в малой степени поддавалось педагогической кор­рекции. Такие дети с трудом переключались с одного задания на другое, продолжительно задерживались на одном пережи­вании, особенно на отрицательных эмоциях. Наряду с этим они отличались резко выраженной утомляемостью и большой отвлекаемостыо. Из причин заикания у детей данной группы на первое место можно вьщелить задержку речевого развития и кос­ноязычие в сочетании с нарушенным темпом речи. Однако час­тым этиологическим фактором (в сочетании с другими вреднос­тями) был испуг.

Характеристика группы заикающихся детей с тяжелыми невро­зами. В анамнезе детей данной группы имелись указания на мно­гочисленные неблагоприятные моменты, наиболее часто — со­четание внутриутробных, природовых и постнатальных вредностей с тяжелыми заболеваниями и с неблагоприятными условиями окружающей среды. Под влиянием развившегося заикания у всех детей... наблюдалось резкое усиление нервности. Расстройства аппетита доходили иногда до полного отказа от еды, появлялась нервная рвота; страхи принимали резко выраженный характер и держались длительное время.

Дети с тяжелыми неврозами с большим трудом приспосабли­вались к детскому коллективу. Они долго сторонились своих то­варищей, не отпускали от себя родителей. Большинство из них отличалось повышенной истощаемостью. К концу дня пребыва­ние в логопедическом полустанционаре становилось для них зат­руднительным, они жаловались на головную боль, утомление. В момент обострения нервности такие дети становились совершенно неработоспособными и напоминали тяжелобольных. Они были бледными, с темными кругами вокруг глаз; на занятиях в группе не могли запомнить стихотворений, прочитанного рассказа, со­ставить коротенького рассказа по хорошо знакомым картинкам; несмотря на вполне достаточный круг общих сведений. Детский коллектив раздражал их, они просили пересадить их за отдельный стол и дать какую-нибудь игру, но и здесь не могли сосредото­читься на задании, смотрели по сторонам, имели сонный вид, зевали, клали голову на стол и т.п. В такие моменты замечания всегда вызывали" у них слезы. В общении с близкими у детей по­являлись капризы, упрямство, полное нежелание чем-либо занять­ся. Под влиянием прочитанных или услышанных рассказов у них появлялись страх за свое здоровье, боязнь заразиться микробами, страх одиночества, темноты, «жуликов», животных, мышей и даже насекомых. В отдельных случаях возникали навязчивые мысли, галлюцинаторные переживания, которые исчезли только после об­щего укрепления организма и специального лечения в детском отделении психоневрологической больницы им. Соловьева. Дети с истерическими реакциями отличались эгоцентрическими чер­тами характера, они хотели везде и всегда быть первыми. По малейшему поводу с криком и причитаниями падали на пол, иногда при этом у них возникало резкое двигательное беспокойство. В моменты обострения черт общей нервности такие реак­ции возникали у них очень часто.

На основании клинических наблюдений мы приходим к выводу, что заикание возникает главным образом у детей с ослабленной или органически измененной центральной нервной сис-и'мой. Реже оно развивается у неуравновешенных детей. У совершенно здоровых и уравновешенных детей заикание возни­кает относительно редко.

Журнал невропатологии и психиатрии. — М., 1958. — Вып. 7. С. 278-282.

М. Е. Хватцев






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.