Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отграничение сложных форм дислалии от сходных состояний






Нередко в специальные детские сады попадают дети с вне­шними симптомами, сходными с проявлением сложной дисла­лии, отягощенной фонематическим недоразвитием. Однако бо­ковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляци­онную позу продолжительное время, нижняя артикуляция неко­торых верхних звуков должны насторожить логопеда и заставить провести особо тщательное обследование подвижности речевых органов, а также качество движений языка, их точность и силу.

Для этой цели необходимо внимательно изучить положение и поведение языка в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постепенно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутри рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.

Если предложить ребенку поднять язык вверх, то можно на­блюдать много лишних движений (язык высовывается резко впе­ред, становится длинным, узким), прежде чем язык примет нуж­ное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка, одной его половины или только кончика.

Качество движений языка легко проверить, предложив ребен­ку многократно выполнить следующее упражнение: поднять язык вверх, затем вытянуть вперед, повернуть его к левому уху и, на­конец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и не­достаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка, постоянно подвиж­ного, как бы не находящего нужного положения.

Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребенку 1—2 мин показать, как кошка лакает молоко, т.е. попросить его производить быстрые движения язы­ка вперед. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Если после таких упражнений попросить ребенка высунуть язык вперед, то язык заметно отклонится в сторону и не сможет нахо­диться в спокойном состоянии. Все это свидетельствует о нали­чии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

Если ребенок называет изображенные на картинках предме­ты и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы сма­зана, или после многократного повторения слов наступает за­метное утомление, артикуляция становится замедленной, непол­ной, или для многих звуков характерно боковое произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стертой форме псевдобульбарной дизартрии. Детей с таким ди­агнозом, так же как и дислаликов, зачисляют в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Бывает и так, что при первичном обследовании логопед не заметил у ребенка стертой формы псевдобульбарной дизартрии и принял ее за дислалию. Но, приступив к коррекционной рабо­те, обнаружил, что тот или иной ребенок заметно отличается от остальных особой трудностью преодоления недостатков звукопроизношения. В таком случае необходимо снова провести ло­гопедическое обследование данного ребенка, особо обратив вни­мание на только что перечисленные признаки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.