Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этиология заикания






Причины заикания можно разделить на предрасполагающие и производящие или случайные. К первым следует отнести пол, возраст, наследственность, географическое и этнографическое место субъекта и род занятий, ко вторым относятся: душевные потрясения, травмы и некоторые другия влияния.

А. Причины предрасполагающие

а) Возраст

...Заикание есть, по преимуществу, детская болезнь, что по­ловина всех заикающихся получают свою болезнь между 2 и 5 годами жизни, что громадное большинство, именно почти 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста.

б) Пол

Древние врачи знали, что мужчины более подвержены заика­нию, чем женщины (Авиценна, Итар, Вуазен, Щультесс, Колом-ба, Кленке, Винекен, Норден). У женщин почти в три раза сла­бее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин. Женщины более мужчин склонны к раннему заболеванию заи­канием: количество заболевающих девочек значительно превы­шает количество мальчиков в первые три года развития речи (48, 4% мальчиков и 71, 7% девочек). Эта разница, может быть, стоит в связи с найденным авторами фактом более раннего раз­вития речи у девочек, чем у мальчиков (Шервен, 1878). Более раннее и быстрое развитие сложной функции речи может, ко­нечно, служить предрасполагающим моментом к болезненным расстройствам в сфере этой функции. Такое толкование не про­тиворечит общим физиологическим соображениям.

в) Наследственность

Предрасположение, выражающееся множественным фамиль­ным заболеванием, обнаруживается в 1/3 части всех случаев заикания. Физические знаки вырождения, особенно в форме непра­вильного образования челюстей, неправильного расположения зу­бов и неполного числа их, встречается у заикающихся столько час-го, как у глухонемых от природы. Кроме того, часто встречается углубленное сводообразное твердое нёбо, двойной ряд зубов, весь­ма неправильное расположение их, отсутствие одного или двух рез­цов, неодинаковая величина тождественных зубов, малая величина и зачаточный, недоразвитый вид некоторых из них, ненормально развитое и несоразмерное большое мягкое нёбо, короткая, плот­ная, рубцевидная или хрящевая уздечка языка, неправильности в форме ушной раковины и многие другие общеизвестные физи­ческие признаки вырождения....У значительного числа заик на­блюдаются физические признаки вырождения и болезненный темпе­рамент. Уже врачи классической древности были хорошо знакомы с этими болезненными признаками и в них видели причину заи­кания (Гален, Меркуриалис, Вельпо, Диффенбах, Беркон).

Наследственность, предрасполагающая к заиканию, обнару­живается четырьмя признаками, именно: 1) фамильным заика­нием, 2) фамильными нервными болезнями, 3) физическими знаками вырождения и 4) специальными особенностями харак­тера. Последний признак наиболее част. Процент случаев забо­левания заиканием, в которых наследственность играет роль пред­располагающего момента должна быть не менее 73%. Таким образом, наследственности должно приписать главную роль в происхождении заикания.

г) Географические и этнографические причины Наименьшую наклонность к заболеванию заиканием обнару­живают племена, язык которых сделал наименее прогресса и со­хранил наиболее первобытных элементов.

Б. Причины производящие (случайные)

Самым существенным толчком к развитию заикания служит испуг (67, 5%) и в ряду случайных или производящих причин он занимает первое место. Второе место в ряду случайных причин принадлежит ушибу (27, 5%). Инфекционные заболевания — 2, 5%, подражание 2, 5%... в этих случаях существовало наследственное предрасположение, и на почве его развилось заикание, подража­ние же могло и не играть здесь существенной роли.

Общий план рационального лечения заикания

I. Лечение предупредительное (профилактика). П. Гимнастика речи (дидактическое лечение). III. Психическое лечение. IV. Фармацевтическое и динамическое лечение.

V. Излечимость заикания.

Профилактика заикания

Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка. «Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ре­бенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбуди­мостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возы­меть опасное влияние и вызвать заикание. В-третьих — необходи­мо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений помощью игр и гимнастики. В особен­ности необходимо при этом озаботиться развитием того широко­го отдела произвольных движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чте­нии и декламации.

 

Гимнастика речи

Под именем гимнастики речи следует разуметь всю сумму л.еханических упражнений голоса и речи. Упражнения эти могут касаться то отдельных механизмов членораздельной речи, то всей речи, в ея целом составе. На этом основании удобно разделить гимнастику речи на два большие раздела: а) упражнения элемен­тарные и б) упражнения сложные. К первому отделу мы относим упражнение дыхания, упражнения голоса и упражнения артику­ляции; ко второму отделу: отраженную речь, чтение, умственную речь, шопотную речь, рецитатную речь, декламацию, импровиза­цию и беседу.

Умственная речь состоит в мысленном воспроизведении чте­ния, разговоров или вообще в мысленной речи. Речь эта... мо­жет сопровождаться жестами и некоторыми слабыми движения­ми артикуляторных органов: губ, языка, выдыхательного механизма. Целью этого рода упражнения должно быть отчетли­вое и ясное воспроизведение импульсов к движению.

Рецитация представляет собою изустную передачу точно зау­ченных отрывков речи. В рецитации, как и в чтении по книге, редакция мыслей не подлежит никакой перемене, и от читающе­го требуется лишь изустная передача их. Рецитация уже труднее для Исполнения, нежели чтение и отраженная речь, потому что она требует, подобно умственной речи, чистого воспоминания, не вызываемого непосредственными внешними впечатлениями. Рецитация предполагает собою существование умственной речи и есть ея внешнее проявление.

Шопотная речь в высшей степени предохраняет от заикания: за самыми ничтожными исключениями все заики говорят шопо-гом совершенно свободно.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простей­шую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова укороченно­го звука э. Это преобразование слова равносильно в сущности изменению его слогового состава. Слово «страх» превращается в трехсложное слово сэ-тэ-рах.

Монотонная речь есть речь, лишенная естественных повыше­ний и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на умень­шение заикания известно почти всем авторам. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для уменьшения или устранения приступов заикания, и в этом отношении она мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимуще­ства более естественного явления, не поражающего ухо слушате­ля своею искусственностью, как речь ритмическая.

Три вида тонированной речи, а именно: речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом, весьма удобно на практике совмещать, рекомендуя медленную речь, произносимую низким голосом однообразным тоном. Такая речь имеет в себе большую предохранительную силу против заикания, в особенности если ея медленность дана значительным падением выдыхания на гра­нице слогов — что на самом деле большею частью и бывает.

Лечение психическое

Основываясь на данных классической медицины и на наших собственных наблюдениях, мы предлагаем следующий план пси­хического лечения:

1) дать больному покой, устранив все условия, которые под­ держивают приступы болезни.

2) Дать больному руководителя-врача для непосредственного сложного личного воздействия.

3) Организовать систему благотворного внешнего воздействия на больного.

4) Организовать систему благотворных внутренних условий.

13 Зак. 1876


Внешние условия психического лечения

а) Упражнения на открытом воздухе вдали от людей.

б) Упражнения стоя.

в) Что касается лучшего времени для речевых упражнений, то
следует избирать утренние часы.

Внутренние условия психического лечения

а) Направление внимания, б) внутренняя речевая гимнасти­ка, в) упражнения в мыслительных редакциях речи и г) условия, изменяющие настроение духа и привычные ассоциации идей.

Наблюдатели советуют отвлекать внимание больного от труд­ных звуков в иную сторону. Безель советует больным думать о гортанных звуках в ту пору, когда им приходится произносить губные или язычные звуки. Он предлагает также разрисовывать некоторые буквы, чтобы этим побочным впечатлением отвлечь внимание больного от трудных звуков.

Все сложные весьма разнообразные виды речевой гимнасти­ки и упражнения в нормальной речи должны в конце концов сделаться предметом умственных упражнений. Таким образом все то, что больной проделывает громко, как-то: дыхательная гимнастика, вокальные, различные артикуляторные упражнения, жесты, такт, чтение, тонированная речь, которые больной дела­ет реально, должны быть производимы мысленно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.