Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии






Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

1. В основу методики положен принцип использования физио­логического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулам звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи за­ново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по
звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напря­енность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

4. Последовательность работы над звуками при ринолалии оп­ределяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому на­личие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни зву­ки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспи­тываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при по­мощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного прак-сиса главным должно быть использование физиологического вза­имодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаи­мосвязанности и взаимозависимости. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не яв­ляющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т.п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необ­ходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выпол­нял показанное движение легко, без напряжения, так как напря­жение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.

Дополнительною артикуляционные упражнения можно приме­нять только в строго дифференцированном плане и только в не­обходимых случаях. Все они должны быть естественными, физио­логичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для раз­вития движения необходимых групп мышц, тренируются движе­ния для преодоления односторонней слабости языка и т.д. Уп­ражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию оп­ределенных артикуляционных укладов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внима­ние ребенка на звуке с привлечением лухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закрепле­нию вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь
частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием пра­вильных речевых навыков осуществляется только логопедом т.е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработан­ный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоя­тельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков прово­дится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок про­износит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложня­ясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки зак­репляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными принципами нами разработа­на методика обучения правильной речи больных с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система заня­тий, изложенная в методике, оправдала себя в практической ра­боте. Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает срок логопе­дических занятий.

В основу работы положены занятия по формированию пра­вильного речевого дыхания и одновременного построения пра­вильных артикулем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.