Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И основные мероприятия по реэдукции голоса






Нарушения голоса и речи функционального характера в своей основе имеют невроз, выраженный в той или иной степени, и потрму, уяснив нервно-психологические особенности больного, с самого начала все лечебные мероприятия следует подчи­нять тем требованиям, которые необходимы при лечении больного неврозом, особенно больного, изведавшего и пережившего неудачи предшествовавшего лечения. Такой больной склонен давать совершенно непредвиденные и неадекватные реакции на воздействие самых разнообразных раздражителей. Начинать лечение необходимо с умелого подхода к больно­му, стараться больше уделять ему внимания, проводить бесе­ды с разъяснением сущности заболевания. Необходимо ис­пользовать внушение и психотерапию. Основываясь на уче­нии И. П. Павлова, психотерапию следует понимать как те­рапию патогенетическую, базирующуюся на физиологическом анализе функциональных нарушений высшей нервной деятель­ности человека.

Терапевтическое значение беседы следует расценивать двояко: у тех больных, у которых преобладают в картине их функционально­го расстройства голоса элементы повышенной возбудимости, беседа должна сопровождаться некоторым успокоением, снижением про­цесса возбуждения центральной нервной системы; у больных со слабым тормозным типом высшей нервной деятельности беседа также действует ободряюще и сопровождается некоторым уменьшением процесса торможения и, следовательно, усилением возбудительного процесса.

После беседы и ларингостробоскопии проводится лечебная ды­хательная гимнастика.

Отрегулировав дыхание (короткий вдох и замедленный вы­дох), необходимо добиться гибкости речевого аппарата и его от­дельных мышц, что достигается при помощи артикуляционной гимнастики, производимой одновременно с ортофоническими упражнениями (а - ну, ох - ты, ам - ба и пр.). При этом открывание рта производится в вертикальном направлении (опус­кание нижней челюсти при речи должно достигаться примерно на 2—3 см). Движения при открывании рта должны быть свобод­ными. Язык должен лежать плотно и лишь кончиком касаться нижних зубов. Движением нижней челюсти, раскрыванием рта, регулированием движений языка достигается правильное направ­ление звуков в позиции резонатора.

Ортофонические упражнения начинаются с произношения звука м в тональности, свойственной обычной разговорной речи, с закры­тым ртом (многократно). Вначале необходимо добиваться не обыч­ного речевого звука, а звука, скорее похожего на мычание - произ­носится тихо, без напряжения, отрывисто (только вначале), с обязательным направлением звука в позицию резонатора, а далее постепенно усиливается, но произносится спокойно, медленно и обязательно на выдохе. Губы при этом должны быть сомкнуты и несколько вытянуты.

Переходя к озвучанию согласных с гласными, вначале объясня­ется больному правильное произношение каждой фонемы, слова и нужное число повторений.

Фонемы подбираются индивидуально, в зависимости от вида нарушения голоса или от отсутствия звучности, позиции воспроиз­ведения голоса, состояния фонационного дыхания и общего состоя­ния больного.

Лучшим примером для начала являются следующие сочетания фонем:


мму-мы му-мо му-мэ му-му му-ма


нны-ни ны-но ны-нэ ны-ну ны-на


рро-ры ро-ро ро-рэ ро-ру ро-ра


 


тто-та то-тэ то-ты то-ти то-ту то-то


бто-би бо-бы бо-бэ бо-бо бо-ба бо-бу


ппо-пы по-пи по-по по-пэ по-па по: пу


кку-ки ку-ко ку-кэ ку-ка ку-ку


Постепенно упражнения усложняются, например:

му-мы-ман-мэн

мы-му-маи-тэи

ты-тэ-тын-так

ры-рэ-рым-раи

ро-рэ-рум-рэн

Безударное произношение сменяется ударным, и наоборот. После произношения короткого слова — Боря, мама, труд, пруд — строится короткая фраза — миру мир, заре навстречу. Фразу можно удлинять. От отраженной речи постепенно следует переходить к спонтанной речи, усвоив и закрепив звучание согласных с гласными; дальней­шее развитие звука целесообразно начинать с упражнений напевно­го характера, звучание согласных с гласными чередуя с речевым произношением.

Особой тщательности требует правильное, своевременное прове­дение ортофонических упражнений. В конечном счете они приво­дят к восстановлению единой координированной деятельности ды­хательного, артикуляционного аппарата, голосовых связок и речевой функции, в целом обеспечиваемой взаимодействием первой и вто­рой сигнальной системы.

Кроме описанного выше лечения, больным с функциональ­ным нарушением голоса и речи целесообразно назначать общеукрепляющее лечение (бромиды, электрофорез воротниковой зоны с хлористым кальцием от 6 до 15 минут на протяжении 12 дней). Лечение витаминами, водолечение. Необходимо больно­му обеспечить нормальный сон.

У больных с преобладанием явлений мышечной слабости — паретического состояния гортани, выражающегося в недостаточ­ной фонаторной подвижности истинных голосовых связок, — врач ортофонические упражнения проводят одновременно с воздей­ствием синусоидальных, низкочастотных модулированных тонов.

Анализ результата лечения данной группы больных комплек­сным методом (лечебная дыхательная гимнастика, ортофоничес­кие упражнения, воздействие синусоидальных модулированных тонов) показал, что клиническое выздоровление наступало в 80, 16%, улучшение — 16, 5%, без улучшения — 3, 34%. Отдален­ные результаты хорошие, рецедивы единичны.

Профилактика функциональных нарушений голоса и речи сла­гается из мероприятий по предупреждению невроза и фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ля­пидевского. — М., 1967. — Вып. 3. — С. 223—231.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.