Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки произношения свистящих и шипящих фонем






Недостатки произношения свистящих с, с', з, з', ц и шипящиx ш, ж, ч, щ обозначаются термином сигматизм.

В случаях стойкой замены одних фонем другими, когда, на­пример, ш заменяется на с или с на ш и т. п., говорят о парасигматизме.

Снастящие фонемы. Механизм образования фонемы с состоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно вид­ит если сравнить артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су.

Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывает­ся наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ро­товую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.

Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ ста­новится более выраженным, хотя здесь, как и при твердой фонеме с, исключение составляют случаи, когда последующими фонемами являются о и у, вызывающие заблаговременное округление губ. Это опять-таки хорошо видно, если сравнить слоги ся, се, си, ся, сё, сю.

Отличие фонемы з от с и з' от с'состоит в том, что при звон­ких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в коле­бание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха стано­вится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного т и щелевого с.

В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смыч­ка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, прису­щее артикуляции фонемы с.

Можно указать шесть основных видов сигматизмов: губно-зуб­ной, межзубный, призубный, шипящий, боковой и носовой.

При губно-зубном сигматизме фонема с произносится с от­тенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами. Тот же оттенок приобретает фонема ц, а к з как бы примешивает­ся оттенок фонемы в.

К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса, при которой верхние резцы резко выступают вперед и ока­зываются непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия называется прогнатией.

При межзубном сигматизме отсутствует характерный для фо­немы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол вменяется плоской, образуемой между языком и верхними рез­цами. Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.

Возникновению межзубного сигматизма способствует такая аномалия прикуса, когда при сжатых коренных зубах между верх­ними и нижними резцами остается значительное отверстие в виде фронтальной щели, т.е. когда имеет место так называемый пере­дний открытый прикус. В качестве временного явления такой прикус возникает у детей при выпадении молочных резцов. Следует отметить, что иногда межзубная артикуляция распространяется по только на свистящие, но и на шипящие фонемы, а также на другие, образуемые передней частью или кончиком языка — т, д,
н, л. К межзубному сигматизму предрасполагает массивный, недостаточно пластичный, малоподвижный язык. Кроме того, имеются указания на склонность к межзубному сигматизму у детей с аденоидными разращениями, вынужденных дышать ртом и поэтому постоянно держащих его открытым.

Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем с, ц и з фонемами т и д... В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма.

Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрас­полагающим обстоятельством к этому служит так называемый глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней че-мюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубый сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех (мучаях, когда она наиболее выражена по отношению к высоким тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу свистящих фонем, но и группу шипящих.

При шипящем сигматизме фонемы с, ц и з приобретают более ими менее отчетливый шипящий оттенок. В наиболее выражен­ных формах этот недостаток принимает характер парасигматиз­ма

Подобное произношение является результатом того, что кон­чик языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость шачительно большего размера, чем это требуется для образова­нии свистящих фонем.

К шипящему сигматизму предрасполагают такие аномалии зубно-челюстной системы, которые затрудняют приближение языка к резцам. Как и призубный сигматизм, шипящий часто наблюдаем у мгногих тугоухих, которым малодоступны самые высокие тоны речевого диапазона частот и которые вследствие этого воспри­нимают свистящие звуки как шипящие.

При боковом сигматизма вместо с слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему л. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон. К боковому сигматизму предраспола­гает так называемый боковой открытый прикус, при котором име­ет место щель между верхними и нижними коренными зубами с одной или обеих сторон. Другим предрасполагающим фактором является узкий язык, затрудняющий замыкание ротовой полости с боков.

Фонемы ц и з при боковом сигматизме приобретает тот же акустический характер, что и с. Первая представляет собой подо­бие сочетания фонем т и л, с силой произнесенных шепотом, а вторая отличается от дефектно произнесенной фонемы с лишь дополнением шума тоном голоса.

Общим для всех видов носового сигматизма является такое произношение фонем с, ц и з, которое характеризуется резким отклонением в характере присущего им шума и сопровождается появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы.

Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии зна­чительной щели между мягким нёбом и задней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос. Такое положение мягкого нёба в силу известной инертности речедвигательных процессов частично распространяется на артику­ляцию смежных гласных. Что касается характера шума, то он в значительной мере варьирует в зависимости от места его возник­новения, т. е. от места, где выдыхаемый воздух встречает на своем пути максимальное сужение. Так, если при произнесении фонемы с это сужение образуется между корнем языка и задней стенкой глотки, то слышится своеобразный звук, напоминающий очень глубокое х. Если же максимальное сужение образуется мягким нёбом, сомкнутым передней своей поверхностью с корневой ча­стью языка, а задней приближающимся к стенке глотки, то воз­никающий шум напоминает скорее храпение. Фонема ц в обоих случаях отличается по своей артикуляции от с лишь тем, что щель возникает вслед за предваряющей ее смычкой, образуемой теми же органами, в том же месте. Этим определяется аффркативный характер получаемого звука. Звучание фонемы з отличается от дефектного с лишь присоединением тона голоса и некоторым ослаблением шума...

При губно-зубном сигматизме прежде всего следует показать ребенку, что в момент произнесения фонемы с нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними. Если произвольное выполнение этого требования с опорой на фительный контроль (с помощью зеркала) окажется ребенку не­доступным, то полезно проделать простейшую артикуляционную шмнастику в виде чередования движений губ с последователь­ной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскалива-пием зубов, с обнажением нижних резцов. В случае необходимости временно может применяться механическая помощь в виде цепкого отжимания нижней губы шпателем книзу.

Не дожидаясь усвоения ребенком способности произвольно удерживать нижнюю губу в требуемом положении без механи­ческой помощи, следует проделывать упражнения в протяжном произнесении фонемы с, а также простейших слогов и слов, ко-юрые с нее начинаются.

В случаях резко выраженной прогнатии указанные упражне­ния при соблюдении правильного уклада языка уместны не только мосле исправления прикуса, но и до этого. В результате упраж­нений правильное произношение достигается даже при сохране­нии прогнатии.

При межзубном сигматизме, не осложненном аномалиями зубно-челюстной системы, часто бывает достаточно предложить ежать зубы и, не разнимая их, протяжно произнести фонему с. Если получится тупой шум, без свиста, характерный для призуб-ного сигматизма, то надо дополнительно воспользоваться при­емами, которые рекомендуются ниже для исправления этого вида дефекта.

Чтобы предупредить привычное просовывание языка между зубами, первые упражнения на материале слогов и слов лучше проделывать, оставляя зубы все время сжатыми. Это особенно мнжно для тех случаев, когда фонема с находится не в начале елога или слова. Однако как только это окажется возможным, следует отказаться от такого «процеживания» слогов и слов сквозь губы и перейти к нормальному их произнесению. Во время уп-рпжнений должен быть обеспечен зрительный самоконтроль над артикуляцией с помощью зеркала. Если межзубный сигматизм с шпан с передним открытым прикусом, обусловленным непра-иильным строением зубо-челюстной системы или выпадением молочных зубов, то важной предпосылкой дефекта произноше­ния является нормализация прикуса. В первом случае она достигается средствами стоматологии, во втором — естественным пу­тем, в результате появления постоянных зубов. Однако и при наличии открытого прикуса может быть достигнут определен­ный эффект путем изменения артикуляции языка — переведе­ния его кончика за десны нижних резцов.

Призубный сигматизм в простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным ее произнесением сначала отдельно, затем в слогах и словах. Артикуляцию полезно иллюстрировать посредством схематического рисунка-профиля. Хорошую помощь может оказать ощущение ребенком на тыльной поверхности ки­сти узкой, сильной и холодной струи воздуха (косо направлен­ной вниз) при правильном произнесении фонемы с.

В более трудных случаях, особенно осложненных аномалия­ми прикуса или недостаточной пластичностью языка, следует воспользоваться зондом и удержать с его помощью кончик язы­ка у нижних резцов, сохраняя при этом минимальное расстоя­ние между верхними и нижними резцами.

Существующую помощь при недостаточной пластичности язы­ка могут оказать артикуляционные упражнения перед зеркалом, в частности просовывание распластанного языка между зубами, высовывание его желобком при открытом рте, выгибание его спинки при упоре кончиком в десны нижних резцов. Такие уп­ражнения помогают добиться в конечном счете правильного ук­лада языка при сближенных резцах и, включив вьщох, получить нормальный звук.

При шипящем сигматизме следует прежде всего обратить вни­мание на различие в правильном и неправильном звучаниях фо­немы с (свист — шипение). Однако это редко приводит к цели, так как в случае укоренившегося дефекта даже четкое различе­ние на слух шипящих — свистящих звуков не обеспечивает успе­ха в овладении правильной артикуляции фонемы с. Поэтому не­обходимо, приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной (кончик у нижних резцов) и дефек­тной (кончик отходит назад) артикуляцией, изобразить это с по­мощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Если указанные приемы не приведут к цели, можно временно установить межзубную артикуляцию фонемы с, более контраст­ную, чем нормальная, по отношению к артикуляции, лежащей в основе шипящего сигматизма. Благодаря такой контрастности легче отдифференцировать более переднюю и более заднюю по­зиции языка. В дальнейшем, добившись в результате упражнений на материале слогов и слов устойчивой межзубной артику­ляции фонемы с и отдифференцировав ее от фонем ш и щ, следу­ет перейти к нормальному, т. е. зазубному, произношению фонемы со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубно-i о сигматизма (см. выше).

Для исправления бокового сигматизма необходимо добиться шмыкания языком ротовой полости с боков и образования по его середине продольного желобка. Если простой показ правиль­ной артикуляции (при несколько раскрытом рте) перед зеркалом и ее сопоставление с неправильной не приведут к цели, то следу-с г попробовать ряд специальных приемов и остановиться на том, который даст наилучший результат.

В качестве базы для постановки фонемы с может быть исполь-ювана фонема т, если на нее не распространяется боковая арти­куляция.

Ребенка побуждают произнести т с некоторой аспирацией (придыханием). После взрыва должен быть слышен звук, подоб­ный английской фонеме 6, звучащей, например, в словах thin, tha­nk Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слит­ное сочетание смычного и щелевого звука, можно перейти к сле­дующему этапу — предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к фонеме ц, в составе которой ясно слышится тис. Не следует мишь указывать на это ребенку и тем более произносить для него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести по образцу это фонему может тотчас вызвать привычную де­фектную артикуляцию.

Если произвольное удерживание кончика языка за нижними речцами окажется непосильным, можно придержать его зондом или шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть гпитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ре-1кч1ку уже можно пояснить, что это и есть правильно произно­симая фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной ар-i икуляции на материале слогов, слов и фраз.

В более трудных случаях должен быть использован прием, ко-юрый состоит из четырех этапов. Сначала ребенку предлагают просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем ося­ми шя струи на поднесенной ко рту кисти руки. Затем то же упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться про­дольный желобок.

Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха можно дополнительно использовать пробирку или небольшой пустой пузырек с узким горлышком. Держа вертикально пробир­ку (пузырек), ее следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образу­ется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не удается получить на нем желобок по показанному образцу и воз­дух выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом, поло­жить его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на язык, облегчить образование желобка.

Когда требуемая артикуляция уже может быть воспроизведе­на произвольно, механическая помощь устраняется.

Получив дутье по средней линии языка при межгубном его положении, можно перейти к следующему этапу — межзубному произнесению фонемы с. Для этой цели достаточно приподнять шпателем или пальцами верхнюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически образуется щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой межзубной артикуляции, можно пояснить ребенку, что при этом получается звук с, и приступить к закреплению фонемы в таком виде на материале слогов и слов. В заключение осуществляется переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем же путем, как при исправлении межзубного сигматизма (см. выше).

Еще один прием исправления боковой артикуляции фонемы с состоит в том, что ребенка побуждают протяжно произнести фонему с, а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме ф, должен присоединить­ся свистящий шум. Сочетание того и другого напоминает звук, характерный для губно-зубного сигматизма (см. выше).

Наконец, к цели может привести опора на фонему х, если на нее не распространяется боковая артикуляция. Ребенку предла­гают шепотом произнести сочетание ихи, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. Часто при этом отчетливо слышит­ся звук, близкий к с. Не следует лишь раньше времени указывать ребенку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуля­цию. Когда в результате упражнений произнесение свистящегсч звука укрепиться, можно обратить внимание на различие в звучании фонем с и с' особо трудных случаях рекомендуется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, направленная на выработку умения образовы­вать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными л мя этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка..лопатой», «желобом», присасывание языка к нёбу и удерживание его в этом положении при опускании и поднимании нижней челюсти, образование смычки боковыми краями языка с коренны­ми зубами при одновременном упоре кончика языка в нижние резцы. Последнее упражнение проделывается сначала при открытом рте, а затем при постепенном сближении челюстей. При со­хранении полученного уклада языка производится попеременный плох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний между х и с', на базе которого в ходе последующих упражнений получается фонема с.

Исправление всех разновидностей носового сигматизма сво­дится к приучению ребенка направлять струю воздуха в рот, зак­рывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба, и к усвоению им правильной артикуляции языка. Наиболее эффективным путем является использование тех четырех этапов, кото­рые описаны выше применительно к исправлению бокового сиг­матизма. Этот же путь с некоторой модификацией рекомендуется и тогда, когда носовой сигматизм выступает в качестве проявле­ния открытой гнусавости, возникающей на органической основе (аномалии строения мягкого нёба, его порез, нёбные щели)...

Остается добавить, что в некоторых случаях носовой сигматизм может быть исправлен и с помощью более простых приемов, опи­санных применительно к коррекции бокового сигматизма (на­пример, исходя из звуков типа т, ф, х').

При исправлении всех рассмотренных недостатков произноше-мия свистящих согласных усвоение правильной артикуляции фо­немы с имеет решающее значение для коррекции остальных согласных данной группы. Фонема с' усваивается уже в то время, когда при закреплении артикуляции фонемы с используются слоги и и слова, в которых свистящий согласный стоит не только перед гласными а, о, у, ы, но и перед гласными е, и, где мы имеем дело уже с мягкой фонемой с'.

Звонкие з и з' легко воспроизводятся на основе простого при­соединения голоса к фонемам с и с'.

Что касается аффикаты ц, то она может быть легко получена с
помощью указания на то, что фонема с должна быть предпосла­
на фонеме т (тс__, тс__; атс___, атс___; тс------ а, тс-------а. Следует обратить внимание на то, что в этом случае т произносится при опущенном к нижним резцам кончике языка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы ц.

В необходимых случаях можно прибегнуть к механическому удер­
живанию кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или
зонда во время произнесения сочетаний с____ тс____ тс тс.

Закрепляя произношение фонемы ц, следует начинать с зак­рытых слогов ац, оц, эц и слов, оканчивающихся такими слогами (огурец, палец), так как в открытых слогах (ца, цо, це) и в начале слов (цапля, цирк) на первых порах нередко скрадывается взрыв­ной компонент фонемы.

Шипящие фонемы. Механизм образования фонемы ш состоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык под­нят «чашечкой» («ковшом») к нёбу. Боковыми краями он приле­гает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо под-йято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и рото­вую полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесе­нии с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигает­ся округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание го­лосовые связки, несколько слабее становится напор струи выды­хаемого воздуха, несколько уже щель между языком и нёбом.

Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высо­ким положением спинки языка и легким перемещением его кпе­реди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и бо­ковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.положение, присущее артикуляции фонемы щ.

В произношении шипящих встречается большинство из тех не­достатков, которые были описаны применительно к свистящим. Сюда относятся губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и носовой виды сигматизма.

Встречается такой вид сигматизма, при котором мягкие шипя­щие становятся универсальными заменителями и свистящих и i иердых шипящих, когда звук ш является представителем фонем с, с', ш, щ, звук ж' — фонем з, з' и ж, а звук ч — фонем ч и ц.

Специфическим для шипящих является прежде всего парасиг-матизм, выражающиеся в замене шипящих свистящими... Этот сво­его рода свистящий сигматизм чаще всего встречается у дош­кольников в качестве известного этапа в овладении фонематическим строем речи.

Другую разновидность недостатков произношения шипящих, затрагивающую обычно лишь фонемы ш и ж, представляет такой гигматизм, при котором язык не принимает участия в артикуля­ции и выдыхаемый воздух, попадая в ротовую полость, встречает па своем пути препятствие лишь в виде щели между зубами, огра­ниченной с боков прижатыми к ним углами рта. Проходя через этy щель, выдыхаемый воздух образует характерный тупой шум, к которому при произнесении фонемы ж присоединяется тон голoca. Энергичное произнесение подобных ш и ж сопровождается нередко легким раздуванием щек, в связи с чем этот вид сигматизма иногда называют щёчным.

В числе недостатков произношения фонем ш и ж следует упо­мянуть замену их звуками, близкими или даже совпадающими с фонемой дс и ее звонким вариантом (южнорусское фрикативное г)

Надо иметь в виду, что в некоторых случаях при дефектном произношении твердых шипящих ш и ж отмечается правильное произношение мягких чнщ. Сюда относятся прежде всего два только что указанных вида сигматизма.

Такое расхождение между твердыми и мягкими шипящими объясняется тем, что последние могут воспроизводиться без подъема переднего края языка к нёбу. Можно встретить немало людей, которые артикулируют фонемы щ и ч так, что щель или смычка образуются у нёба не передним краем языка, а передней частью его спинки. Кончик языка при этом опущен и отступает назад из положения, присущего артикуляции фонемы с, что обеспечивает увеличение размеров полости между языком и передними зубами, необходимое для получения шипящего звука. В некоторых случа­ях, при образовании достаточно большой полости, возможно по-нучить и нижние твердые шипящие ш и ж. Однако, как правило, из анатомических недостатков, предрасполагающих к возник­новению дефектов произношения шипящих согласных (прежде всего ш и ж), помимо аномалий в строении речевого аппарата, способствующих появлению дефектов свистящих, следует ука­зать резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую подъем переднего края языка к нёбу, а также высокое и узкое твердое нёбо.

В случае сигматизма, охватывающего и свистящие и шипя­щие согласные, целесообразнее, за некоторыми исключениями, начинать с исправления первых. При сигматизме, распространя­ющемся на всю группу шипящих, следует, как правило, начи­нать с исправления фонемы ш.

Попытка исправить дефект у дошкольников и младших школь­ников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами сходных звуков окружаю­щего мира (шипением паровоза, сжатого воздуха при открыва­нии дверей автобуса, шум деревьев при сильном ветре и т.п.). Зрительную основу подражания составляет показ перед зерка­лом положения языка (при несколько раскрытом рте), пласти­ческое изображение его формы кистью рук. Используется также ощущение широкой и теплой струи воздуха на кисти, поднесен­ной ко рту.

Если таким путем достичь успеха не удается, необходимо ис­пользовать специальные приемы.

В тех случаях, когда наряду с дефектной фон-емой ш имеется нормально произносимая фонема р, следует воспользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуля­ции. Для этого ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом фонему р без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. Протягивая этот шипящий звук, после несколь­ких упражнений его получают уже без предшествующего произ­несения глухого р.

Шипение можно получить и без ослабления выдоха, стоит лишь во время произнесения глухого р слегка прикоснуться шпа­телем или зондом к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достиг­нуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуля­цию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжа­тыми зубами (шипение становится гуще, т.е. ниже), а затем, в заключение серии упражнений, дополнить артикуляцию округ­лением губ (шипение станет еще гуще), что приведет к нормаль­ному звучанию фонемы ш.

Другой прием основан на использовании в качестве базы фо­немы т. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколь­ко раз фонему т с интервалами в 3—4 секунды. Затем упражне­ние видоизменяется: артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указыва­ется, что передний край языка должен смыкаться не е зубами, как вначале, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению альвеолярного т с аспирацией (придыханием), как при английском t. Уже при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий шум. В дальнейшем этот шум по­степенно удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ. Указан­ный прием не всегда удается осуществить, особенно в тех случа­ях, когда ребенок не в состоянии поднять передний край или кончик языка к нёбу.

Следующий прием постановки фонемы ш состоит в исполь­зовании зонда. Базой служит правильно артикулируемая фонема с. Ребенка побуждают 2—3 раза протяжно произнести фонему с отдельно или в слоге с гласной а (с, с а). Вслед за этим при открытом рте под язык подкладывается зонд, после чего дается инструкция сжать зубы и вновь произнести фонему с. Субъективное намерение ребенка выполнить это требование приводит (вследствие механического воздействия на язык) фак­тически к видоизменению шума от свиста к шипению. Регули­руя угол наклона и глубину введения зонда в рот, следует найти такое его положение, которое дает наилучший на данном этапе работы акустический эффект. Пока новая артикуляция языка не»акрепится, нельзя напоминать ребенку о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или включать в упражнения слова, содержащие данную фонему. Материалом упражнений, проде­лываемых с помощью зонда, могут быть слоги со, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен про­износиться протяжно. Когда новая артикуляция укрепится, можно поставить ребенка в известность, какая фонема у него получает­ся, показать ему букву ш и включить в упражнения слова с дан­ной фонемой.

В наиболее трудных случаях приходится начинать постановку фонемы ш с подготовительных артикуляционных упражнений, направленных на выработку умения придавать языку требуемую форму и положение. Сюда относится высовывание языка «лопатой» и дутье с образованием по средней линии желобка. Далее следует просовывание языка в зазор между верхними передними зубами и верхней губой (преддверие рта), облизывание широким языком верхней губы, прикладывание языка к ней, дутье в таком положении с контролем при помощи полоски бумаги над на­правлением струи выдыхаемого воздуха, которая должна идти косо вверх. Если произвольный подъем высунутого языка к вер­хней губе и удерживание его в этом положении оказываются непосильными, то приходится прибегать к механической помо­щи, пользуясь шпателем или пальцами. Добившись дутья с поло­жением языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. При таком положении языка в резуль­тате дутья должен получиться тупой шум, напоминающий своим звучанием английскую глухую фонему th.

Закрепив новую артикуляцию, надо последовательно перейти к заключительным этапам работы, задерживаясь на каждом столько, сколько окажется необходимым для закрепления соот­ветственного уклада речевых органов. Эти этапы состоят из даль­нейшего перемещения языка к нёбу, затем смыкания зубов (то и другое приводит к появлению отчетливого шипения) и, наконец, округления губ.

Дальнейшая задача — закрепление артикуляции в слогах и словах, включающих фонему ш, а в случае необходимости — дифференциация этой фонемы с другими, близкими по меха­низму образования или по звучанию. Надо подчеркнуть важность надлежащей дозировки упражнений, связанных с постановкой и закреплением фонемы ш, поскольку упражнения эти являются весьма утомительными для дыхательного аппарата.

В тех случаях, когда артикуляция фонемы ш (а также ж, р, и л) затрудняется короткой подъязычной связкой, логопедической работе должна предшествовать операция в виде подрезания этой связки. Следует, однако, отметить, что в практике наблюдается тенденция направлять на такого рода операцию детей, в сущно­сти, не нуждающихся в ней. Очень часто несколько укороченная связка может быть растянута с помощью упражнений да и вооб­ще не препятствует выработке правильной артикуляции обыч­ными логопедическими методами. Лишь в самых редких случа­ях, когда кончик языка не может быть поднят даже механическим способом (шпателем), операцию надо считать необходимой.

Исправление дефектов произношения фонемы ж при усво­енной артикуляции ш не вызывает затруднений. Ребенка побуждают просто произнести протяжно ш и включить голос. Предва­рительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребен­ка к своему рту (для ощущения струи воздуха) и приложив другую к своей гортани (для ощущения ее вибрации). Таким же образом ребенок проверяет собственное произношение фонем ш и ж.

Добившись успеха, следует закрепить правильное произноше­ние фонемы ж на материале слогов, слов и фраз и отдифферен­цировать ее от фонемы ш. При наличии фонемы з нетрудно полу­чить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблю­дается правильное звучание фонем щ и ч.

Для исправления фонемы щ, произносимой как с', проще всего воспользоваться зондом или шпателем и, слегка приподняв и ото­двинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), добиться необходимого звучания фо­немы и далее закрепить его упражнениями сначала с механичес­кой помощью, а затем без нее. В заключение необходимо отдиф­ференцировать фонему щ от фонем с и да.

При замене фонемы ч посредством ц' (или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ. Если фонема ш усвоена, то получить ч можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде т. Мож­но рекомендовать также такой прием постановки фонемы ч, при котором базой служит аспирированная (произносимая с приды­ханием) фонема т'. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложен­ным под него зондом, то должно появиться верхнее ч, если же просто отодвигается, то нижнее.

Впрочем, не только фонема ч может быть производной от щ, но
и фонема щ от ч, если последняя усвоена ранее. В этом случае
достаточно протянуть, а затем и отделить от слитной фонемы ее
фрикативную часть (ч______, чш__, щ).

Недостатки произношения фонем р и р'

Разнообразные недостатки произношения фонему носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими фонемами. Вторая разновидность дефекта называется параротацизмом. Механизм образования фонемы р заключается в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следу­ющей гласной фонемы, что видно, например, при сравнении сло­гов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднять к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его пе­ремещением вперед.

Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма. Фоне­ма р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного... Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспоря­дочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специ­фическое дефектное звучание. Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибра­ция носит гармонический характер и слышится отчетливый ро­кот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского v или русского в.

Иногда вместо р отчетливо слышится язычно-задненёбный звук г или его фрикативная разновидность v... Вместо р порой встреча­ется носовой звук G, как английское или немецкое ng, например, в словах long, lаng, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j.. В некоторых случаях приходится сталки­ваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвиолярное) или даже обычное русское д... Попытки произнесли длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л' или полумягко­го l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р'... Воз­можна и обратная замена.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мяг­кой фонеме л (см. ниже). Получается звук, напоминающий сочета­ние рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при ко­тором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выды­хаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боко­вым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В числе указанных недостатков произношения фонемы р име­ется несколько видов параротацизма (заменар согласными р', л, л', и, г, д). Некоторые из них, в частности замена р на р', на л или л', часто находят свое отражение в письме.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р'. Нередко, однако, при де­фектном р отмечается нормальное р'. Иногда бывает и обратное.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномали­ями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высо­кое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластич­ный язык. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочу­щих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и рабо­ту языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фо­немы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произно­шения фонемы р требует специальных упражнений.

Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем по­степенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует вос­пользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого р' получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и.

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, что­бы, добившись правильного положения языка, получить так на­зываемое фрикативное р, артикулируемое при том же положе­нии языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г), например, в словах bread, dr­eam).

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует зак­реплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полу­ченный звук произносился с достаточным напором выдыхаемо­го воздуха, при минимальной щели между передним краем язы­ка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуля­ционные упражнения, которые были указаны для получения тре­буемого положения языка при постановке фонемы ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повто­рения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым обра­зом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английс­кой фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), за­тем из таких же серий, но с усилением последнего звука.., а так­же и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исход­ного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.

Если возникает затруднение в выполнении указанных упраж­нений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации ниж­ней челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завер­шается гласными а или ы.

Полезным для выработки вибрации является произнесение д и место фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во вре­мя длительного произнесения фрикативного р под язык подкла-дывается шпатель с шариком на конце. Шарик Приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего бы­стрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается меха­ническое колебание языка, попеременное смыкание и размыка­ние его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, пред­варительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальней­шем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в уста­новленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохраня­лась минимальная щель.

Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных т или д с фрикатив­ным р (др, др; дддр, дддр; тр_________,

тр тттр тттр). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности -с механическим колеба­нием языка, должны привести к вовлечению в колебание значи-: ельной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.

После того как достигнута вибрация, необходимо путем раз­нообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз про­износимых постепенно все в более быстром темпе, добиться ав­томатизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р, неизбежно на ранних)тапах работы. Если вначале получится только твердое р, то од-повременнс) с его закреплением необходимо начать работу над мягким р'. Если же вначале получится мягкое р', то вскоре сле­дует начать работу над твердым р.

Недостатки произношения фонем л и л'

Недостатки произношения фонем л и л' носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в за­мене этих фонем какими-либо другими, носят название параламбдацизма.

Механизм образования фонемы л состоит в следующем. По­ложение губ зависит от смежных, главным образом последую­щих фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ла, ло, и лу. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкают­ся с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Такой проход может быть лишь с одной стороны, чаще слева. Корневая часть языка под­нята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, зак­рывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкая фонема л' отличается по артикуляции от твердой тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-сред­няя часть его спинки, смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спин­ки языка с альвеолами. Нередко фонема л вообще произносит­ся при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.

Ламбдацизм, охватывающий и фонему л, и фонему л', встре­чается очень редко. Обычно страдает лишь твердая фонема, тог­да как мягкая произносится правильно. Это объясняется более сложной артикуляцией твердого л.

Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновид­ностей, причем многие из них совпадают с рассмотренными ви­дами ротацизма (параротацизма). Сюда относятся, в частности, выражение фонемы в словах в виде удлинения смежных глас­ных.., произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы.., фрикативного г.., замена л фонемой й.., фонемой л' или полу­мягким (вологодским) звуком l.., фонемой н... или, наконец, вос­произведение фонемы л в виде заднеязычного носового звука G.., (как в конце английского слова long, или немецкого lаng).

Пожалуй, наиболее распространенным видом ламбдацизма яв­ляется воспроизведение в качестве фонемы л двугубного Со­нанта w, который слышится, например, в английских словах why, what. Этот звук напоминает в или краткое у и получается в ре­зультате присоединения к голосу легкого шума от трения струи выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными губами. Язык при этом оттянут вглубь рта, как при гласной фо­неме у. Из аномалий анатомического строения речевого аппара­та, предрасполагающих к ламбдацизму, следует указать корот­кую подъязычную связку.

Приемы исправления различных видов ламбдацизма имеют некоторые особенности, но в общем довольно единообразны.

Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, четко произнесенной в слогах (ал------ а, л----- а) логопедом, зрительное восприятие положения языка (при несколько раскрытом рте) и ощущение слабого теплого выдоха сбоку рта на поверхности поднесенной кисти
руки.

Впрочем, исправить ламбдацизм на основе подражания уда­ется редко. Мало того, не достигнув этим способом цели, при использовании других приемов логопеду приходится временно отказаться от произнесения фонемы л в слогах (а тем более в словах) в качестве образца для ребенка, чтобы не вызвать у него ассоциированной со звучанием фонемы привычной артикуля­ции. В качестве специальных приемов исправления ламбдацизма необходимо указать следующие.

Ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Логопед только формулирует инструкцию, но сам на этот раз артикули­рует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении рече­вых органов может получиться протяжное л, на что, однако, не следует пока обращать внимания ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

То же упражнение полезно проделать сначала шепотом, с уси­лением выдоха, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта (или с одного бока). Если возникают трудности в том, чтобы получить проходы по бокам языка и вместе с тем обес­печить форму ротовой полости, необходимую для твердого звуча­ния фонемы л, то следует попробовать такую разновидность под­готовительных упражнений, при которой ребенок, зажав зубами широко просунутый между ними язык, выдыхает воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует вклю­чить голос, в результате чего должно послышаться л с примесью шума, который в ходе упражнений на материале слогов, а затем слов постепенно исчезает. Первые упражнения, направленные на закрепление (Полученной артикуляции сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а, сначала в закрытом слоге ал------, затем между гласными ал------а и, наконец, в открытом слоге ла. Далее включаются слоги с гласными ы, о и у.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения в образо­вании боковых щелей, например при параламбдацизме, прояв­ляющемся в замене л фонемой н, можно рекомендовать приме­нение зонда. Зонд укладывается поперек языка и прижимает его боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы. При таких условиях струя выдыхаемого воздуха устремляется в проходы, образуемые с помощью зонда между боковыми края­ми языка и верхними коренными зубами. Зонд может быть за­менен круглой пластмассовой палочкой, которая также укла­дывается поперек языка. Можно, наконец, прибегнуть к помощи шпателя и после установления смычки кончика языка с верх­ними зубами ввести шпатель сбоку в рот и отжать боковой край языка с одной стороны (у правшей — с левой, у левшей — с правой) внизу, образуя тем самым боковой проход для выдыха­емого воздуха. При включении голоса должен получиться боко­вой сонант.

Если добиться указанных выше укладов языка не удается из-за недостаточной пластичности языка, то следует провести се­рию артикуляционных упражнений, направленных на выработку умения придавать языку форму «колышка», упираться им в вер­хние резцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого возду­ха. Сюда относятся попеременное высовывание распластанного и суженного языка («лопатой», «колышком»), прикосновение кончиком суженного языка к нижней, к верхней губе, круговые движения языка по поверхности нижней и верхней губы («обли­зывание» губ), такие же движения языка в преддверии рта (меж­ду внутренней поверхностью губ и зубами), как бы очищая его от остатков пищи, укладывание кончика языка между губой и зуба­ми внизу, затем наверху, попеременный упор языка в правую и левую щеку, прикладывание кончика суженного языка сзади к верхним резцам и т. п.

Если при исправлении ламбдацизма, связанного со сближе­нием губ... возникают затруднения в преодолении губной арти­куляции, полезно проделать упражнения в попеременном смы­кании и размыкании губ с оскаливанием зубов.

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только фонему л, но и ее мягкую пару л' исправление первой служит надежной базой л для усвоения второй, что обычно легко достигается в от­крытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем)И с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л* и л.

Условием, предрасполагающим к ламбдацизму, является рез­ко укороченная подъязычная связка, препятствующая движени­ям кончика языка, его высовыванию, подъему. При таких обсто­ятельствах приходится ставить вопрос о хирургическом вмешательстве, решение которого может быть принято лишь после консультации с врачом-специалистом (стоматологом, отоларингологом).

После того как достигнута правильная артикуляция фонемы л и проделаны упражнения по ее закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо про­нести ряд упражнений, имеющих целью отдифференцировать вновь усвоенную фонему от той, которой она ранее заменялась.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.