Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ излечения заикания






Я изложил все, что необходимо было для того, чтобы показать заикающимся, в чем собственно состоит недостаток их и удалить то ложное мнение, по которому многие считают заикание орган­ным или другим каким-либо телесным недостатком, и следова­тельно неизлечимым. Заикающиеся узнают из этого, что недо­статок их относится к числу недостатков психических, происхо­дящих от вредных влияний на дух, поддерживаемых представле­нием и укореняющихся от привычки. Это заставит их с твердостью и доверием употребить мой способ лечения, основанной на су­ществе самой болезни и избавит их от заикания.

Метода, возвращающая заикам совершенное употребление язы­ка, действует на дух, избавляет их от страха и представления о невозможности своей выговаривать известные слова, предписы­вает им, с одной стороны, обдумывать то, что хотят высказать, с другой стороны, удостоверяет, что следуя точно правилам мето­ды, они действительно могут верно и ясно выговаривать слова, к произношению которых они считали себя прежде неспособными. Но как ни справедливо то, что всякий заика, следуя надлежащим образом моей методе, может в короткое время достигнуть совер-шеннаго употребления языка, то тем не менее употребление ее требует, особенно в начале лечения, твердой решимости, совер­шенной уверенности точнаго и постояннаго исполнения правил ею предписываемых; пренебрежение этих правил в продолжение часа, или еще кратчайшего времени часто замедляет совершенное удаление недостатка, или даже делает его невозможным. Оттого-то я более всего должен предостерегать каждаго, же­лающего избавиться своего недостатка, не начинать излечение его только попытками и после отлагать его до удобнейшаго слу­чая, так как чрез это снова может появиться уже исчезнувшая однажды боязнь выговаривать известныя слова, которая вместе с недоверием к методе, затрудняет пособие, или даже делает его невозможным. Но как редко кто владеет твердостию характера достаточною для того, чтобы извлечь самому из методы всю пользу; то необходимо предпринимать это лечение под надзором человека коротко знакомого с нею; который мог бы удерживать страждущего от малейших отступлений от методы и не позво­лять ни в коем случае говорить или читать без соблюдения пред^ писанных правил.

Не смотря на всю простоту методы, успех ея очень часто за­висит от различных маловажных причин, которыя я намерен здесь изложить. Чтобы применение моей методы могло увенчаться вер­ным успехом, страждущий должен предварительно удалиться на несколько дней от всех занятий, избегать, сколько возможно, рассеяний и с доверием и спокойным духом начать лечение. После этого можно будет приступить к лечению, узнав прежде при слу­чае те буквы, слоги и слова, которыя кажутся заикающемуся тя­желыми. При лечении, которое должно начаться с чтения, нуж­но остерегаться начинать его с труднаго для заикающагося слова; нужно найти в книге место, в котором бы такое слово не встре­чалось в начале. Предварительно страждущему можно положить под язык свиток плотно скатанного холста, толщиною в мизи­нец, а длиною ровный ширине рта между зубами.

После этого, заставив заикающагося читать спокойно, без ма­лейших напряжений, нужно требовать от него, чтобы он выговари­вал каждое слово по складам, каждый слог отдельно от предыду­щих и последующих, притом не скоро, но громко, чисто, ясно, без повышения и понижения голоса (монотонно). При чтении необхо­димо наблюдать известный ритм (rhytmus), для большей пользы котораго заикающийся должен, при произнесении каждаго слова, ударять такт пальцем и наблюдать все знаки препинания, останав­ливаясь на них долее обыкновеннаго. Особенно внимание должно обращать на то, чтобы первый слог в начале предложения заикаю­щийся произносил медленно и с некоторой протяжностью. Доколе страждущий не поймет хорошо и не привыкнет к такту и образу чтения методы, нужно читать вместе с ним; это можно прекратить, коль скоро он в состоянии будет читать правильно без помощи. После этого можно приступить к разговору по тем же самым пра­вилам, ограничиваясь первоначально краткими вопросами, и отве­тами, и советуя заикающемуся смотреть пристально в глаза своему собеседнику, выговаривать, особенно первый слог, протяжно, чис- ' то и ясно, и, для избежания малейшей торопливости, останавли­ваться после каждаго вопроса или ответа. Когда заикающийся при­выкнет к такому упражнению, нужно его, сколько можно более придерживать к разговору, наблюдая строго предписанные правила и избегая всякаго неправильнаго или местнаго произношения и удаления от чистаго разговорнаго языка.

Если заикающийся верно поймет и выполнит изложенную здесь методу чтения, он немедленно избавится от самого силь-нейшаго заикания и будет в состоянии выговаривать каждое труд­ное для него слово. Приобрев свободное произношение и убе-дясь собственным опытом, что недостаток его заключается в несовершенстве органов, он теряет прежнюю боязнь и представ­ление о неспособности выговаривать слова и получает правиль­ное понятие о свойствах недостатка своего, ободренный этим первым успехом, он с большим доверием поручает себя методе.

Если заикающийся после трехдневного соблюдения предпи­санных ему правил, не будет встречать при чтении никаких зат­руднений; то он может на четвертый день не употреблять уже свитка. Большая часть заикающихся получают в таком случае способность говорить скоро и плавно, без соблюдения правил методы; несмотря на то, всякой, желающий навсегда избавится от своего недостатка, должен избегать скораго и поспешнаго выговора, свободное произношение возвращается ему тут толь­ко на настоящее время; сила же привычки заикаться может быть подавлена совершенно только привычкою правильнаго выгово­ра. Оттого я наипаче должен предостерегать каждаго, получившаго таким образом в течение нескольких дней свободное упот­ребление языка от мнения, будто он навсегда избавился от своего недостатка, может оставить дальнейшее упражнение, и не обра­щать внимания на собственный выговор слов. Произносить сло­ва по правилам методы, чувствуя себя способным говорить ско­ро и плавно, довольно трудно: для этого необходима некоторая твердость характера, которую можно предположить в лицах спо­собных здраво судить о предметах; но тем строже должен быть надзор над детьми и невзрослыми; потому что только укоренив­шаяся привычка правильнаго выговора может избавить их от возобновления недостатка.

Монотонное произнесение слов по известному ритму и с уда­рением такта должно продолжать до тех пор, пока оно необра-тится в привычку говорить всегда по складам: в этом случае не должно обращать внимания на странность первоначального про­изнесения: произношение это будет исчезать постепенно вместе с тем как заикающийся начнет объясняться свободнее. Для избежания торопливости, заикающийся не должен говорить скоро, дабы дать себе время согласить мысли с произносимыми слова­ми: это будет легко после удаления препятствия со стороны за­пинания в выговоре. Даже и тогда, когда исчезнут самые слабей­шие следы недостатка, долго еще нужно избегать действия аффектов и держаться чистаго, правильнаго языка, основание которому положено произношением по складам.

Нельзя точно определить времени потребнаго для этих уп­ражнений, дабы навсегда обезопасить себя от возвращения не­достатка, так как это зависит не столько от рода заикания, сколько характера заикающагося. Вообще, касательно этого предмета, можно сказать то, что, тогда как одни избавляются от заикания в продолжении некоторых недель, другие употребляют на совер­шенное излечение несколько месяцев, даже лет: обыкновенно люди пожилые могут быть излечены скорее, нежели молодые. Это подтверждается тем что заикание исчезает мало-помалу под старость, что должно приписать ослаблению страстей, уменьше­нию застенчивости, большему спокойствию духа и самооблада­нию свойственному человеку в летах. При подобных обстоятель­ствах и действие методы может быть успешнее.

Метода моя не может иметь полнаго систематическаго прило­жения в тех случаях, когда дети едва начинают заикаться; но если родители заметят, что дети их начинают заикаться вслед­ствие испуга или других им неизвестных причин (это обнару­жится тем, что дети, в таких случаях желая произнести слово, растворяют рот и остаются некоторое время в таком положении, не будучи в состоянии произнести желаемаго, или стиснув губы, разжимают их с судорожными движениями); в таком случае на­добно немедленно остановить их, стараться привести в спокой­ное состояние и, спустя несколько времени, позволить выска­зать свое желание.

При большем развитии умственных сил ребенка, можно зас­тавить его повторять за собою какия либо фразы, произнося их ясно и по складам; детей же, коим возраст позволяет учиться, можно заставить самих читать по складам, ударяя пальцем такт при произношении каждаго слога. Этим простым способом можно удалить заикание при самом начале; не должно только пугать детей суровым обращением, но стараться удалять все, что может нарушить спокойствие их духа, приучая их говорить всегда пра­вильно и ясно.

При всей простоте методы, применение ея требует со сторо­ны исполнителей, для несомненности успеха, некоторой опыт­ности, которая приобретается практикою и не может быть пред­метом рассуждений. Необходимо, кроме механической части методы, некоторое искусство действовать на умственный силы, применяться к характеру заикающагося; прежде же всего долж­но стараться снискать доверие страждущаго, помогать ему изве­стным образом при разговоре и, сколько возможно, отвлекать его внимание от мысли о своем недостатке, особенно, уметь пользоваться всяким удобным случаем, чтобы убедить его, что совершенный успех зависит единственно от строгаго соблюде­ния предписанных методою правил.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.