Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение артикуляционной моторики






I Нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулату. При всех формах дизартрии отмечается изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры, который при церебральном параличе имеет сложный патогенез. Характер его нарушения в i| инфляционной мускулатуре зависит как от локализации пора-i иия, так и от особенностей дизинтеграции всего рефлектор­ною развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах от ус может изменяться по-разному и зависеть от общей позы с» пенка и положения его головы.

Выделяют следующие формы нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

I. Спастичность артикуляционных мышц. Отмечается посто-ипюе повышение тонуса в мускулатуре языка, иногда губ. Язык напряжен, оттянут кзади, спинка его спастически изогнута, при­поднята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка будет способствовать смягчению согласных звуков. Особенностью артикуляции при спачтичночти мышц языка является палатализация. Поскольку в щсском языке палатализация имеет самостоятельное фонемати­ческое значение, данное нарушение артикуляции может обуславливать фонематическое недоразвитие.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при спастичности артикуляционных мышц нфаничены. Так, невозможность продвигать язык вперед может быть связана с резкой спастичностью подбородочно-язычной, че-иостно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, при-i репляющихся к подъязычной кости.

Спастичность артикуляционной мускулатуры нередко сочетается с повышением мышечного тонуса в мышцах лица, шеи, а также спастичностью скелетных мышц.

Спастическое напряжение указанных мышц может определять или усиливать неправильное положение головы ребенка, препятствовать ее активным движениям, достаточному развитию ключичного дыхания. С шейной мускулатурой непосредственно связаны мышцы дна полости рта и корня языка. Напряжение мышц шеи еще более ограничивает подвижность указанных мышц, а также движение нижней челюсти.

Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулату­ры может усиливаться за счет влияния шейного тонического и лабиринтного тонического рефлексов. В этих случаях расслабле­ние мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тя­желой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях:

Рефлекс запрещающая позиция 1. Используется при выражен­ности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; так­же сгибается спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.

Рефлекс запрещающая позиция 2. Используется при выражен­ности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туло­вища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая воз­можность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

Рефлекс запрещающая позиция 3. Используется также при вы­раженности шейного тонического рефлекса. Положение на спи­не с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

После того как выбрана адекватная поза для уменьшения вли­яния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью спе­циальных приемов.

Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи. Приводим примеры некоторых упражнений.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине в рефлекс запре­щающей позиции 2, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он произ­водит ритмические движения головы ребенка кругового ха­рактера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, за­тем ребенок стимулируется к повышению активных движе­ний.

Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голова слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движе­ния производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.

Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения.

Следующий этап работы — расслабление мышц лица. При тяжелой спастичности это расслабление производится в рефлекс запрещающей позиции 1.

Прежде всего производится расслаблящий массаж мышц лица. Массаж начинается с середины лба по направлению к вискам, производится в медленном темпе. Расслаблению способствует музыкальное сопровождение (медленный, плавный ритм). Массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения. У отдельных детей с церебральным параличом может отмечаться гиперчуствительность всей лицевой и особенно артикуляционной областей. Простое тактильное прикосновение может вызвать у них неприятное чувство и повышение мышечного тонуса. Поэтому расслабляющий массаж лица не должен распространяться на все области лица.

Вторым направлением расслабляющего массажа мышц лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движе­ния производятся обеими руками равномерно с обеих сторон.

Третьим направлением массирующих рук является движение вниз от линии лба, щек и мышцам шеи и плеч.

Расслабление губных мышц при тяжелой спастичности про-иодится в рефлекс запрещающей позиции 2. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Направление движения пальцев к середине губ. При этом верхняя губа соби­рается в вертикальную складку. Такое же движение производит и по отношению к нижней губе, а затем и к обеим губам.

За время проведения следующего упражнения указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движение идет вверх на верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз на нижней губе, обнажая нижние десны.

Во время следующего упражнения логопед помещает кончи­ки своих указательных пальцев в углы рта ребенка, растягивает по губы с помощью пальцев. Обратным движением губы возвра­щаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления губ тренируют их пассивно-активные дви­жения. Ребенка учат пить через соломинку, захватывать и удер­живать губами леденцы и палочки различного размера. Для про­ведения подобных упражнений логопед должен иметь набор стерильных палочек, которые он предварительно подогревает и помещает в сладкий сироп.

Указанные упражнения способствуют нормализации положе­ния рта. Уже отмечалось, что при спастическом состоянии мышц губ рот бывает плотно сжат. Его произвольное открывание в этом случае затруднено. Иногда при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, открыт; при этом обычно резко выражено слюнотечение. Отсутствие контроля за положением рта резко затрудняет развитие произвольных артикулятхэрных движений. Поэтому, после того как достигнуто некоторое рас­слабление лицевой и губной мускулатуры, рту ребенка. Находя­щемуся в рефлекс запрещающей позиции, пассивно придается нормальное положение. Ребенок видит положение рта в зеркале. Логопед фиксирует его внимание на ощущении закрытого рта. Затем нормализация положения рта пассивно-активно осуще­ствляется при разных положениях ребенка... Наиболее легкой рефлекс запрещающей позицией для закрывания рта является положение ребенка на боку с согнутыми ногами и слегка опу­щенной головой. Ребенок лежит на боку с закрытым ртом. Лого­пед помещает свои указательные пальцы на верхнюю губу и точ­ку, расположенную между серединой верхней губы и углом рта, большие пальцы в тех же точках на нижней губе и производит легкое раздвигающее движение (верхняя губа поднимается вверх, нижняя вместе с нижней челюстью опускается вниз). Движения производятся в небольшом объеме. Так логопед добивается не­широкого открывания рта. Затем эти же упражнения выполня­ются ребенком в более сложных для него положениях (позах). Переход от пассивных движений открывания рта к активным часто становится возможным через рефлекторное зевание.

После этих подготовительных упражнений тренируются ак­тивные произвольные движения по словесной инструкции. На начальных этапах при этом используются картинки... Предлага­ются задания по имитации положения рта, представленного на картинках. Постепенно упражнения несколько усложняются:, ре­бенка просят дуть через расслабленные губы, производить виб­рационные движения.

Спастическое напряжение у детей с церебральным параличом обычно наиболее выражено в мышцах языка. Поэтому никогда нельзя начинать расслабление с мышц языка. Необходимо начи­нать с изложенных выше упражнений. Работа над расслаблени­ем мышц языка начинается всегда после общего мышечного рас­слабления. Следующей задачей является релаксация всего языка. При этом необходимо учитывать, что собственные мышцы язы­ка (при сокращении которых происходят движения всего языка) тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Позтшгу движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка и тем самым его расслабление проще всего достигается при одновремен­ном опускании нижней челюсти (открывании рта). Детям школь­ного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга.

Если этих приемов оказывается недостаточно, то считается полезным на кончик языка положить кусочек стерильной марли и или стерильную пробку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движе­ниям языка, т.е. ощутить чувство спастичности. После этого ло-тиед шпателем или языковым депрессором производит легкие тризонтальные нажимы с целью расслабления языка.

Следующим приемом расслабления являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед очень осто­рожно захватывает язык кусочком стерильной марли и плавно ршмично двигает его в стороны.

Для расслабления мышц корня языка применяется также то­чечный массаж. Для точечного массажа используются так называ­емые «точки действия», которые характеризуются повышенной шсктропроводностью. Эти точки находят с помощью портатив­ного диагностического аппарата тобископа, логопедом и врачом но время специального совместного обследования ребенка. В ряде гнучаев эти точки находятся под обеими углами нижней челюсти. Установив на этих точках пальцы, логопед подушечкой большого, указательного или среднего пальца производит вращательные дви­жения. Вначале эти движения поверхностны; затем (через 0, 5—1 мин) они выполняются с большим надавливанием; вслед за этим переходят к поверхностным движениям. Массаж этих точек про­изводится ежедневно в течение 1, 5—2 мин.

Важным приемом расслабления мышц языка является его пас­сивно-активные движения. Эти расслабляющие движения лучше ксего производить, когда ребенок лежит на животе. Логопед бе­рет в руку через стерильную салфетку язык ребенка. Затем про­изводит маятникообразные раскачивания языка («висящее кача­ние»). Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается. Ребенок начинает выполнять эти упражнения все более и более активно. Расслабление мышц языка способствует нормализации артикуляции, и в частности устранению палатализации.

2. Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут про­ являться и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, рас­пластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смы­каться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперса­ливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии может быть на­зализация. В этом случае гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос. Струя воздуха, выходящая через рот, чрез­вычайно слаба. Кроме того, при гипотонии нарушается про­изнесение губно-губных смычных шумных согласных (л, я', б, б'). При гипотонии затруднена палатализация. В связи с этим особенно нарушено произношение глухих смычных со­гласных. Кроме того, при образовании смычки в момент про­изнесения глухих согласных необходима более энергичная ра­бота обеих губ.

Более легко при гипотонии произносятся губно-губные смыч­ные носовые сонанты м, м', а также губно-губные щелевые шум­ные согласные ф, ф', в, в', артикуляция которых требует неплот­ного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели...

При гипотонии нарушается произношение и переднязычных смычных шумных согласных (т, т', д, д'). Кроме того, искажа­ется артикуляция переднеязычных щелевых однофокусных со­гласных (с, с', з, з'), а также переднеязычных щелевых двухфо­кусных согласных (ш, ж). Нередко наблюдаются различные виды сигматизма. Особенно часто имеют место межзубный и боковой сигматизм. Наблюдаются и другие нарушения артикуляции.

При гипотонии мышц артикуляционного аппарата применя­ется укрепляющий массаж (более интенсивные поглаживающие движения, элементы щипцеобразного поглаживания губной и жевательной мускулатуры и т. д.). Особенно большое значение при гипотонии имеет артикуляционная гимнастика с использо­ванием сопротивления.

3. Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры при цереб­ральном параличе могут проявляться также в виде дистопии (ме­няющегося характера мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи тонус резко нарастает. Дистония резко и многообразно искажает артикуляцию. Причем характерной особенностью этих наруше­ний является их динамичность, непостоянство искажений, заме­ны, пропуски звуков.

П. Следующим характерным признаком нарушения артику­ляционной моторики при дизартрии является нарушение подвижно­сти артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представ­ляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Именно это и определяет структуру дефекта при дизартрии.

Недостаточная подвижность артикуляционных мышц обуслов­ливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Среди гласных особенно нарушается произношение лабиализованных звуков, произнесение которых связано со специальной работой губ. Это звуки (о, у); при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание вперед. Среди согласных прежде всего нарушается произноше­ние губно-губных смычных звуков (я, п', б, б', м, м1). Ребенок не может вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить вниз нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Недостаточная подвижность губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

Особенно 'грубо нарушается звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. При этом может отмечается недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шило-подъязычой, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъя-нпчной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков, требующих как подъема кончика языка вверх, так и соче-танной работы указанных мышц: л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некото­рых др.

При нарушении иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочной язычной и двубрюшной мышц ограничивается способность языка двигаться вниз. Это может отрицательно сказываться на произнесении шипящих и- свистящих звуков, гласных переднего ряда и, э и некоторых других звуков.

При нарушении иннервации подъязычно-глоточной, лопаточ-по-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюш-ko) и некоторых других мышц ограничивается способность язы­ка двигаться назад. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков г, к, х, а также некоторых гласных, особенно сред­него и нижнего подъема э, о, а.

При парезах мышц языка нередко оказывается невозможным изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, производить разнообразные боковые движения и т. д. Все го нарушает звукопроизношение большинства звуков.

Звукопроизношение нарушается в еще большей мере из-за ограниченной подвижности мышц мягкого нёба (нёбно-глоточ-иые, нёбно-язычные и ряд других мышц). При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При дизартрии нередко отмечаются парезы мышц лицевой мускулатуры, что также отрицательно влияет на звукопроизношение. Так, парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти. Спастичность и па­резы шейной мускулатуры также неблагоприятно влияют на ар­тикуляцию.

Ограниченная подвижность артикуляционной мускулатуры при дизартрии определяет необходимость использования в логопеди­ческой работе специальной гимнастики. При проведении артику­ляционной гимнастики, так же как во время работы над общей моторикой, большое значение имеет тактильно-пропорцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии. На начальных этапах работу про­водят с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет большую роль в кинестетическом восприятии. Поэтому перед артикуляционной гимнастикой производят массаж артику­ляционной мускулатуры. Характер массажа зависит от особенно­стей нарушения мышечного тонуса.

Перед работой над речевой мускулатурой проводятся упраж­нения с целью развития мимических мышц лица. У детей дош­кольного возраста стараются развить способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осу­ществлять за ними контроль. Ребенка учат закрывать и откры­вать глаза, хмурить брови, надувать щеки. Во время развития мимической мускулатуры ребенка учат произвольному прогла­тыванию слюны, закрыванию и открыванию рта. Если у ребенка не развита функция жевания, логопед дает ему булку или пече­нье и учит жевать перед зеркалом. Эти упражнения сочетают со специальными занятиями, во время которых ребенка обучают произвольному закрыванию и открыванию рта.

Для развития достаточного напряжения и силы мышц лица и губ используют специальные упражнения. Для этого применяют специальные стерильные салфетки, трубочки. Ребенок охваты­вает трубочку или салфетку губами и старается ее удержать, не­смотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ предлагают специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередова­нию этих движений.

Артикуляционная гимнастика мышц языка начинается с вос­питания активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка. Вначале это развитие происходит в пассивном, а затем в пассивно-активном плане. Наконец, ребенок выполняет эти движения в активном плане. Упражнения начинают с про­движения языка вперед и убирания его назад в полость рта.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Логопед добивается рефлекторного сокращения мышц путем надавливания шпателем на корень языка. Эти движения закрепляются при помощи безусловнорефлекторных, а затем и произвольных кашлевых движений.

Важным разделом артикуляционной гимнастики является раз­витие более тонких и дифференцированных движений языка. Первоначально эти движения выполняются в пассивном, а за­тем пассивно-активном плане. Наконец, добиваются произволь­ного выполнения движений. Одной из задач такой диференци-рованной артикуляционной гимнастики является отграничение движений языка от движений нижней челюсти. Для этого могут быть полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте и неподвижной нижней челюсти. Ис­пользуется серия специальных упражнений по активизации подъе­ма кончика языка.

В процессе развития артикуляционной моторики широко ис­пользуется игротерапия. Игры подбираются в зависимости от характера и степени поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. Работа по развитию артикуля­ционной моторики эффективна только тогда, когда она сочета­ется с общим комплексным лечением ребенка, с развитием его общей моторики и ручной умелости. Одновременно с работой логопеда методист по лечебной физкультуре развивает опорную, хватательную, манипулятивную деятельность рук и тонкие диф­ференцированные движения пальцев. При этом методист воспи­тывает четкие пальцевые кинестезии и подготавливает руку к письму. Воспитатель стимулирует манипулятивную деятельность рук и формирует различные ручные навыки. Так, например, де-гей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие пред­меты, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штрихо­вать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуго­вицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой, правильно держать карандаш, ручку.

При проведении занятий логопед обязательно следит за по-юй ребенка. Перед занятиями добивается расслабления мышц рук путем их потряхивания и поглаживающего массажа. При этом всегда учитывается возможность влияния патологических позо-гонических рефлексов. Логопед следит за тем, чтобы голова ре­бенка, его ноги и руки находились в правильном положении. Руки ребенка должны быть на столе в расслабленном состоянии, ладонь и пальцы прижаты к столу. При проведении артикуляци­онной гимнастики логопед подавляет сопутствующие движения в пальцах рук ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.