Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный период.






Основная цель занятий этого периода — формирование пра­вильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулом.

Период можно условно разделить на два этапа:

А) Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

Б) Формирование длительного ротового выдоха при реализа­ции артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков

А. Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формиро­ванием только длительного ротового выдоха. (I этап работы).

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически есте­ственных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

В начале обучения необходимо определить вид физиологи­ческого дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую по­верхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнеребер­ное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или груд­ное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыха­ние по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребен­ка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при закры­том рте можно переходить к дифференциации ротового и носо­вого дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны раз­личные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ре­бенку предлагается проделать конкретные дыхательные упраж­нения.

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и посте­пенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закла­дывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при пе­реходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произно­шению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочета­ниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обес­печит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и гло­точной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контроли­руется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ре­бенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового вы­доха.

Мы не считаем нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемых в лого­педической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выпол­няются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный.комплекс ре­чевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при вы­дохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребен­ка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних рез­цов, рот открывать как при позевывании. При этом корень язы­ка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно вре­менно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка пол­ностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впос­ледствии и во всей речи.

Б. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой по развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика ар­тикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков (II этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произно­шения гласных звуков. С них и начинается специфическая гим­настика в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое вни­мание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможности для прохождения воздушной струи через рот. Изменение поло­жения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаи­мосвязанности, естественным путем приведет язык к правиль­ному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изучения артикуляции гласных звуков.

В подготовительном периоде главная задача состоит в орга­низации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упраж­нения осуществляются без включения голоса. Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения являются артикулемами гласных звуков. В это время логопеду представляется возмож­ность уточнять и улучшать уклад артикулем. Формируемые арти­куляции запоминаются ринолаликом кинестетически, устанав­ливаются условнорефлекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориентируясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направлением воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внимание на выполнение упражнений без напряжения и предупреждать по­явление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть не­которые специфические пути воздействия, которые оказывают­ся необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допус­кает применение дополнительных артикуляционных упражнений (не создающих непосредственно артикулем речевых звуков). На­пример, при сочетании ринолалиии и дизартрии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц слабее левой. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить соответствующие уп­ражнения только для укрепления и развития мышечной силы правой половины языка. Для этого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с левой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой сторо­ны языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упражне­ния проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением сопро­тивления. Например, при правосторонней слабости языка ре­бенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторону. Это­му отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увеличить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лицевых мышц при артикуляции нужно рассказывать ребенку, где и как он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов про­изношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользуясь зеркалом) и кинестетически. Для более четких ощущений можно помочь ребенку механически. Например, взять язык в стерильную марлевую салфетку и произ­вести нужный уклад языка.

При формировании артикуляционного праксиса необходи­мо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы. Напри­мер, для формирования определенного артикуляционного ук­лада нужно переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механическим путем выдвигаются углы рта вперед. И наобо­рот, при отодвигании углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлече­нием зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикулом дает возможность подробно объяснить ребенку видимые стороны ар­тикуляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это по­могает ребенку ощутить и осознать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференциро­вать их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической ра­боты используется специфическая гимнастика органов артику­ляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматри­вается ряд дополнительных упражнений, способствующих раз­витию артикуляционного праксиса. Развитие артикуляционно­го праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для ре­чевого аппарата.


Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируют­ся в такой последовательности' а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчи­вает эту последовательность полугласный звук и).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответ­ствующего гласного звука (а, э, о, у) Звук и позволяет про­следить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Приводим ниже рисунки для записи артикуляции того или иного звука, подчеркивающие особенности артикулом (звуки а, э, о, у, и). Эти рисунки показывают направление вытягивания губ и подчеркивают, что напряжение в губных мышцах падает больше на верхнюю губу. Для звука ы напряжение мышц у крыльев носа, для «подчеркивается симметричное отведение углов рта в горизонталь­ном направлении. Длительность ро­тового выдоха схематически изобра­жается длинным прочерком, а краткость его — точкой (для и). Эти схемы можно выполнить из картона, что даст возможность ощу­пывать их (особенно при нарушении орального.праксиса и при сильном снижении зрения).

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами глас­ных звуков начинаются упражне­ния по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепот­ном их произнесении

Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. - М. 1983. - С. 51-58.

И. И. Ермакова

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.