Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения голоса






Характерной особенностью дизартрии у детей с церебраль­ным параличом является нарушение голоса. Мелодико-интона-ционные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей сте­пени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижно­сти. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При по­ражении мышц гортани голос становится слабым, немелодич­ным.

Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса.

Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может нарушать возможность вибрации голосовых свя­зок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые „в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов нчикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утя-i гляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом.

Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне p.i шообразны. При различных формах дизартрии они носят спе­цифический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в про­мессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, чриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребе­нок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом шачительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом долж-н, 1 начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над го-юсом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержа­щиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений — развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Работа над голосом всегда начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глота­ние капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зерка­лом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощуще­нию поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёб­ной занавески. В качестве подготовительных могут быть исполь-юваны следующие упражнения:

—стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопыва­ющими движениями при помощи языкового депрессора;

—обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной
пипетки капает против задней стенки глотки капли воды. Голова
ребенка несколько запрокинута назад;

— стимуляция кашлеподобных движений и зевания.
Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и рит­мичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первона­чально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1, 0—1, 5 см). Затем логопед просит ребенка делать это само­стоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на опти­мальное расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются уп­ражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Напри­мер, ребенка просят до окончания зевательного движения про­изнести звук а и при широко открытом рте перейти от произне­сения этого звука к звуку», задерживая воздух во рту под давле­нием, прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески...

Кроме органически обусловленных нарушений голоса, могут наблюдаться различные функциональные наслоения, обусловлен­ные прежде всего общим эмоциональным состоянием ребенка. Хорошо известно, что при волнении дети с церебральным пара­личом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации у детей с церебральным пара­личом важно создавать эмоционально положительный фон («си­туацию уверенности»). При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пе­ния, выразительной декламации. Большое значение имеет мед­ленное произнесение гласных. Звуки произносятся поперемен­но — то шепотом, то громко.

Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных.., затем по три.., и, наконец, по четыре... Потом произносятся сло­ги с постепенным удлинением их цепочек, затем — слова с опре­деленными звуками, на последних этапах — стихотворения, ско­роговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи, то шепотом, то громко.

Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тем­бра и высоты голоса. Одним из примеров подобных упражнений может быть счет десятками... с постепенным усилением... и с ослаблением... голоса, а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ос­лаблением голоса. Для развития высоты и тембра голоса боль­шое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д. Разыгрываемые детьми, инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.

Диартрия у детей с церебральным параличом осложняется налчием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2—3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.

Особенностью дизартрии у детей с церебральным параличом является не только недостаточность произвольных артикуляцинных движений, но и слабость их кинестетических ощущений.Поэтому во время логопедической работы необходимо руководсвоваться принципом двйгательно-кинестетической стимумуляции.

Во время упражнений по развитию артикуляционной моторики внимание ребенка всегда привлекается к возникаю­щим при этом ощущениям (речь идет о кинестетических ощу-пи-ниях). Для развития двйгательно-кинестетической обратной нязи важно ежедневно проводить следующие упражнения: потряхивание верхней и нижней губы, расправление щек (при­поднимание их от зубной арки), опускание и поднимание нижней челюсти, помещение языка под нижними и верхни­ми резцами, легкое похлопывание по нёбной занавеске. Вначалe ребенок видит эти движения в находящемся перед ним зеркале. Потом зеркало убирается. Наконец, во время этих упражнений сидит с открытыми глазами. В этом случае уси-шваются возникающие во время упражнений кинестетические ощущения.

Кроме того, необходимо тренировать следующие артикуляторно-сенсорные схемы:

—двугубная схема. Верхняя и нижняя губы пассивно смыка­ются, держиваются в этом положении. Фиксируется внимание на ощущении сомкнутых губ. Затем ребенка просят дуть через г у бы;

—губно-зубная схема. Указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая его зубы.

—провести подробное фонетическое исследование и дать
анализ фонетических нарушений;

—оценить относительную силу и постоянство фонетических нарушений в различных ситуациях речевого общения;

—оценить легкость, с которой неправильное звукопроизношение поддается исправлению;

—выраженность неправильного произнесения каждого звука должна быть оценена в зависимости от его позиции в слове (на­чальная, средняя, конечная);

—все нарушения звукопроизношения должны быть оценены по трем основным параметрам: искажение, замена, пропуск звука.

Полученные данные полезно сопоставить с общей оценкой тяжести заболевания.

При обследовании речи детей с дизартрией чрезвычайно важ­но определить их способность дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Ребенку предъявляют серии пар сходных по изучению слогов. Он повторяет эти слоги. В случае нарушения артикуляции ребенок производит то или иное дей­ствие, например, поднимает руку или мяч. Затем ребенку предъяв­ляются серии сходных по звучанию слов, например: игла — игра, рак — лак, рожки — ложки. Важно также отметить, как ученики дифференцируют на слух дефектно произносимые звуки. Лого­пед умышленно делает в некоторых словах те же ошибки, кото­рые допускает ребенок. Ученик (с закрытыми глазами) должен определить, какое слово логопед произнес неверно.

Далее ребенку предлагается прочитать слово или назвать кар­тину (в предлагаемом материале содержатся дефектно произно­симые звуки). После этого логопед сразу же два раза произносит эти слова: один раз правильно, другой раз с допущенной ребен­ком ошибкой. Ученика спрашивают, какое из произнесений было похоже на его собственное.

Наблюдения показывают, что многие дети с церебральным параличом, достаточно хорошо дифференцируя сходные на слух звуки, испытывают большие затруднения в процессе сравнения своего собственного произношения со стандартным. Поэтому одна из задач логопедической работы состоит в том, чтобы на­учить ребенка слушать самого себя, сравнивая свое произноше­ние с общепринятым. С этой целью полезно проводить специ­альные занятия. Во время этих занятий логопед произносит со­вместно с ребенком ряд звуков. Произносимые ребенком звуки и слова могут быть записаны на магнитофон. Ребенок повторяе: в унисон записанные на магнитофон звуки и слова. Громкость резко усиливается тогда, когда тот или иной звук произносится дефектно.

На следующем этапе работы логопед произносит последова-.< -льно несколько звуков, например мм, лл, бб, и спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какие из этих звуков ты произно-н шь неправильно?». Такие упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок не научится предусматривать свои ошибки. Затем 1лкие же упражнения выполняются на материале слогов и слов.

Кроме того, выполняются традиционные упражнения по диф­ференциации сходных по звучанию звуков во фразовой речи, «словах, слогах и вне контекста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.