Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не бороться прямо






Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы.

Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Дежерин говорит: «Больной будет излечен тогда только, когда вполне ис­кренно он может сказать по поводу своих расстройств: " Я о них больше не думаю".

Третья фаза. Философы

Почти в каждом большом коллективе (состоящем из несколь­ких групп) встречается тип философа. В одних случаях, это — оптимист и даже юморист, в других — пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей организации. Веселое на­строение играет... огромную роль в лечении таких упорных пси­хоневрозов, как заикание.

Применение в коллективе подлинной беззлобной шутки, со­стоящей из элементов сатирического и лирического, оправдыва­ется целиком. «Рассмешить больного, — говорит Дюбуа, — часто есть лучшее средство, чтобы побороть то тяжелое душевое со­стояние, которое разрастается на почве физической болезни». Здесь можно только не согласиться с термином «душевное», а также добавить, что это состояние является следствием не толь­ко физической болезни.

Случалось, что какое-либо остроумное и смешное замечание остряка заменяло в коллективе целую беседу о том или ином предрассудке и наносило сокрушительный удар с меньшими уси­лиями. Ослабить дисциплину и вообще повлиять дурно в кол­лективе шутки и «смешки» не могут.

Подготовка к победам

Чего именно следует опасаться в коллективе — это застойно­сти, косности, приостановки роста, задержки на одной фазе. Это «наруку» неврозу: сам он характеризуется... задержкой в разви­тии известной функции.

Третьей фазе — бывший больной среди здоровых — предше­ствует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здоровые. Собственно подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вернуться несколько к прошлому.

Специальным моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выступления в присутствии здоровых людей... Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих, и слы­шали безупречную речь своих знакомых. Тогда нашим коллекти­вистам нельзя будет отступать в своей среде, где живут и работа­ют свидетели их успехов.

Эти внутренние победы теперь являются также внешними, открытыми, так как они совершаются в присутствии приглашен­ных извне...

Можно ставить доклады, инсценировки, диспуты на посто­ронние темы. Следует вообще удаляться от тем о речи, Перенося внимание на другие интересы. Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все: в прени­ях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п.

Крайне желательно присутствие на таких выступлениях вра­
чей, педагогов, психологов. /

Параллельно с внутренними победами, а иногда и несколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью... Исполнить какое-либо поручение, требующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п.

Настоящие победы!

Большим публичным выступлениям, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предше­ствовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо читать воображае­мым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Коллекти­висту такая тренировка дается легче, поскольку он постоянно общается с коллективом. Задача здесь — уметь видеть в лице коллектива одного человека.

Устойчивость принятого решения — вот что составляет ос­новное условие больших побед. Надо помнить: победить невоз­можно, только обороняясь.

Специфическое для трудной функции состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейс­кой, реальной, откуда пришел он в коллектив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависи­мости от тех или иных условий, окружающих их.

Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в кол­лективе, куда приглашены некоторые другие слушатели... В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллективисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллективу и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе... Победа! Победа!

Победитель делил свою радость вместе со всем коллективом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчи­ка служили неисчерпаемым источником бодрости для всего кол­лектива. Эти победы заносились в особую книгу побед — бодрый фонд всего коллектива.

К ораторскому искусству

Закончив в коллективе все фазы, в среднем, в три месяца, надо в дальнейшем работать самостоятельно по указанному выше плану.

Тезис — не всякий заика при желании может сделаться блес­тящим оратором, но зато всякий заика при желании может вер­нуть себе речь — нуждается... в некоторой поправке. Мы утвер­ждаем, что коллективный метод лечения — шаг к ораторскому искусству. Заика может и обязан стать оратором!

К счастью, большинство заик — прирожденные оратооы и литераторы: история и современность не скупится на примеры.

Третий принцип. Индивидуальное на фоне коллективного

Третий принцип, как и первый, не проводится изолированно, «после», а во время второго принципа и его трех фаз. Основное в нем — учет индивидуального. Это нисколько не противоречит тому, что мы говорили о коллективе. Если формула «Нет болез­ней — есть больные» в известной мере верна, то наше внимание индивидууму вполне законно. Было бы неправильно противопо­ставлять индивидуальное коллективному, отдельное — общему.

Задача состоит в том, чтобы в каждом больном найти его «изю­минку», его индивидуальную особенность, звено, что и подмеча­ют коллективисты друг у друга...Эту личную благоприятную черточку нужно развить, укрепить, максимально использовать: она вывезет.

Весьма полезно, чтобы человек был охвачен какой-либо це­лью или увлечением:

1) увлечением той или иной областью науки, в частности, ес­тествознанием и математикой;

2) тем или иным видом искусства — литературой, театром, музыкой, живописью и т. д.;

3) увлечение любимым человеком, друзьями, любимым тру­дом, техническим ремеслом и т. д.;

4) туризмом, физкультурой, шахматами.

Наряду с развитием индивидуальных особенностей членов коллектива полезно для всей организации ввести легкий спорт, физический труд для нерабочих, организовать экскурсии, игры, чтение биографий замечательных людей и целый ряд других вспо­могательных мероприятий.

Тартаковский И. И. Психология заикания и кол­лективная психотерапия. — М., 1934.

Ю. А. Флоренская, И. С. Авербух, О. Г. Архипова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.