Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизартрия. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы






При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизпосительной стороны речи.

Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, огра­ничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередо­вания ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формули­руется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются i мысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномер­ный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, ча­сто хриплый. При дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной дезинтег­рации и патологии всех звеньев речевого развития ребенка с церебральным параличом.

У детей с церебральным параличом дизартрия нередко соче­тается со снижением слуха, часто отмечается недоразвитие фо­нематического слуха.

В основу классификации дизартрии положен принцип лока­лизации, синдромологический подход. Кроме того, учитывается степень понятности речи для окружающих.

На основе принципа локализации различают псевдобульбар-ную, бульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы дизартрии.

На основе синдромологического подхода выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую и атак-тическую формы дизартрии.

Наблюдения показывают, что более целесообразной является классификация по принципу локализации ввиду большей диаг­ностической четкости различных форм дизартрии. Кроме того, системный подход к их анализу дает возможность вести логопе­дическую работу более дифференцированно. Синдромологичес-кая оценка характера нарушения артикуляционной моторики представляет значительную диагностическую сложность для не­вропатолога. Она не может быть произведена логопедом, так как в ее основе лежит тонкая дифференциация неврологических син­дромов... В ряде случаев полезно сочетать оба подхода.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Tardien (1968). Им было выделено четыре степени тяжести рече­вых нарушений у детей с церебральным параличом: 1) наруше­ния звукопроизношения выявляются только специалистом в про­цессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близким ребенка; 4) речь отсутствует или непо­нятна даже близким ребенка. Четвертая степень нарушения зву­копроизношения, по существу, представляет собой анартрию. Под анартрией понимается полное или почти полное отсутствие зву­копроизношения в результате нарушения двигательной иннер­вации речевой мускулатуры. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: 1) полное отсутствие речи и голоса; наличие только голосовых реакций; 3) наличие звуко-слоговой активности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.