Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И функциональной дислалией






Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и лого­педической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией пока­зал, что для понимания данных речевых расстройств недоста­точно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок стано­вится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неус­певаемости его в школе.

Кроме того, мы наблюдали и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики — внимания и памяти ребенка — отрицательно отражались на его успехах по устране­нию речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следователь­но, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивает­ся не только на изолированных симптомах (речи), но и на рас­стройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизар­трией и детей с нормальной речью.

1. Результаты исследования физического статуса....Анализируя
результаты исследования, мы можем отметить, что дети с легкой
формой дизартрии и функциональной дислалией по физическо­
му развитию несколько отстают от детей с нормальной речью.

2.Результаты исследования неврологического статуса. Прове­
денное исследование показало, что у детей с нормальной речью к
функциональной дислалией симптомов органического поражения
центральной нервной системы не отмечалось. Изменения со сто­
роны вегетативной нервной системы в форме устойчивого дер­мографизма, похолодания кистей рук, нарушение потоотделения влажности дистальных отделов конечностей (кистей и стоп) наблюдалось у большинства детей с дислалйей. Неврологическая симптоматика у детей с легкой формой дизартрии при одноразовом исследовании в поликлинических условиях, часто не выявлялисъ и поэтому такие дети причислялись к дислаликам. При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптоомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в химической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлекcoB. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых не-рвов связано с поражением подъязычных нервов {XII пары), которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка и сторону.., гиперкинезов... Повторные движения языка вверх, ипсред и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся и шмедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кон­чика языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц я и»1ка. Ограничение объема движений глазных яблок (III — IV — VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблю-ылось у некоторых детей... При пробе на аккомодацию и конвергенцию отмечались легкие парезы конвергенции. У одного ребенка было отмечено косоглазие. Со стороны тройничных нервов (V пара) v детей грубых парезов не наблюдалось. Однако при боковых дви­жениях нижней челюсти у некоторых детей появлялись синкене-ши в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имелась у детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной склад­ки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждаю­щих нервов (IX, X пары) у обследуемых детей не наблюдалось. Однако было отмечено недостаточное сокращение мягкого нёба. Голос у детей был тихим, глуховатым с небольшим носовым оттенком. Перечисленные состояния черепномозговых нервов при иегкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением цент­ральной нервной системы.

Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выражен­ный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса, сила мышц у детей была удовлетворительной. Однако большин­ство детей не сразу включалось в активное сопротивление. Ак-швные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими, недифференциро-нанными. В рефлекторной сфере у детей отмечалось оживление сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев на-Ьлюдались рефлексы орального автоматизма, а также непостоянные, истощающиеся патологические рефлексы Бабинского и Пуссепа. Помимо вышеперечисленные нарушений в невроло­гическом статусе у детей с легкой формой дизартрии были отме­чены изменения со стороны вегетативной нервной системы, ко­торые проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма.

Таким образом, было установлено, что у большинства детей с легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологи­ческая симптоматика, которая выявлялась при тщательном ис­следовании и указывала на органическое поражение централь­ной нервной системы.

3. Результаты исследования психолого-педагогического стату­са. Внимание у детей с функциональной дислалией и особенно с легкой формой дизартрии Менее устойчивое, чем у детей с нор­мальной речью... Проведенное исследование отдельных заданий на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчи­вости и переключаемости внимания у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, за­висит от недостаточной подвижности основных нервных про­цессов в коре больших полушарий...

Память. Характер выполнения задания на зрительную память у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизарт­рии аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что по-видимому связано с нарушением нейро-дина-мических связей в коре больших полушарий... Слабость процес­са запоминания слов у детей с функциональной дислалией и лег­кой формой дизартрии связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Таким образом, проведенное исследование памяти по задани­ям показало, что у детей с функциональной дислалией имелись незначительные, а у детей с легкой формой дизартрии значи­тельные отклонения, которые можно объяснить не только нару­шением их фонематического слуха, но и расстройством актив­ного внимания...

Мышление. Дети с нормальной речью и функциональной дис­лалией дали одинаковое количество правильных ответов. Дети с легкой формой дизартрии дали меньшее количество правильных ответов, причем качество их работы было ниже. При выполне­нии заданий дети с легкой формой дизартрии были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а проходило по типу астениза-нии с выраженным снижением функции внимания и памяти.

Речь. Все дети понимали обращенную к ним речь. Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имели достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дис-ылией темп речи был убыстренным. У детей с легкой формой шзартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза — короткая, голос — у некоторых тихий, речь быстрая, неот­четливая. Характерным признаком как для детей с функцио­нальной дислалией, так и с легкой формой дизартрии было нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись в виде замены -одних звуков другими..., смешения туков..., отсутствия звуков..., нечеткое искаженное произно­шение звуков. У детей с легкой формой дизартрии отмечалось расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке — неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У не­которых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносились и гласные звуки, с лег­ким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в боль­шинстве случаев был снижен.

1. Отставание в физическом развитии выявлялось значитель­ но больше у детей с легкой формой дизартрии.., чем у детей с функциональной дислалией... и детей с нормальной речью...

2. У детей с нормальной речью с функциональной дислалией отклонений со стороны центральной нервной системы не выявпялось. При легких формах дизартрии неврологическая симпто­ матика в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в арти­куляционных и мимических мышцах. Нарушение со стороны негетативной нервной системы особенно отмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональ­ной дислалии.

3. Сравнительное исследование психических процессов (вни­мания, памяти мышления) у исследуемых детей показало, что различие между исследуемыми группами проявляется не толь­ко в нарушении одной локальной функции — нарушении речи, но и в совокупности всех психических процессов. Нарушение
нервно-психических функций значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дис­лалии. Подобное исследование нервной системы и выявление симптомов органического поражения (при стертых формах дизарт­рии) показало, что в этих случаях задерживается темп психи­ческого развития ребенка, что требует более активного медикопедагогического воздействия.

4. Проведенное исследование психологических особенностей у детей с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией показало, что работа логопеда не должна ограничиваться поста­новкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.

Расстройства речи и методы их устранения. / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. — М., 1975. - С. 79-91.

Л. А. Данилова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.