Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные дислалии






Дислалии — нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) фун­кциональной или органической природы. Своеобразные фоне­тические нарушения звукопроизношения, неизжитые детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчеза­ют, а переходят в стойкие дефекты произношения.

Функциональные дислалии — нарушение звукопроизношения, обусловленное слабостью основных нейродинамических процес­сов при нормальном физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата. Фонематический слух ре­бенка может быть снижен.

При функциональных дислалиях нарушается произношение толь­ко согласных звуков (гласные остаются сохранными). Может на­блюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков из одной фонетической группы согласных, либо может быть наруше­но много звуков из разных фонетических групп.

Эти фонетические расстройства могут проявляться: 1) в от­сутствии звуков; 2) в искажениях; 3) в заменах.... Среди замен можно выделить: а) замены звуков, одинаковых по способу об-ррования, но различных по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычны­ми, т и д; б) замены звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования, например замена фри-кат^вного переднеязычного с переднеязычными взрывными ш; в) замены звуков, одинаковых по способу образования, но раз­личных по участию органов артикуляции, например замена языч­ного с губно-зубным ф; г) замены звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса, на­пример замена звонких звуков глухими; д) замены звуков, оди­наковых по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости, например замена мягких твердыми и твердых мягкими.

Фонетические нарушения могут различаться по частоте слу­чаев. Неправильное произношение может наблюдаться в отно­шении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополни­тельных движений языка, например м, н, т, п. Чаще всего де­фекты произношения встречаются при формировании трудных по артикуляции звуков. Чем сложнее способы артикуляции зву­ка, тем позже и труднее устанавливается у ребенка правильное его произнесение и тем многообразнее будут дефекты произно­шения этого звука. Чаще нарушаются язычные звуки, например р, л, группа свистящих с, з, ц и группа шипящих ш, ж, ч, ш. Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одина­ковой степени.

Исходя из характера нарушения произношения, относящего­ся к определенной группе звуков, можно выделить следующие виды нарушений звукопроизношения, которые в логопедии по традиции носят названия букв греческого алфавита.

1. Сигматизм (сигма — греческое название буквы с) — недо­статки произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц, ш,
ж, ч, ш. Среди других нарушений произношения сигматизмы
занимают одно из первых мест по количеству случаев.

2. Ротацизм (ро — греческое название буквы р) — недостатки
произношения звуков р, р'. Ротацизм является наиболее распро­страненным видом дислалий. Замена р или р' другими звуками
русского языка называется параротацизмом.

3. Ламбдацизм (ламбда — греческое название буквы л) — не­достатки произношения звуков л, л'. Замена звука л другими зву­ками русского языка называется параламбдацизмом.

4. Каппацизм (каппа — греческое название буквы к), гаммацизм (гамма — греческое название буквы г) или хитизм (хи —греческое название буквы х) —недостатки произношения заднеязычных звуков к, г, х. Замена звука к другими звуками русского языка носит название паракаппацизма.

5. Йотацизм (звук йот специального обозначения в алфавите не имеет) — дефекты произношения звука j. Этот звук употреб­ляется в русском языке как краткое й и как составной звук, вхо­дящий в произношение йотированных гласных я, ю, е, ё.

Кроме указанных выше пяти видов нарушений произнрше-ния, выделяются еще две группы расстройств произношения, которые связаны с фонетическими нарушениями. Это дефекты озвончения и дефекты смягчения.

Дефекты озвончения. Эти дефекты выражаются в нарушении шести пар согласных звуков: п-б, д-т, ф-в, с-з, ш-щ, к-г, проти­вопоставленных в произношении. По признакам глухости и звон­кости, т. е. с участием или без участия голоса.

Дефекты смягчения. Им могут подвергаться различные соглас­ные звуки, противопоставленные в произношении по твердости и мягкости, например п-п', p-р', к-к' и т. д. Исключения состав­ляют только ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, ш, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Дислалии могут проявляться различно: в тех случаях, когда дефектным оказывается отдельный звук, например р, или когда нарушение касается всех звуков одной фонетической группы, например дефекты звуков группы шипящих, принято говорить о простой дислалии.

Когда нарушение касается одновременно звуков из различ­ных фонетических групп, например дефекты звуков группы ши­пящих, свистящих и соноров л, р, то в этом случае принято гово­рить о сложных дислалиях. Для сложной дислалии характерны частые комбинации...дефектов...

В основе функциональных дислалии нет так называемых органических, т.е. структурных, нарушений центральной нервной системы, а патологический механизм речи складывается в ре­зультате различных нейродинамических нарушений в коре боль­ших полушарий, приводящих к ослаблению дифференцировочного торможения в речедвигательном и речеслуховом анализато­рах. Эти нарушения корковой нейродинамики могут быть обусловлены общей физической ослабленностью ребенка (в ре­зультате перенесенных заболеваний и расстройств питания) и замедленностью его психофизического развития.

Своевременное и правильное формирование звукопроизношения у такого физически ослабленного ребенка может не на­ступить. Часто формирование правильного произношения ре­бенка задерживается вследствие социальных причин (неблагоприятная речевая среда и недостаточная забота окружающих о речи ебенка), а также плохого слухового внимания ребенка и недоста-Ьчного его стремления к овладению правильным произношением. Нарушения нейродинамики могут обусловить преимущественно моторную или сенсорную недостаточность. Возможна также и сме­шанная сенсомоторная недостаточность в структуре речевого де­фекта, так как между моторными и сенсорными актами существует тесная взаимосвязь.

Моторная недостаточность. У детей с хорошим слухом и нор­мальным умственным развитием вследствие тех или иных при­чин не формируется своевременно моторная готовность органов артикуляции. Движения артикуляторных органов у них неловки и недостаточно дифференцированы. Поэтому при артикуляции некоторых сложных звуков, когда требуются тонкие и диффе­ренцированные движения, ребенок испытывает серьезные зат­руднения и нужные артикуляционные движения не усваивает. Вследствие моторной недостаточности вместо правильных зву­ков у детей закрепляются дефектные.

Сенсорная недостаточность. Дефекты произношения при фун­кциональной дислалии могут быть обусловлены и недоразвити­ем фонематического слуха. При сенсорной недостаточности вслед­ствие нарушения или слабости речевого анализатора у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различаю­щихся между собой тонкими акустическими признаками (напри­мер, различение согласных звуков, противопоставленных по звон­кости и глухости) В результате таких затруднений фонематическая система языка у ребенка полностью не формируется.

Сенсомоторная недостаточность. Часто дефекты произношения при функциональных дислалиях бывают обусловлены не одной только моторной или сенсорной недостаточностью, а их сочета­нием. Деятельность речедвигательного и речеслухового анализа­торов в акте теснейшим образом взаимосвязана и взаимообуслов­лена. Так, при недоразвитии фонематического слуха вследствие нарушения речеслухового анализатора затруднено не, только слу­ховое восприятие, но и формирование четких кинестезии, необ­ходимых для правильного произношения. При нарушениях ре-чедвигательных анализаторов (моторная недостаточность) у ребенка не только неправильно формируется произношение, но из-за не­правильных и нечетких кинестезии, поступающих в центральный отдел речеслухового анализатора, плохо формируется и фонема­тический слух.

Нам представляется оправданным подразделение дефектов произношения при функциональной дислалии в зависимости от того, какие причины обусловили данные дефекты и с нарушением какого из ведущих анализаторов мы встречаемся в том или другом случае. Исходя из этого, можно выделить группу дислалий, при которых особенно ярко проявляется моторная недоста­точность артикуляционных движений, обусловленная нарушением речедвигательного анализатора. Эту группу дефектов произно­шения мы также считаем возможным назвать моторной дислалией... При нарушениях речеслухового анализатора, т.е. при пре­имущественно сенсорной недостаточности, характер дефектов произношения будет иной. Здесь часты случаи смешений одного звука с другим, близким по акустическим признакам, при (вос­приятии на слух и в собственном произношении в связной речи.... Эту группу дефектов произношения оправданно называют сен­сорной дислалией.

При нарушениях деятельности речедвигательного и речеслу­хового анализаторов в акте речи, т.е. при сенсомоторной недо­статочности, характер дефектов произношения будет более слож­ным и более разнообразным. В этом случае будут иметь место и искажения согласных звуков, и различные замены одних со­гласных звуков другими, отличающимися и по способу артику­ляции, и по месту образования, и по акустическому характеру... Эту группу дефектов произношения, обусловленную сенсомо­торной недостаточностью, правильнее всего назвать сенсомо­торной дислалией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.