Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом






Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что при детском церебральном параличе наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто отмечаются разнообразные рече­вые нарушения... При изучении речевых нарушений у детей с церебральным параличом на первоначальном этапе авторы лишь констатировали их наличие... В дальнейшем исследователи ста­ли не только констатировать наличие дефектов речи, но и делать попытки определить механизмы, обусловливающие причину отклонений в речевом развитии. Н. Гутцман провел исследование речи детей с детским церебральным параличом и впервые констатировал, что нарушение речи у них обусловлено псевдобульбарным параличом. А. Оппенгейм, обследуя двух детей, у кото­рых нарушения речи были обусловлены псевдобульбарным и (раличом, выявил наличие у них атетоидных гиперкинезов как и речевой, так и в общей моторике.

На следующем этапе изучения детского церебрального паралича исследователи выделяли псевдобульбарный симптомокомплекс и объясняли причины его возникновения поражением полосатого тела мозга, проявляющимся не только в парезах и атетозах, но и в других экстрапирамидных расстройствах (Фог и Оппенгейм).

Позднее при характеристике речевых нарушений у детей с нтским церебральным параличом ученые (например, М. Я. Брейтман, М. С. Маргулис, В. А. Муратов) уже вводят понятие дизартрии, обозначая им нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с церебральным параличом, обусловленные внутриутробным или родовым пора­жением мозга, выявил еще В. Литтль, который писал, что «мыш-иы речи также обычно поражены, и расстройства речи наблюда­ются от простой неясности в произношении некоторых букв до полной потери членораздельной речи. Часто речь тяжеловесна и «медленна, как и другие волевые акты. Глотание часто затруд­нено в первые месяцы жизни, и только по истечении долгого времени ребенок научается не давать слюне вытекать изо рта и проглатывает ее».

В результате многолетних исследований особенностей рече­вого развития детей с церебральным параличом было установле­но, что ведущим дефектом их речевой патологии являются ди-шртрии. Были выделены и описаны разные формы и степень выраженности этих нарушений...

Комплексные исследования, проведенные в лаборатории обу­чения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательно-ю аппарата НИИ дефектологии АПН СССР М. В. Ипполито-пой, Н. Н. Малофеевым, Е. М. Мастюковой, Н. В. Симоновой, П. Б. Халиловой, обнаружили разнообразные речевые наруше­ния у большинства (75—80%) учащихся с церебральным парали­чом. Исследования, основанные на системном подходе к изучению речевой функции, позволяют рассматривать речевые нарушения в аспекте их структурной и семантической целостности.

У большинства учащихся отмечается своеобразие формирова­ния словарного запаса, что находит выражение в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов-названий, в несформированности многих родовых, видовых и обобщенных понятий. Особенно ог­раничен у них запас слов, обозначающих признаки и качества предметов, а также различные виды действий с ними. Такое свое­образие обусловлено основным заболеванием детей — двигатель­ными нарушениями, которые не позволяют детям свободно пе­редвигаться и действовать с предметами, ограничивают их общение с окружающим миром.

Хотя большинство учащихся с детским церебральным пара­личом пользуются к началу обучения фразовой речью, она у них бедна, состоит из двух-трех слов. Отмечается отсутствие предло­гов, искажение предложно-флективных отношений, отображаю­щих различное расположение предметов в пространстве и во времени.

У детей отмечается неумение правильно применять глаголы в возвратной форме, в различных временах, затруднения в упот­реблении предложений со сравнительными оборотами и наречи­ями, обозначающими разную меру и полноту действий.

Специфика заболевания определяет в значительной степени и своеобразие развития понимания речи у детей с детским це­ребральным параличом. Это своеобразие проявляется в недоста­точном понимании многозначных слов, в трудностях различе­ния синонимов, антонимов, значений причастий и деепричастий, в понимании предложно-флективных отношений и предложных конструкций, содержащих слова, выражающие пространствен­но-временные отношения.

Развитие всех сторон устной речи детей с детским церебраль­ным параличом является необходимой предпосылкой успешного усвоения программного материала по основным предметам. Не­достаточность и бедность словарного запаса, непонимание от­дельных грамматических форм и выражений вызывают затруд­нения в осмыслении учебных текстов, арифметических задач, художественных произведений.

Исследование показало, что наиболее часто нарушения зву-копроизношения при спастической диплегии связаны с псевдо-бульбарной дизартрией. Псевдобульбарная дизартрия возникает при поражении двигательных корковоядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение или понижение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Обследова­ние состояния движений артикуляционного аппарата позволило выделить несколько групп детей. У детей первой группы отмеча­лось разной степени выраженности слюнотечение, снижение обьема и амплитуды, а также скорости всех движений мышц губной, язычной мускулатуры, ослабление силы голоса, речевого нюха и выдоха. Выпадение или ослабление иннервации череп-пи мозговых нервов было различным, но чаще всего выпадали ноковые движения языка и загибание кончика языка на верх­нюю губу. Почти все дети не умели выполнить дорсальную пози­цию языка, а какуминальную выполняли не с полным загибани-«м краев языка, иногда вообще без поднятия боковых краев, а минь с оттягиванием языка вглубь и в этом положении пытались произносить шипящие звуки. Включение вдоха во время речи у шей было затруднено, что снижало плавность речевого дыха­ния и создавало вынужденные остановки в речи.

Голос у детей во время речи был тихий, истощающийся, с II |юхой модуляцией. Вне'речи в аффективных реакциях крики шей были гораздо лучшими по акустическим проявлениям — юлос чистый, звонкий, с модуляционными переходами.

Характер движений мышц артикуляционного аппарата имел следующие особенности:

1. Включение в движение и переключение движений обычно
плавное, но с некоторым увеличением латентного периода.

2. Включение в движение вызывает не очень сильно выраженные синкинезии головы и конечностей.

3. Движение может полностью отсутствовать при произвольных попытках, но присутствует при безусловно-рефлекторных актах.

4. Объем движений неполный, амплитуда всегда снижена,
движения асимметричны.

5. Истощаемость мышц.

6. Пассивные движения удаются легко.

7. При фиксации на движениях и при их повторении резко увеличивается слюнотечение.

При проверке выполнения фонетических позиций, необходи­мых для артикулирования целых групп звуков, оказалось, что ни дети не смогли выполнить целый ряд заданных позиций... У детей слабо выражена лабилизация, отмечается ненужная назализация при произнесении почти всех звуков. Большая часть детей искали требуемую траекторию движения многими промежуточными движениями. В речи гласные звуки произносились ус-редненно, причем смычные согласные лучшие аффрикат, щеле-иых, сонор. Звукопроизношение в изолированном повторении ныло лучшим, чем в самостоятельной речи, многие звуки сме­шивались, не все были автоматизированны. Было выявлено зна­чительное количество ошибок дифференциации звуков по глухости-звонкости, мягкости-твердости.



Дети этой группы обнаруживали затруднения в речевом об­щении. Почти все они быстро уставали от речевой нагрузки, их речевая активность была выражена непостоянно и быстро исто­щалась. Речевое общение детей было выражено минимально, они мало задавали вопросов, особенно познавательного характера. Следовые речевые реакции у них быстро стирались, им необхо­димо было повторять многократно объясняемый материал. Сло­варный запас детей не был широк по всем темам, в основном ограничивался рамками бытовой обстановки, школы. Сложно­подчиненные конструкции описательной речи обнаруживались у отдельных детей.

У детей второй группы псевдобульбарная дизартрия была обусловлена в основном парезами мышц артикуляционного ап­парата. У этих детей наряду с нарушением произношения пере­днеязычных звуков страдало произношение и смычно-губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м), язычноальвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют достаточ­ного подъема спинки языка вверх (и, ы, у). В силу паретичнос-ти мышц мягкого нёба отмечалось резкое ограничение движе­ний, поэтому ребенок все звуки произносил с носовым оттенком. Речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулирован­ная.

Среди учащихся специальных школ со спастической формой церебрального паралича выделяется группа детей, у которых в основе нарушений звукопроизношения лежит недостаточность кинестетического восприятия позы и движения мышц артику­ляционного аппарата. Произношение звуков характеризуется ря­дом особенностей: при этом искажается произнесение звуков, близких по месту артикуляции... Характерной особенностью зву­копроизношения является искажение и замена аффрикатов. При произнесении этих звуков дети как бы расчленяют звук на со­ставные части...

Искажения и замены звуков отличаются непостоянством: на­пример, затруднялись произвести самостоятельно серию движе­ний языком и губами для произнесения заданных звуков, ребенок может эти звуки воспроизвести правильно на основе использова­ния зрительного анализатора, т.е. по показу, по подражанию. При этом отмечалось, что в словах звуки могут произноситься более правильно, чем в отдельных бессмысленных слогах. У де­тей указанной группы не всегда своевременно подключается го­лос к произнесению звуков. Кроме того, у этих учеников прояв­ляется определенный латентный период для включения в рече­вую деятельность.Выделяется группа учащихся со спастической формой церебрального паралича, у которых отмечается недостаточность тонких изолированных движений мышц артикуляционного аппарата, особенно языка. Поэтому наиболее грубо у них страдает произнесение переднеязычных звуков, особенно какуминальных согласных (ш, ж, р), при образовании которых язык поднят кверху, «тка загнут с боков (так называемая «чашечка»)... Почти у всех детей этой группы отсутствует произнесение звуков л, р.

Среди обследованных детей с гиперкинетической формой детского церебрального паралича нарушения речи по типу дизартрии были обнаружены у всех детей. Расстройства звукопроизносительной стороны речи у них определяются в основном наличием гиперкинезов в мышцах артикуляционного аппарата.

В речевой мускулатуре гиперкинезы не всегда проявляются с такой же интенсивностью, как в общей моторике, но характер гиперкинезов один и тот же. Степень выраженности гиперкинезов в речевом аппарате отличается непостоянством, зависит нетолько от эмоциональных нагрузок, но и длительности речевого общения.

Различают следующие виды гиперкинезов в речевой мускулатуре: хореиформный, атетоидный, хореатетоидный.

При атетоидном гиперкинезе, при сильно выраженных тони­ческих расстройствах управления (по типу ригидности) речевой i роцесс детей был сильно нарушен, порой речь детей восприни­мать, как понятную, без специального прослушивания, переспра-пивания, было невозможно. При хореиформном гиперкинезе дети могли выполнить почти все задания, выявляющие подвижность мышц речевого аппарата. Интенсивность гиперкинеза не оказы­вала заметного влияния на возможность выполнить движение. Качество же выполнения было, естественно нарушенным, однако шплитуда движения и объем движений в. целом были сохранны. 1 Но при включении в речевой процесс наблюдалась рассогласо-инность мышц артикуляционного аппарата и дыхательно-фона-юрного процесса.

При чистом хореиформном гиперкинезе дети умели воспро-.1 шести все артикуляционные позиции и воспроизвести диффе­ренциальные артикуляционные признаки фонем, поэтому мы не шблюдали у них замен и пропусков букв.

Атетоидный гиперкинез проявлялся в постоянном чередова­нии разгибательных и сгибательных движений головы, в смеще­нии нижней челюсти, языка, губ. В верхней мимической мускулатуре отмечались насильственные движения надбровья и круговой мышцы глаз — брови поднимались и чуть сдвигались, появлялись как-будто гримасы боли, удивления. При сильно выраженной ригидности в мышцах плечевого пояса, шеи и ми­мической мускулатуры наблюдалось слюнотечение, но не силь­но выраженное. При произвольных речевых попытках гиперки­нез усиливался, что вторично затрудняло установление речевого контакта.

Характер движений мышц речевого аппарата при гиперкине­тическом синдроме имеет следующие особенности:

1. Скорость включения в движение зависит от характера ги­перкинеза: при атетоидном гиперкинезе значительно увеличива­ется латентный период включения в речь, при хореическом он почти в пределах нормы.

2. При атетоидном гиперкинезе целый ряд движений является
недоступным ребенку, но ученик всегда делает попытки выпол­нить движение длительно, сосредоточенно, как можно лучше. Отсутствует движение поднятия кончика языка на верхнюю губу, поэтому дорсальная и какуминальная позиция недоступны, так как язык сильно напряжен и ротирован. При хореиформном гиеркинезе движения несколько затруднены, но доступны.

3. При выполнении артикуляционных движений наблюдается увеличение гиперкинезов.

4. Амплитуда движения при хореиформном гиперкинезе не­постоянная, при атетоидном гиперкинезе — амплитуда непол­ная.

5. Фиксация движения очень ограничена.

Характерной чертой проявления нарушений звукопроизноше-ния при гиперкинетической форме церебрального паралича яв­ляется расстройство мышечного тонуса в речевой мускулатуре.

Меняющийся характер мышечного тонуса при экстрапирамидной дизартрии, большая его зависимость от внешних влияний, произвольных движений, эмоционального состояния учащегося, положения его тела и головы определяли особенности нарушен­ного звукопроизношения у этих детей. Было характерно отсут­ствие стабильности артикуляционных нарушений, непостоянство нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном со­стоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония с трудностью удержания какой-либо артикуляционной позы, то при попытке к речи наблюдается повышение мышечного тонуса в артикуляци­онной мускулатуре. Тонические мышечные нарушения могут рас­пространяться и на дыхательную мускулатуру, и на мышцы горта­ни, обусловливая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания у этих детей. Поэтому произвольное подключение го­лоса всегда затруднено, проходит определенный латентный пери­од между беззвучной артикуляцией и ответом ребенка, но речь его смазанная, невнятная, голос с гнусавым оттенком.

Следующей особенностью звукопроизношения является нарушение эмоционально-двигательной иннервации, что проявляется в расстройствах так называемой просодической стороны моторной речи. При этом страдает не столько артикуляция, сколько мелодия, темп речи, возможность говорить медленно или быстро, нарушается интонация. Эмоциональный оттенок речи утрачивается, речь делается монотонной, однообразной, немодулированной. Во время фразовой речи происходит ее постепенное затухание.

Голос у этих детей прерывистый, при хореическом гиперкинезе вибрирует, при атетоидном напряжен и сдавлен. Темп речи более сохранен при хореическом гиперкинезе и очень замедлен при атеноидном. Модуляций почти нет при атетоидном гиперкинезе, вследствие чего отсутствует интонационная выразительность речи.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны pечи учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича является трудность автоматизации или введения поставленного звука в речь. Это обусловлено затруднениями при переключении от одной артикуляции к другой, при переходе от звука к звуку, от слова к слову...

Выявленные особенности звукопроизносительной стороны речи и механизмы, их обусловливающие, позволили совершенствать комплексную систему мероприятий по коррекции недостатков речевого развития учащихся с детским церебральным
параличом.

В основу коррекционной работы положен синтетический подход, предусматривающий принцип системного подхода к характеpy нарушений звукопроизносительной стороны речи, принцип формирования коммуникативной функции речи как результата психической деятельности учащихся, принцип деятельностного подхода к развитию речи, принцип поэтапного формирования всex сторон речи.

Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется с уче-юм характера и структуры нарушений у каждого учащегося. По­становка звуков проводится в тесном единстве с формированием цжтельного и слухового восприятия, развитием фонематического слуха и звукового анализа, пространственной ориентацией и зрительно-моторной координацией. Особое внимание уделяется вос-митанию кинестетических ощущений и самоконтроля при фор­мировании необходимого артикуляционного уклада...

Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1989.

 

Е. Ф. Архипова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.